В Новосибирской области получила продолжение история с уголовным делом, возбужденным против жителя Бердска Максима Кормелицкого. Молодой человек в социальной сети сделал репост фотографии с надписью, высмеивающей людей, окунающихся в прорубь в Крещение, и теперь проведет год и три месяца в колонии-поселении. В знак поддержки жительница Новосибирска разместила ту же картинку на своей странице во «ВКонтакте» и написала на себя заявление в следственные органы. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
В январе 2016 года 21-летний бердчанин Максим Кормелицкий сделал репост фотографии спускающихся в крещенскую прорубь людей. Фотография была оформлена в популярном в соцсетях стиле и снабжена подписью, весьма критично характеризующей героев фото и содержащей нецензурные выражения. После этого, 3 февраля, православный активист Юрий Задоя и член НОД Василий Веселов написали в следственный комитет жалобу. Уголовное дело против жителя Бердска было возбуждено по статье, подразумевающей ответственность за оскорбление чувств верующих.
Стоить отметить, что Максим Кормелицкий, известный в области как достаточно деятельный политический активист с неоднозначной репутацией, уже становился фигурантом нескольких уголовных дел. В 2012 году он получил условный срок за то, что выложил в соцсети видео, критикующее нынешнюю власть. В 2014 году бердчанин подложил муляж бомбы в помещение местного отдела по делам молодежи, где, по его сведениям, в качестве волонтеров работали лица, причисляющие себя к неонацистам. За это его вновь осудили условно.
31 мая суд Бердска вынес Максиму Кормелицкому обвинительный приговор: год и три месяца пребывания в колонии-поселении. Добавим, что, уже находясь под следствием по делу об оскорблении чувств верующих, Максим Кормелицкий похитил из служебного кабинета одной из бердских пиццерий системный блок. За это преступление его приговорили к девяти месяцам исправительных работ с отчислением 10 % дохода государству.
Через несколько дней после приговора член регионального совета партии «Яблоко» Светлана Каверзина, возмущенная приговором, в знак протеста разместила на своей странице во «ВКонтакте» ту же самую фотографию. В беседе с журналистом «ФедералПресс» она рассказала, что эта история ее весьма сильно задела.
«Я поняла, что за Максима никто особо заступаться не будет – мы с ним знакомы, он из небогатой семьи, да еще и не очень дружит с законом, – объяснила Светлана Каверзина. – 1 июня я сделала репост, походила, подумала, и 9 июня написала на себя заявление в следственные органы».
После такого беспрецедентного шага началась следственная проверка, которая прекращалась и возобновлялась три раза.
«В первый раз прокуратура потребовала от следователей проработать мои социальные связи, были допрошены мой муж и сын, – продолжает Светлана Каверзина. – После второго возобновления начали вызывать моих друзей, и опять проверку прекратили. Надеюсь все-таки, что поставлена точка, а следствие этим самым подтвердило мнение многих, что Максима Кормелицкого осудили напрасно».
Корреспонденту «ФедералПресс» удалось ознакомиться с последним отказом в возбуждении уголовного дела.
По информации Светланы Каверзиной, Максиму Кормелицкому пришлось воспользоваться услугами предоставленного государством адвоката, который посоветовал ему признать свою вину и сказать, что он раскаивается. Кроме того, юрист склонил подсудимого ходатайствовать о рассмотрении дела в особом порядке – в таких случаях доказательства сторон не рассматриваются.
Максим Кормелицкий сказал «ФедералПресс», что не совсем понимает поступок Светланы Каверзиной.
«На самом деле, я не очень понимаю такой поступок, – размышляет активист. – Если я попал в жернова системы, это совсем не значит, что из-за меня должны попадать туда и другие. Напротив, хотелось бы, чтобы как можно больше хороших, адекватных людей оставались на свободе, а не сидели по тюрьмам вместе со мной, даже из солидарности».
Максим Кормелицкий заявил, что как только будут оформлены все документы, он отправится отбывать приговор – по его словам, это может случиться и через два дня, и через месяц. Ранее в СМИ он связывал возбуждение уголовного дела со своим сотрудничеством с партией «Парнас», с которой сотрудничал перед прошлогодними местными выборами. По мнению Максима Кормелицкого, православные активисты и НОД попытались таким образом «представить «Парнас» партией преступников, которые не любят православных».
Известный новосибирский адвокат Геннадий Шишебаров в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» посетовал на юридическую неграмотность Максима Кормелицкого и несовершенство нынешнего уголовного законодательства.
«Начнем с того, что он сам признал себя виновным и попросил о рассмотрении дела в особом порядке, – говорит юрист. – А состав преступления по этой статье расписан так, что там масса оценочных суждений. К сожалению, наша Госдума напринимала столько изменений в УК, что читая их, весьма сложно понять, где преступление, а где его отсутствие. Такие расплывчатые законы, которые можно толковать по-разному, – это большая беда сейчас. В советское время уголовные статьи были сформулированы не в пример более четко», – считает Геннадий Шишебаров.
Адвокат не согласен с тезисом, что Светлана Каверзина написала на себя донос.
«Она просто решила показать весь абсурд этой ситуации и несуразность приговора Кормелицкому, – заявил Геннадий Шишебаров. – Преступления такого рода характеризуются прямым умыслом – в данном случае рассматривалось оскорбление чувств верующих, а у нее такой цели не было. И она заявила об этом в своих объяснениях во время следственной проверки. Увы, неопределенное сейчас у нас время, и законы неопределенные».