Политические заветы Госдумы VI созыва – больше депутатов-доярок и пролетариев – безвозвратно забыты. Но это не значит, что выбранный в сентябре парламент будет компетентней. Теперь в моде яркие лица: сетевые демагоги и бизнес-коучеры. Партиям они удобны тем, что имеют дежурные ответы на все вопросы – даже те, в которых не смыслят. Компанию им составят уволенные футбольные тренеры и экс-префекты. Другая категория кандидатов стара как мир – это политические перебежчики всех мастей. «ФедералПресс» представляет читателям топ кандидатов, которые в нижней палате будут работать на публику, но смогут ли заняться вменяемым законотворчеством – вопрос.
Золото партии
Прошедшие в последние недели съезды политических партий, претендующих на прохождение в Госдуму VII созыва, показательны не столько пафосом и задействованным административным ресурсом, сколько усталостью от несменяемости лидеров. Складывается ощущение, что не народ устал от политиков «из телевизора», а сами однопартийцы с трудом выносят Владимира Жириновского, Геннадия Зюганова или Сергея Миронова. Хотя последний и старается держаться молодцом. Не беда, что даже Анастасия Волочкова отказалась от проходного места в федеральном списке «Справедливой России» – зато есть футболист Валерий Газзаев, экономист Михаил Делягин и человек-энциклопедия Анатолий Вассерман.
Как ни крути, следует признать – скамейка основных у эсеров столь же коротка, сколь у российской футбольной сборной. Некогда бывший третьим лицом в стране (спикером Совфеда – прим.ред.) Миронов не может этого не понимать. Но на людях усиленно бодрится, мечтая о втором после «Единой России» месте. Вот почему он самолично внес на руках коробки с кандидатскими списками в ЦИК РФ, сопроводив действо шуткой: «Несу золото партии».
Летом этого года стало известно, что баллотируется в парламент от СР мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России Валерий Газзаев. В этом году он тренировал варшавскую «Легию», которая выиграла польский чемпионат. Последнее место работы Газзаева - «Алания Владикавказ». В феврале 2014 года футбольный клуб «Алания», руководимый Газзаевым, прекратил своё существование.
Анатолий Вассерман сообщил о своем выдвижении лишь после получения партбилета и согласования выдвижения в списках московской группы, ранее же он предпочитал хранить статус-кво.
Впрочем, дефицит кандидатов для заполнения кресел в нижней палате Федерального Собрания – общая боль для большинства партий, которые только делают вид, что с легкостью преодолеют пятипроцентный барьер. Их уверенность настолько показна и легковесна, что становится даже страшно – неужели российские политики так оторвались от реалий? Ведь видно, что им приходится «скрести по сусекам».
Выбор – право сильного
Не смогут, и ладно – главное попасть в Госдуму нового созыва, а там разберемся. Вот принцип, по которому, похоже, верстались списки большинства партий. В этом отношении ругаемые всеми и вся единороссы явили принципы разумности и избирательности.
Неудобных парламентариев, типа верного годами, а ныне обвиняемого властями Испании в коррупции Вячеслава Резника сделали одномандатником. Теперь он может говорить: «Единая Россия»? Нет, не слыхал...» А генсовет ЕР поддержит: «У нас кандидата по фамилии Резника в партии нет». Всем хорошо, а избиратель заморачиваться не станет.
То же самое – в региональных группах. Певец Иосиф Кобзон снова «спрятан» товарищами в забайкальском списке. Ну а что поделать – ведь своего обещания не ходить на выборы он не сдержал. «В моем возрасте это (очередное избрание — прим.ред.) ни к чему. Я пять раз подряд от одного округа избирался. Округ очень далекий, но менять его не хочу. Это была бы измена», – заявил как-то певец изданию «Собеседник».
В Свердловской области тоже проявлены чудеса политической эквилибристики – шоу-вумен Юлия Михалкова отказалась от участия в выборах (возможно потому, что фотографировалась в стиле «Ню»), бард, а ныне худрук екатеринбургского Театра эстрады Александр Новиков и сделавший неосторожное заявление (а также известный выходкой пойманного на краже колес сына) Илья Гаффнер – вынужденно заделались одномандатниками. И опять никто не скажет: смотрите, вот кто идет в депутаты от партии власти. Потому что партия как бы сама по себе, а Новиков с Гаффнером сами по себе. Удачно отмежевались друг от друга.
