На прошедшем в Сочи форуме «Россия – АСЕАН» было заявлено, что Роснефть намерена принять участие в проекте по строительству нефтеперерабатывающего комплекса Tuban в Индонезии в восточной части острова Ява. По словам экспертов, азиатская страна в ближайшее время станет глобальным транспортным и энергетическим хабом, поэтому проекты по нефтепереработке и нефтехимии в этой стране вызывают такой ажиотаж. Чем же привлекателен индонезийский проект и почему расширение нефтепереработки за рубежом для отечественных компаний – престижное направление развития бизнеса, читайте в материале «ФедералПресс».
«Сейчас Индонезия импортирует произведенные из российской нефти нефтепродукты в основном из Южной Кореи и Сингапура, и Роснефти важно поставлять нефть в страну напрямую», – рассказал глава компании Игорь Сечин во время недавнего визита в Джакарту. А на саммите президент Роснефти сообщил, что десять лет назад Индонезия добывала 71 млн тонн нефти, сегодня – 38 млн тонн, а к 2030 году это будет 11 млн тонн. «И это при росте потребления. Конечно, это создает условия для нашего интереса и по поставкам, и по участию в переработке, и по трейдингу», – прокомментировал Сечин.
Эксперты отмечают, что в последние годы из нетто-экспортера Индонезия превращается в глобального энергетического потребителя. Большую роль здесь играют темпы демографического роста (на данный момент Индонезия занимает четвертое место в мире по численности населения, в стране проживает около 260 млн человек). Рынок во многом ориентируется на потребление моторного топлива, а продажи автомобилей и объем перевозок – функция не только от состояния экономики, но и от демографической кривой.
При этом и рост ВВП в Индонезии значительный – по прогнозам, выше 5 % в год. Именно поэтому аналитики уверены, что в ближайшее время государство станет одним из лидеров потребления топлива в АТР. Для удовлетворения растущего спроса нефтеперерабатывающие мощности до 2020 года должны увеличиться с 1 млн до 2,3 млн баррелей в сутки. «Если заглянуть в будущее на несколько лет вперед, наши ресурсы постепенно сокращаются, они не такие уж богатые, – заявил директор департамента нефти и газа министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Виратмайя Пуйя, выступая на саммите «Россия – АСЕАН». – Но экономика при этом растет, население растет, это показывает, что нам необходимо импортировать большие объемы нефти».
Однако перерабатывать сырье индонезийцы планируют у себя. И хотя на данный момент страна является нетто-импортером моторного топлива и нефтехимической продукции, в ближайшие годы власти планируют создать мощные НПЗ на территории Индонезии. За участие в этих проектах борются крупнейшие игроки нефтяного рынка: о своем интересе к строительству НПЗ и долгосрочным поставкам нефти в Индонезию в разное время заявляли Saudi Aramco, китайская Sinopec и консорциум тайских компаний PTT Global Chemical Public Company и Thai Oil.
Индонезия может стать глобальным транспортным и энергетическим хабом, поэтому проекты по нефтепереработке и нефтехимии в этой стране вызывают такой ажиотаж. По мнению экспертов, даже по сравнению с другими перспективными рынками АТР индонезийский рынок – самый привлекательный, и поэтому стремление крупнейших нефтяных компаний утвердиться на нем вполне естественно. «Создавать производство в Индонезии выгодно: переработал нефть и везешь куда угодно – хоть в Австралию, хоть в Японию, – комментирует директор Rupec Андрей Костин. – Поэтому в регионе регулярно обсуждается множество новых проектов. Особенно привлекательны проекты по строительству нефтехимических комплексов, ведь на продукты нефтехимии в регионе стремительно растет спрос».
По словам представителя министерства энергетики Индонезии Виратмайи Пуйи, Россия для его страны – наиболее предпочтительный партнер. «Что касается переработки, у РФ есть прекрасные технологии, – заявил он на саммите «Россия – АСЕАН». – И мы рассчитываем, что российские партнеры примут участие в строительстве НПЗ Tuban на острове Ява, который очень близок к области потребления – 70 % населения живет в этом регионе».
