В российской политической элите очередные перемены возможны еще до выборов, а до конца 2016 года ожидается ряд достаточно громких отставок и назначений. Эксперты полагают, что индикатором станут результаты голосования 18 сентября, от которых и будет зависеть, кто лишится своего поста и будет повышен, кто пойдет на понижение, а кому просто придется выйти из игры. В одной из групп может оказаться и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, в карьере которой также могут произойти большие изменения. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Железная леди» российской политики
Председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко в полной мере можно назвать «железной леди»: как рассказывают сенаторы, ей удалось сделать то, чего никак не мог добиться ее предшественник Сергей Миронов – повысить дисциплину и ответственность членов верхней палаты парламента. Только при Матвиенко сенаторы, среди которых в большей степени солидные мужчины, осознали, что даже небольшое опоздание на пленарное заседание Совфеда, не то что его прогул, не останется незамеченным.
Управленческую закалку Валентина Матвиенко получила еще в комсомоле. В Ленинграде, где и началась ее политическая карьера, Матвиенко с должности первого секретаря Петроградского райкома ВЛКСМ всего за 10 лет выросла до первого секретаря Ленинградского облкомитета ВЛКСМ, а в конце 1980-х стала народным депутатом СССР и членом Президиума Верховного Совета СССР.
Политическая карьера Валентины Матвиенко в 1990-х годах продолжилась на дипломатическом поприще: работая в МИДе, в разные годы она являлась Чрезвычайным и Полномочным послом сначала СССР, затем России на Мальте, после – послом России в Греции.
Следующим шагом по карьерной лестнице для Валентины Матвиенко стала должность вице-премьера, затем – полпреда в Северо-Западном федеральном округе. А в сентябре 2003 года она была избрана губернатором Санкт-Петербурга.
Почти восемь лет Матвиенко возглавляла северную столицу. С подачи главы Башкортостана Рустэма Хамитова в июне 2011 года возникла идея назначить ее спикером Совета Федерации вместо отставленного Сергея Миронова. Однако, чтобы это произошло, согласно российскому законодательству, Валентина Матвиенко должна была стать депутатом любого представительного собрания. И она стала: на довыборах в муниципальном округе «Красненькая речка» города Санкт-Петербурга Матвиенко получила 97,29% голосов избирателей. Правда, такие итоги многим показались сомнительными и вызвали серьезную критику, что, впрочем, ни на что не повлияло.
Новый губернатор Питера Георгий Полтавченко, только-только вступив в должность, назначил Валентину Матвиенко своим представителем в Совете Федерации, а чуть позже сенаторы почти единогласно избрали ее председателем верхней палаты парламента, причем не нашлось никого, кто решился бы оппонировать главному кандидату на пост спикера.
Что ждет Валентину Матвиенко после 18 сентября
В политических кругах делаются разные прогнозы относительно будущего Валентины Матвиенко. Сегодня известны, по меньшей мере, четыре варианта продолжения ее политической карьеры. В частности, есть предположения, что спикер Совфеда может вновь вернуться в Санкт-Петербург на место губернатора. Другой вариант – Матвиенко получит должность премьер-министра. Появилось также мнение, что нынешний спикер Совета Федерации может сменить Виталия Чуркина на посту представителя России в ООН. Наконец, еще одно предположение – все останется, как есть, и «железную леди» никто никуда переводить не будет.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Валентина Ивановна [Матвиенко] останется на своем месте. Это человек команды, а человека команды есть смысл перемещать только в том случае, если в этом есть смысл и если есть куда. Валентину Ивановну – куда? Снова в послы, в губернаторы Петербурга? Все это уже было. Пост первого вице-премьера для председателя верней палаты – это не совсем то, что нужно и, главное, непонятно, зачем. Премьера – да, но тогда встанет другой вопрос в этом пасьянсе: куда девать Дмитрия Анатольевича, и зачем?