Но то «Единая Россия», у которой нет отбоя от желающих попасть в парламент. Она может тасовать соискателей мандатов. Иное дело КПРФ, ЛДПР и СР. И уж совсем не повезло таким объединениям, как «Партия Роста», порядком забытому «Яблоку» или движению наподобие «Альянса Зеленых». Им, что называется, выбирать не приходится, а потому берут, что есть.
«Я его слепила из того, что было»
Теперь пройдемся по персоналиям кандидатов, которых перечисленные выше партии подают за выгодное приобретение. Хотя правдивей сказать, приобретение это вынужденное.
Взять, к примеру, хорошо раскрученного интернетом и журналистами уральского фермера Василия Мельниченко. Страна узнала о нем после набора банальностей, которые аграрий подал президенту Владимиру Путину под соусом «правды-матки» на экономическом форуме в Москве в 2015 году. То, о чем знает вся страна, прозвучало как откровение и обернулось для Мельниченко политическими дивидендами. К нему ломанулись журналисты, что только добавило свердловчанину весу. И вот уже фермер объявляет о создании АПК «Федеральный сельсовет» – естественно, с политическими задачами и амбициями. Сейчас его презентуют как одного из лидеров списка «Альянса Зеленых». Но вот незадача: спросите министра сельского хозяйства Свердловской области Михаила Копытова или рядового фермера – чем успешен сельхозопыт Мельниченко? Быстрый ответ не получите. Ни рекордными надоями, ни впечатляющими урожаями он не прославился, а из его достижений вспомнят мемы: «В России уровень бреда превысил уровень жизни» и «Людей больше всего любят людоеды».
Новичку на политическом поле – Партии роста бизнес-омбундсмена Бориса Титова пришлось едва ли не туже всех. К моменту проведения съезда всех сколько-нибудь известных персон расхватали конкуренты. Потом Титов сам признавался, что его переговоры с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом зашли в тупик. В результате одним из лидеров кандидатской тройки стал бизнесмен Дмитрий Потапенко – бывший управляющий сети «Пятерочка». Его путь к славе был схож с восхождением Мельниченко – известность он получил после одной из словесных телевизионных пикировок. Поняв простоту методы, Потапенко стал записывать видеобращения с нехитрым набором критики в адрес власти. Естественно, не озвучивая способов решения проблем.
В Свердловской области от ПР в Госдуму выдвинется мэр Арамили Владимир Герасименко, которого на Среднем Урале принято считать нетипичным градоначальником. В свое время он публично ушел от «Справедливой России», мотивировав это заботой о городе. Мол, так проще сотрудничать с властями, представленными единороссами. Чем настроил против себя однопартийцев из числа депутатов местной думы. Мэрство Герасименко сопровождалось множеством скандалов (однажды на крыльцо администрации вывалили кучу навоза). Стоит ли удивляться, что он примкнул к партии Титова, рассудив, что работать ему все равно не дадут. С другой стороны, в бытность депутатом регионального парламента господин Герасименко отличался ясностью суждений по разным вопросам.
Получается, что в регионах царит та же кадровая неразборчивость, что и в центре. К примеру, ведущая прогнозов погоды на канале «СТС-Челябинск», обладательница необъятной груди Лариса Сладкова пойдет в Госдуму по Металлургическому округу от «Российской партии пенсионеров». Очевидно, выбор предопределили все тот же дефицит и фактурная внешность. Едва стало известно о предстоящем выдвижении, как интернет запестрил заметками в духе: «ведущая «порнопрогнозов идет в Госдуму». Эффект стопроцентный, а РПП просто в восторге от уровня цитируемости. Ведь на данном этапе от Сладковой большего не требуют, что касается выборов, то до них пока далеко.
