В Новосибирске скоро появится первая платная парковка – мэрия уже объявила торги на обустройство места для 50 автомобилей. Этот проект вызвал неоднозначную реакцию у жителей города: многие автомобилисты намереваются бойкотировать этот объект, а некоторые горожане уверены, что платная парковка сможет избавить центр столицы Сибири от пробок. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Ситуация с автомобильным движением в Новосибирске давно уже не устраивает жителей города и транзитных автомобилистов. С утра, в обед и вечером основные магистрали города забиты автомобилями – популярный интернет-сервис, оповещающий онлайн о дорожной обстановке, частенько советует оставлять машины дома.
Впервые о перспективах появления в Новосибирске платных стоянок заговорили в 2011 году. Именно тогда была создана городская служба парковки, на которую мэрия возложила обязанности по организации мест, где можно было бы за определенную сумму на время оставить автомобиль. Но в итоге сотрудники службы, которые вахтовым способом были набраны в районах области, лишь помогали автомобилистам парковаться на Красном проспекте.
На официальном муниципальном портале города в 2014 году проводился открытый опрос – власти поинтересовались отношением новосибирцев к платным парковочным местам. Большинство горожан проголосовало против, и мэрия на время отложила принятие какого-либо решения. Но как рассказал «ФедералПресс» независимый аналитик по транспортным вопросам Александр Колпаков, вопрос о создании платных парковочных мест в Новосибирске назрел гораздо раньше.
«В крупных мегаполисах мира уже давно нет бесплатного парковочного коммунизма, – размышляет эксперт. – Принцип платности занимаемого личным транспортом общественного места давно принят в рамках гражданского соглашения между горожанами и городом. Сегодня, бывая в российских городах-миллионниках, зримо видишь и осознаешь, как они продвинулись далеко вперед в деле организации не только платного парковочного пространства, но и системы организации дорожного движения. Новосибирск сильно отстал в этом аспекте обустройства городского общественного пространства».
Александр Колпаков уверен, что принцип системы платной парковки вполне может решить целый клубок проблем, который накопился за эти годы из-за высоких темпов автомобилизации – это не просто оплата ради оплаты или получение доходов инвестором, вложившим свои средства в организацию платных парковок.
«Власти прекрасно понимают, что сегодня без этого довольно-таки болезненного способа автомобилеподавления уже не обойтись, – считает аналитик. – Это улучшит ситуацию на загруженных дорогах в центре города, позволит парковаться тем, кто приезжает в центральную часть города по делам на небольшой временной период, но не имеющим возможности сегодня припарковаться».
Александр Колпаков обратил внимание на опыт столичных властей. «Введение платной парковки в столице, например, по словам руководителя департамента транспорта московского правительства Максима Ликсутова, отвадило от центра города порядка 800 тысяч легковых автомобилей в сутки. В центре города стало легче дышать. Но одновременно столичные власти продумали до мелочей организацию работы общественного транспорта. Если системно подходить к организации платного парковочного пространства, то хотелось бы надеяться, чтобы здесь был применен принцип окрашенности, наподобие целевого использования средств дорожного фонда. Чтобы парковочные деньги шли на развитие транспортной инфраструктуры города, а не сваливались в общий котел городского бюджета», – предупреждает Александр Колпаков.
В конце августа нынешнего года на портале Единой информационной системы в сфере закупок департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска объявил об аукционе на право обустройства первой коммерческой парковки. По условиям торгов, подрядчик должен будет построить паркинг возле железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный, на площади Гарина-Михайловского.
Эксперт по государственным и муниципальным закупкам, кандидат экономических наук Дмитрий Казначеев считает, что нужно как можно внимательнее отнестись к предстоящим торгам.
«Аукцион с целью размещения государственного или муниципального заказа проводится наоборот – на понижение цены, – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» Дмитрий Казначеев. – Нередко поставщики, желая получить выгодный и престижный контракт, снижают цену до предельно возможного уровня, а заказчик, желая сэкономить бюджетные средства, заключает контракт с тем, кто предложил самую низкую цену. Все довольны – все улыбаются. Однако впоследствии это может обернуться довольно высокой ценой за пользование объектом: построенное по дешевке будет часто выходить из строя, оборудование – требовать замены, а ремонт – привлечения дополнительных рабочих (если, конечно, сервисное обслуживание не входит в условия контракта). Также неизвестно наверняка, с кем из исполнителей работ и в какой степени аффилирован заказчик – вдруг речь идет о совместном освоении бюджетных средств, да еще с последующим получением прибыли с оплаты за парковку? Все возможно», – опасается эксперт.
Начальная стоимость контракта на строительство парковки по ул. Ленина, 86 – почти три с половиной миллиона рублей, эти деньги выделяет муниципалитет. Победитель торгов должен будет на месте нынешней бесплатной парковки обустроить платную, рассчитанную на 50 автомобилей. Стоянка должна быть оборудована современной системой видеонаблюдения и платежными терминалами.
Как рассказал на своей недавней пресс-конференции руководитель департамента транспорта и благоустроительного комплекса мэрии Сергей Райхман, организация коммерческих парковок будет проводиться в три этапа. Чиновник заявил, что к 2020 году в Новосибирске будет примерно 10 тыс. платных парковочных мест.
Член общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области Владимир Кириллов заявил «ФедералПресс», что громкое заявление властей о планах решить «пробочную» проблему при помощи платных парковочных мест – не более чем попытка отвлечь внимание от накопившихся в данной сфере проблем.
«Это путь в никуда, – считает общественник. – За счет монетизации общественного пространства этот вопрос однозначно не решить. Мы еще в 2007 году предлагали разработать целевую программу по парковкам. Уже прошло девять лет – но ничего не сделано! Никакой системной работы власти не проводят. Единственное, выделили 23 участка для создания перехватывающих парковок, но о судьбе их никто ничего не знает. А машин в Новосибирске стало в два раза больше», – констатирует Владимир Кириллов.
По данным эксперта, Новосибирск из-за пробок теряет около 1 млрд рублей в год.
«Почему в Москве к этой проблеме подошли системно? Москвичам предложили единый проездной билет, а одновременно с введением платного въезда в центр города было объявлено об удвоении количества станций метро. У нас этого и в помине нет – власти продолжают впуливать нам платный четвертый мост, а теперь еще и платные парковки. На фоне падения доходов это выглядит просто издевательством», – подытожил Владимир Кириллов.