Перевод Матвиенко в ООН теоретически возможен, но для нее это понижение. Во-вторых, она не карьерный дипломат, и сказать, что она будет столь же профессиональна, как Чуркин… Вероятность этого события не так велика.
Если ее (Матвиенко – ред.) место понадобилось бы человеку, более нужному, чем она, тогда другой разговор. Но этого нет – вся команда примерно одинаковой степени нужности.
Обновление [элит после выборов], бесспорно, будет. Вряд ли оно будет ураганным: это просто не в стиле Владимира Владимировича Путина – он всегда очень бережен к людям».
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков:
«Валентина Ивановна [Матвиенко] у нас молодая дама, поэтому вопрос омоложения Совета Федерации не стоит. Но она последнее время пыталась выстраивать собственную информационную политику. Видимо, профсоюзная, комсомольская закалка сказывается, опыт важен.
Валентина Ивановна пришла в политику не благодаря Путину. Она была востребована еще во времена [первого президента России] Бориса Ельцина. Я не исключаю, что отчасти ее строптивость сказывается на ее позициях: хотя Совет Федерации голосует как надо, некоторые заявления Валентины Ивановны несколько диссонировали относительно официального мнения по внутренней политике. Я не уверен, что она вернется в Питер, но место какого-нибудь спецпредставителя ей всегда найдется».
Политолог, аналитик Александр Асафов:
«В перестановках в различных структурах, ведомствах, министерствах, в Администрации президента, Следственном комитете эксперты пытаются найти подковерную систему, прогнозировать следующие шаги президента, оценивать силу различных групп влияния, но на самом деле реализуется общая стратегическая задача по обновлению власти. Она давно назрела, потому что многие структуры малоэффективны, либо неэффективны.
Я бы не стал говорить на 100%, что [Валентину] Матвиенко передвинут туда-то или туда-то, но то, что неэффективные и проблемные должности будут модифицированы каким-то образом, – это очевидно. До конца года мы увидим совершенно новую, оптимизированную, мобилизационную систему управления страной.
К Матвиенко есть определенные претензии. На посту председателя Совета Федерации наверняка можно было работать эффективно, и фигура [Георгия] Полтавченко на посту губернатора Санкт-Петербурга считается более сильной. Мое личное мнение: [Сергей] Миронов на посту председателя Совета Федерации был намного сильнее. Но об уровне ее эффективности решать президенту, потому что она отчитывается ему, а не нам с вами. Строить какие-то домыслы при отсутствии конкретной информации, сложно. Но это такая приятная игра, в нее сегодня все играют».
Политолог, соавтор экс-мэра Москвы Юрия Лужкова по книге «И так жить нельзя» Владимир Попов:
«Сегодня идет вполне целенаправленная замена команды: убираются те люди, которые достаточно долго были в окружении президента. Я думаю, он ставку делает на людей из второго эшелона, для которых он более значим, чем для людей первого эшелона.
Валентину Ивановну [Матвиенко] я знаю с детства. Вместе с ней мы работали в комсомоле. Она грамотный, серьезный управленец. Человек, который стремится к самостоятельности в тех пределах, в которых это возможно. Вероятно, она там (в Совете Федерации, - ред.) на своем месте.
На мой взгляд, [Совет Федерации] при Матвиенко стал более самостоятельным и независимым [чем был при ее предшественнике Сергее Миронове]. Валентина Ивановна знает прагму государственной деятельности, прагму жизни, чего не было у других, у того же Миронова. На месте Путина, я бы не спешил от нее избавляться. Даже возвращать в Питер – это пройденный этап, зачем? В то же время, я не думаю, что в силу ее возраста ей будет предложен пост премьера, хотя, без сомнения, она была бы сильнее Медведева».
Директор Национального института внутриполитических исследований Владимир Васильев:
«Я считаю маловероятными вариант возвращения Валентины Матвиенко в Санкт-Петербург или назначения на пост премьера. Дело в том, что в свое время она была удалена из Петербурга за достаточно серьезные просчеты в развитии города, массу критических замечаний в ее адрес. Кроме того, ее деятельность в Петербурге существенным образом понизила рейтинг «Единой России» в тот период, когда она удалялась из города. Учитывая то, что Матвиенко была губернатором, который располагал огромным штатом и бюджетом, а стала председателем Совета Федерации, фактически без бюджета и без штата – это было очевидным понижением для нее.