Проектная мощность первичной переработки комплекса Tuban составляет 15 млн тонн в год. Проектом предусмотрено строительство крупной установки каталитического крекинга мазута, а также нефтехимического комплекса. Предполагается, что комплекс сможет принимать супертанкеры класса VLCC дедвейтом до 300 тыс. тонн. Кроме того, Pertamina неоднократно заявляла, что проект предусматривает строительство нефтехимического комплекса. Расширенная конфигурация завода позволит производить продукцию со значительной добавленной стоимостью, а значит, существенно возрастает инвестиционная привлекательность проекта. Поэтому экспертов не удивляет, что Роснефть проявляет такой интерес к комплексу. С другой стороны, для индонезийской стороны было важно найти опытного партнера.
Накануне саммита «Россия – АСЕАН» Игорь Сечин ознакомил индонезийскую делегацию, в состав которой вошли министр государственных предприятий Рини Соемарно и президент компании Pertamina Дви Соетжипто, с опытом реконструкции Туапсинского НПЗ. Как известно, масштабная инвестиционная программа Роснефти предусматривает увеличение мощности старейшего в отрасли нефтеперерабатывающего предприятия до 12 млн тонн нефти в год и глубины переработки – до 98,5 %. В результате модернизации завода индекс сложности Нельсона возрастет до девяти и достигнет уровня аналогичных показателей НПЗ в Западной Европе. По словам наблюдателей, в ходе модернизации Туапсинского завода компания приобрела компетенции мирового уровня, позволяющие ей проектировать и строить современные технологически сложные НПЗ как на территории России, так и за рубежом.
Как считает эксперт Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов, расширение нефтепереработки за рубежом – это престижное направление развития нефтегазового и нефтехимического бизнеса, которое подчеркивает должный уровень отечественных технологий: «Неслучаен и выбор страны для сотрудничества. Роснефть может стать первопроходцем на страдающем от недостатка топлива рынке Индонезии, что укрепит позиции обеих стран, а также позволит компании получить дополнительную выручку».
«Похоже, Роснефть и Pertamina ориентируются именно на внутренний рынок Индонезии, – отмечает еще один специалист, аналитик «Велес капитала» Василий Танурков. – Если компания будет поставлять на НПЗ собственную нефть, это принесет ей добавленную стоимость».
По мнению ряда экспертов, проект по строительству НПЗ в Индонезии будет реализовываться на принципах проектного финансирования, что минимизирует для Роснефти необходимость инвестирования собственных средств. К тому же, по опыту таких соглашений, вначале готовится технико-экономическое обоснование проекта и лишь потом принимается окончательное инвестиционное решение. А значит, российская компания пока ничего не теряет. Зато приобретает очень многое. Она может застолбить себе место на одном из самых перспективных рынков нефтепродуктов и заключить долгосрочные контракты на поставки энергоносителей. Нельзя забывать также, что Индонезия – потенциальный партнер России по освоению шельфа и представители Pertamina уже не раз заявляли о том, что планируют войти в шельфовые проекты Роснефти в качестве акционера.
Отметим, что по итогам 2015 года Роснефть переработала 12,2 млн тонн сырья за пределами РФ, причем в первом квартале 2016 года выпуск нефтепродуктов компанией на зарубежных НПЗ составил 3,26 млн тонн (+25,8 % год к году). И у компании есть серьезные планы по участию в перспективных нефтеперерабатывающих проектах за границей, в первую очередь на растущем южноазиатском рынке: в этом году Роснефть войдет в акционерный капитал крупнейшего НПЗ региона – 20-миллионный комплекс в индийском городе Вадинар, кроме того активно идет финализация технико-экономического обоснования нефтеперерабатывающего комплекса в китайском Тяньцзине. Данные проекты – элементы долгосрочной стратегии: их реализация позволит создать уникальные синергии в регионе и даст импульс для стремительного развития трейдингового подразделения компании.