Свобода слова в интернет-пространстве может прекратить свое существование уже этим летом. Завтра Госдума намерена рассмотреть скандальный пакет поправок в антитеррористическое законодательство. В случае принятия законопроекта, неосторожный пост в соцсетях может быть расценен как призыв к террористической деятельности, за который можно получить реальный срок. Кроме того, поправки предусматривают уголовную ответственность за «несообщение о преступлении». По мнению экспертов, ужесточение законодательства является вынужденной мерой, однако сама трактовка понятия «террористическая деятельность» дает возможность использовать поправки не по назначению. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В пятницу, 24 июня, Госдума с большой долей вероятности примет сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный закон «О противодействии терроризму». Перечень поправок уже окрестили «антитеррористическим пакетом» Яровой. Авторами инициативы также выступили депутаты Госдумы Алексей Пушков, Надежда Герасимова и сенатор Виктор Озеров. Как следует из пояснительной записки к документу, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» направлен на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму. Поправки касаются целого ряда нормативно-правовых актов и расширяют полномочия власти, одновременно ужесточая контроль за населением.
В начальной редакции документа было предложено лишать гражданства лиц, имеющих судимости. Речь идет о статьях 205-206 УК РФ «Содействие террористической деятельности»), статье 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»). Кроме этого лишиться гражданства могут граждане, осужденные за «Возбуждение ненависти либо вражды», а также за «призывы к сепаратизму». Указанный порядок устанавливался только для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство другой страны, что противоречит одному из основных конституционных принципов: «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод».
Авторы документа предлагают так же дополнить Уголовный кодекс статьей за «несообщение о преступлении». Она предусматривает до одного года лишения свободы в случае, если гражданин знал, но не сообщил о готовящемся преступлении. В законопроекте прописан перечень деяний, о которых следует незамедлительно сообщать «куда следует». К их числу относятся статья 205 («Террористический акт»), статья 206 («Захват заложника»), а также статья 357 («Геноцид»). В случае, если гражданин был уличен в недонесении, он также рискует стать невыездным сроком на пять лет.
Одним из наиболее спорных предложений стало ужесточение ответственности за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Под оправданием терроризма понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». В случае принятия поправок, наказание за подобное преступление ужесточится. Виновное лицо может лишится свободы сроком на семь лет с запретом занимать ряд должностей в течение пяти лет.
Пакет поправок также включает статью, согласно которой операторов связи обяжут в течение трех лет хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи. Указанные сведения операторы должны будут предоставлять по запросу уполномоченных органов. В настоящий момент не ясно, будет ли введен некий переходный период, для того чтобы операторы успели провести технологическое переоснащение – по информации профильного комитета Госдумы, поправки могут вступить в силу уже этим летом.
В последнем варианте законопроекта было решено отказаться от идеи лишать граждан российского паспорта. «Нормы о лишении гражданства действительно были исключены из пакета поправок. При этом нормы о невыезде за рубеж остаются», – сообщил «ФедералПресс» член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. По словам одного из авторов поправок, сенатора Виктора Озерова, законопроект вызвал большой резонанс в обществе. «В обществе развернулась серьезная дискуссия: Совет по правам человека, интернет-сообщество и многие другие высказывают свои опасения. Мы этим сейчас занимаемся и стараемся сделать так, чтобы гражданам было понятно (внесение поправок – прим.ред.). Безусловно надо прислушиваться к мнению людей – только дураки отказываются от помощи», – считает он.
Принятие «пакета Яровой» может стать началом антиконституционного переворота в стране, считает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. По его мнению, поправки в антитеррористическое законодательство уничтожают бизнес. «Невозможно хранить в течение такого срока все переписки и разговоры – это огромный массив данных, который с учетом содержания и эксплуатации стоит порядка 50 млрд долларов. Это угробит бизнес, а издержки повесят на граждан», – заявляет депутат. Он также отметил, что в законодательство предусмотрено исчерпывающее количество мер по противодействию терроризму. Кроме того, силовые структуры очень часто пользуются «прослушкой» в обход закона, в том числе, ведут записи телефонных разговоров депутатов Госдумы. «Для этого закон не нужен – они все равно его нарушают. Поэтому для борьбы с терроризмом у спецслужб есть все возможные и невозможные полномочия», – говорит Гудков.
Законопроект направлен не столько на борьбу с терроризмом, сколько на усиление контроля за населением, говорит политолог, журналист Павел Святенков. «Думаю, общество было бы не против, если бы все эти меры применялось против реальных террористов. Экстремистские законы Яровой вызывают такую обеспокоенность в обществе, поскольку люди боятся, что наказывать будут не «отрезателей голов», убийц и бомбистов, а просто мирных критиков власти, которые лайкнули или написали что-то не то», – поясняет он. Святенков вспоминает случай, когда на его знакомого завели дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»). «На одном из митингов он всего лишь произнес фразу: «Пора кончать с этой странной экономической моделью!». В итоге суд расценил это как экстремистский призыв», – рассказывает эксперт.
Замначальника Информационно-аналитического департамента Всемирного Антитеррористического Фонда, исполнительный директор Исследовательского центра корпоративной безопасности Константин Митрошин предлагает условно разделить действия по борьбе с терроризмом на превентивные и поствременные. «В законопроекте не прослеживается четкой линии на предупреждение, скорее наоборот, выражен момент борьбы постфактум: поиск лиц, причастных к терроризму», – говорит он. По словам эксперта, с учетом текущей геополитической ситуации в мире ужесточение антикоррупционного законодательства является вынужденной мерой, однако до крайностей доходить не должно. «Важно, чтобы законопроект не привел к закручиванию гаек на федеральном уровне и не стал дополнительным инструментом по устранению неудобных людей. Поправки должны использоваться по своему прямому назначению», – заключил Митрошин.
Пакет законов Яровой