Когда она стала председателем Совета Федерации, ряд ее заявлений состоял в том, что она коренным образом перестроит и улучшит деятельность палаты. Эти высказывания остались только планами: до сих пор Совет Федерации функционирует по тем правилам и по тем традициям, которые установил [экс-спикер Сергей] Миронов. Никаких особых заслуг или оснований для повышения Валентины Ивановны я не вижу. Напротив, есть шансы, связанные с тем, что может прийти новый председателя Совета Федерации, кто – гадать не буду.
Нужно учитывать, что Совет Федерации в важные моменты для государства принимает серьезные принципиальные решения. Эти решения могут оказаться ключевыми в предстоящий период, и в этом смысле в качестве руководителя Совета Федерации нужен человек, который сумеет эффективно организовывать его деятельность. Поэтому все прогнозы считаю несостоятельными: ни премьер-министром, ни губернатором Петербурга Валентина Матвиенко не будет».
Заведующий кафедрой сравнительной политологии РУДН, политолог Юрий Почта:
«Валентина Ивановна – политик известный, она работала на самых разных должностях и достаточно эффективно справлялась с самыми разными задачами. Ее возвращение в Санкт-Петербург вряд ли возможно – это резкое понижение, и это просто неинтересно человеку, который данный этап прошел.
Возглавит ли она правительство?.. Заранее предполагать, что этот человек подходит, и его назначат, вряд ли возможно. Много зависит от состава депутатского корпуса, от того, сколько голосов будет у «Единой России». До самих выборов, может быть, будет еще ряд отставок и уголовных преследований, что смягчит ситуацию и поможет «Единой России» одержать убедительную победу, и тогда после выборов радикальной смены кадров не понадобится. Еще, конечно, очень важный фактор – внешнеполитический: насколько будут остры международная проблематика и внутренние проблемы – от этого будет зависеть выбор той элиты, которая придет на смену нынешнему правительству, ответственных людей в Администрации президента и в силовых структурах.
Валентина Ивановна – более авторитетный и более опытный политик, чем [Сергей] Миронов. По крайней мере, потому, что она не колебалась в своих ориентациях: она всегда была союзником [президента Владимира] Путина. Я бы согласился с мнением о том, что на месте председателя Совета Федерации Валентина Ивановна себя очень хорошо показала и достаточно много сделала для укрепления авторитета. Остальное зависит от того, как будет дальше развиваться наша федеративная система».
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин:
«Говорить о каком-то конкретном назначении [Валентины] Матвиенко, прочить ей какую-то должность – это может делать только один человек в нашей стране, понятно кто. И то я уверен, что сейчас даже он не знает: все решения будут приниматься после думских выборов.
Я считаю, что Матвиенко не спишут: она референтный политик. Если посмотреть на заявления, которые Матвиенко делала с момента назначения на должность спикера, она, с одной стороны, вела себя абсолютно лояльно, с другой – всегда шла в авангарде и будировала в очень деликатной форме проблемы, которые власти неприятны, но их необходимо решать. Она под новую ситуацию всегда подстраивается, она чует электорат.
Матвиенко всегда будет вести собственную игру в четко очерченных рамках – в таких политиках сейчас есть нужда. Думаю, что-то ей подыщут, причем внутри страны, но не международного уровня – для этого нужно быть абсолютно «своим» для Путина, как [экс-глава Администрации президента Сергей] Иванов. На федеральном уровне ей дадут что-то более значимое. Наверное, она – один из претендентов на пост спикера Госдумы (если ранжировать – у нее вторые шансы). Как это будет сделано технически – я не знаю. Но новой Госдуме нужен не бюрократ, как Нарышкин, а политический менеджер».
Время перемен