Возможно, как раз в таком выборе и есть суть демократии и настоящего парламентаризма – как в той же Италии? Странно, что знаменитой Свете из Иваново не нашлось места в партийных списках.
Зачем позвали?
Многих из представленных партиями эксцентричных кандидатов эксперты между тем оценивают довольно высоко. Например, Олега Митволя. Гуру политтехнологий Игорь Бунин говорит, что это «очень хороший политик, энергичный». «Он использует современные механизмы, способен выиграть в одномандатном округе и вообще придать любой партии дополнительные шансы», – говорить Бунин.
Бизнесмен Дмитрий Потапенко, по мнению эксперта, тоже из этого круга кандидатов – «человек интересный и необычный», а фермер Василий Мельниченко – «человек с блестящим языком, остроумный». Поскольку все они «неординарные, значит, с элементами харизмы».
Единственный, кто вызывает у политологам смешанные чувства – это Анатолий Вассерман. «Это вообще такая чудо-юдо рыба кит. Он очень хорошо говорит, но в том, что он хорошо будет писать законы, особенно такие, которые требуют некой системности, я очень сомневаюсь», – резюмировал Игорь Бунин.
Директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев считает, что привлечение непарламентскими партиями ярких и порой неоднозначных фигур связано лишь с тем, что эти партии «нуждаются в том, чтобы их узнавали». «Поэтому чем чудесатее будет кандидат, тем лучше – о нем и о партии хоть вспомнят что-то, хоть чем-то выделятся», – отметил Журавлев.
Именно роль человека, задачей которого является напоминание о партии и повышение ее узнаваемости, отведена, по мнению эксперта, Анатолию Вассерману. А, к примеру, роль Олега Митволя несколько иная, «и не известно, что хотят эксплуатировать: его известность или его политическую позицию». «Я не думаю, что они оба, да и Дмитрий Потапенко, будут в Думе просто тихо сидеть, – отметил Журавлев. – Научатся ли они писать законы – это одно дело, но то, что тихо сидеть эти двое точно не будут».
Как считает заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов, перечисленные выше кандидаты способны привлечь определенный электорат. Но все это – фигуры разного уровня. Для Партии роста, к примеру, у которой вообще были большие проблемы с подбором «качественных кандидатов», привлечение Дмитрия Потапенко, Ирины Хакамады, Оксаны Дмитриевой – серьезное достижение. «У партии не очень много ярких персон электорально значимых, поэтому каждый такой человек, на вес золота, – считает Игнатов. – Для Партии роста вообще был главный вопрос – кого пригласить. Один Титов и Дмитриева не смогли бы потянуть партию. Но даже нынешний список партии не позволяет говорить о том, что партия может перешагнуть пятипроцентный барьер», – уверен Игнатов.
В целом, по словам Олега Игнатова, для любой непарламентской партии единственная возможность пройти в Госдуму – это «агрессивная кампания против ЕР». «Если вся оппозиция будет вести жесткую кампанию против власти – на этой волне Партия роста может пролезть в Госдуму. Но если кампания будет консервативной, ни Потапенко, ни Хакамада, ни кто-то еще вряд ли вытянут партию в 5%, – отметил политолог. – Вряд ли какая-то из непарламентских партий может рассчитывать на какой-то успех. Никаких шансов у них нет, судя по тому, как развивается избирательная кампания».
По мнению генерального директора Коммуникационного агентства «Actor» Дмитрия Еловского, привлечение медийных персон объясняется также желанием партий «сэкономить ресурсы кампании». «Причем медийные персоны, в отличие от чиновников и политиков редко имеют антирейтинг. Так что в процессе кампании такой союзник со всех сторон хорош. На него даже людей для личных встреч собирать проще», – отмечает эксперт.
Что касается способности написать закон, так это не самое главное для депутатов Госдумы, говорят эксперты. Для написания законов есть огромный штат юристов. «Законы все равно пишут аппараты фракций, поэтому на их юридическое качество образование депутата особо не влияет. А вот его принципиальная позиция может сильно изменить ситуацию при обсуждении законопроекта», – заметил Дмитрий Еловский.
Выборы-2017