Начало июня вместо долгожданного старта курортного сезона принесло жителям и властям Кубани иные заботы: в считанные дни и даже часы на регион обрушилась двухмесячная норма осадков. Вода затопила частные домовладения, обесточила многие кварталы, размыла дороги, создав транспортный коллапс. О разгуле стихии и реакции руководства читайте в материале «ФедералПресс».
Природная аномалия и человеческая халатность
Главный удар пришелся на 1 июня. Самая тяжелая ситуация сложилась в Брюховецком районе, Тимашевске и Краснодаре. В первом муниципалитете был даже объявлен режим ЧС: под воду ушли 40 домовладений, уровень наводнения достигал 15 сантиметров. Тяжкие последствия ливня были отмечены в Краснодаре, где в результате разгула стихии произошли массовые отключения энергии, а движение электротранспорта было временно парализовано.
В кубанской столице непогода привела к человеческим жертвам. Вечером 1 июня 17-летний подросток, переходя затопленную водой улицу Красную, внезапно получил удар током, исходящим от фонаря. Ни прохожие, ни медики помочь молодому человеку не смогли. Проведя проверки, следователи не стали возлагать всю вину на стихию и углядели в случившемся состав преступления по части 2 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»).
К вечеру 3 июня в администрации Краснодара находилось 94 заявки на откачку воды от собственников частных домовладений. К тому времени власти отрапортовали и о восстановлении электроснабжения. 4 июня было объявлено о восстановлении движения по улице Московской, где уровень воды оказался наиболее высоким.
Отрезанные водой
К выходным стихия дошла и до курортных городов. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Сочи. В Лазаревском районе в результате подтопления просел мост на федеральной трассе Джубга – Сочи. На время его восстановления было введено реверсивное движение. Дожди спровоцировали и сход селей. Один из них, сойдя на дорогу Лазаревское – Марьино, отрезал от внешнего мира населенные пункты Марьино, Тхагапш, Татьяновка. Тхагапш также оказался частично подтоплен водами ручья Нагыш. В воскресенье из этих населенных пунктов были эвакуированы 123 человека, включая 40 детей. Для эвакуации использовался в том числе и вертолет. По состоянию на утро 6 июня вода из Тхагапша ушла. Сейчас на поврежденном мосту продолжаются восстановительные работы: укреплены опоры моста, проводится укладка плит для восстановления дорожного полотна, установка бетонных блоков и отсыпка берегов.
Помимо этого точечно были подтоплены 20 улиц в станице Северской, вода зашла на 30 придомовых территорий, из 18 она уже откачана. Также вода откачана из всех 13 домов, затопленных накануне. Превентивные меры в Абинском, Туапсинском районе и Геленджике позволили не допустить серьезных разрушений: все социальные объекты и транспорт работают в штатном режиме. В отдельных микрорайонах Новороссийска вода вышла на улицы, было частично нарушено движение транспорта, подтоплено 13 придомовых территорий. В устранении последствий стихии задействовано порядка 200 человек и 50 единиц техники.
Ливневки и ныне там
Каждое более-менее крупное подтопление кубанских городов порождает разговоры о необходимости глубокой модернизации ливневых канализаций. Еще в 2014 году в Краснодаре начались работы по мониторингу ливневого хозяйства, в ходе которых были обнаружены сотни врезок, ухудшающих работы системы. Тогда городские и краевые власти обещали вместе с экологами следить за ситуацией. В районе улицы Московской, которая практически при каждом ливне уходит под воду, была установлена дополнительная насосная станция, которая должна была предотвратить новые затопления. Поручение установить станцию дал лично губернатор Вениамин Кондратьев. Однако нынешняя ситуация показывает: система ливневой канализации в Краснодаре и других городах находится в кризисном состоянии, уверены эксперты.
В интервью корреспонденту «ФедералПресс» представитель общественного движения «Городские решения» кандидат технических наук Григорий Корнев рассказал, что причины подтоплений кроются не только в тяжелом состоянии ливневых канализаций, но и в неправильном подходе к развитию города. «Там, где раньше были парки и сады, теперь асфальт и многоэтажки. Воде просто некуда уходить», – отмечает эксперт. По его словам, в будущем при застройке новых территорийнеобходимо ответственно подходить к созданию зеленых зон и соблюдению расстояний между зданиями. Однако и на уже застроенной территории, в том числе в центре города, ситуацию можно изменить. «У города много резервов. Есть места, которые заасфальтированы, но не используются. Можно восстановить на них газоны. При этом газоны должны быть ниже проезжей части. Все это не означает, что ливневки не нужно строить и модернизировать, но необходимо понимать, что ими одними не обойтись», – прокомментировал Григорий Корнев.