Вслед за сентябрьским снижением ключевой ставки Банка России в кредитно-финансовых организациях началось массовое снижение ставок по депозитным и кредитным продуктам. По мнению финансовых аналитиков, в ближайшее время эта тенденция продолжится, поскольку ставка ЦБ может быть снижена еще раз, и возможно, уже до конца 2016 года. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».
Напомним, что в сентябре этого года, сразу после завершения выборов в Госдуму РФ, Центробанк принял решение о понижении ключевой ставки до 10 % годовых. В дальнейшем премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о том, что в ближайшее время снижение ставки ЦБ продолжится в связи с замедлением темпов инфляции. «Сокращение инфляции «дает основание предполагать, что в относительно короткой перспективе можно будет говорить и о снижении основных банковских ставок, включая ключевую ставку Центрального банка», – подчеркнул в недавнем интервью Дмитрий Медведев.
По мнению финансовых экспертов, для дальнейшего снижения ключевой ставки Центробанка РФ существуют и макроэкономические предпосылки, тем более что темпы инфляции, действительно, несколько замедлились. «Безусловно, если говорить о макроэкономической ситуации в данный момент времени – предпосылки для снижения ключевой ставки есть. Макроэкономические показатели в стране если и не улучшаются, то, по крайней мере, не ухудшаются. Инфляционные процессы ввиду кризиса потребления замедлились, банки накопили достаточный объем ликвидности. Все это может стать основанием для дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ уже в этом году», – пояснила в комментарии РИА «ФедералПресс» первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Однако не исключено, что при снижении ключевой ставки в сентябре этого года – с 10,5 % до 10 % годовых – Банк России указал, что данный уровень останется на то время, которое необходимо для преодоления инфляционных ожиданий в стране. «То есть регулятор демонстрирует стремление оставить достаточно высокую ставку, чтобы не было возврата к усилению инфляции. Для этого нужно, чтобы ключевая ставка была примерно на три процентных пункта выше, чем повышение потребительских цен», – уточнил аналитик ГК «TeleTrade» Марк Гойхман.
Напомним, что цель Центробанка РФ – достижение роста цен не более 4 % в 2017 году. При этом в 2015 году уровень инфляции составлял 12,9 %, а в августе 2016 года – 6,9 % в годовом исчислении». Как известно, ключевая ставка ЦБ выступает как ориентир для ставок по всем банковским кредитам и займам в целом по экономике. «А для стимулирования инвестиций и деловой активности нужно, чтобы кредиты обходились дешевле. Тогда будет выгоднее вкладывать в развитие предприятий, а для населения – легче покупать товары. Поэтому в среднесрочной перспективе для страны предпочтительна более низкая ключевая ставка, – считают эксперты. – И если регулятор увидит дальнейшее неуклонное ослабление инфляции, появление уверенности рынка в относительной стабилизации цен, то будет возможность для сокращения ставки. Ведь Дмитрий Медведев говорит о сроках этих событий как об «относительно короткой перспективе».
Как отмечают аналитики, сейчас трудно определить возможный момент для дальнейшего снижения ставки ЦБ РФ, но он может быть выбран и в течение нескольких месяцев, как вариант – в начале 2017 года. «В данном случае в позиции ЦБ и словах премьер-министра России немало общего. Ведь и глава Центробанка Эльвира Набиуллина ранее, через неделю после установления новой ставки, говорила о возможности более быстрого понижения ставки в случае улучшения показателей экономики или повышения нефтяных цен, – подчеркивает аналитик Марк Гойхман. – То есть, здесь важны критерии не только времени, но и качества изменений в происходящих процессах. И если, например, инфляция в ближайшие месяцы будет на уровне 6,5 %, а нефть останется в районе 50 долларов за баррель, как сейчас, то понижение ставки ЦБ до 9,5 % не будет противоречить заявленной политике Центробанка России».
С ним соглашаются и другие финансовые эксперты. По мнению специалиста доверительного управления компании «Инстант-Инвест» Рафаэля Аревяна, раньше начала следующего года дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ РФ ждать не стоит. «На мой взгляд, ставка не будет снижаться до конца 2016 года. И скорей всего, будет снижена в первом или во втором квартале 2017 года, – прогнозирует эксперт Рафаэль Аревян. – Это связано с тем, что, согласно прогнозам Центрального банка, годовой темп прироста потребительских цен в стране снизится примерно до 4,5 % в сентябре 2017 года, а в дальнейшем снизится до целевого уровня 4 % в конце 2017 года. При этом наблюдается медленное снижение темпов роста цен на непродовольственные товары, а показатели месячных темпов прироста потребительских цен остаются повышенными. Поэтому ЦБ будет сохранять умеренно жесткую денежно-кредитную политику. То есть, чтобы определять уровень ключевой ставки в следующем году Банк России будет ориентироваться на инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции».
Кроме того, аналитики обращают внимание на то, что присутствуют риски резкой смены вектора для российской экономики. «Во-первых, нынешний рост цен на нефть может оказаться краткосрочным, поскольку пока нет конкретики от ОПЕК по сокращению объемов нефтедобычи. Во-вторых, имеющийся дефицит бюджета подразумевает различные сценарии его форс-мажорного наполнения. И намеренная девальвация рубля – один из наиболее вероятных сценариев, – убеждена Тамара Касьянова. – В-третьих, существует вероятность, что к концу года Федеральная резервная система США решится на повышение своей ставки. Любой из этих сценариев приведет к ослаблению рубля, которое ускорится в случае снижения ключевой ставки ЦБ РФ». С ней солидарен и ведущий финансовый аналитик EqTrades Евгений Зомчак, который считает, что в долгосрочной цели по инфляции на 2016–2017 годы на уровне 4 % есть «немалое лукавство». «В какой еще стране вы найдете спрэд этого показателя к ключевой ставке в 6 %? Шестьсот процентных пунктов – это намного выше, чем спрэды CDS (кредитных дефолтных свопов – ред.) у России к США», – недоумевает Евгений Зомчак. При этом эксперт отмечает, что первый раз с февраля 2015 года (то есть, «впервые» за полтора года, когда ставку ЦБ снизили с 17 % до 15 % годовых), регулятор в лице Центробанка решил, что рубль ослабеет без особых усилий – самостоятельно (хотя Минфин закладывает в расчеты средние $40 за баррель Brent и падение ВВП на несколько пару процентов) и «разгонит» инфляцию этой зимой. «Волне возможно, что, без учета прочих условий на валютном рынке, Центробанк России не будет «трогать» ставку до инфляционных 5,1–5,5 %, то есть минимум до конца 2017 года или начала 2018 года. При этом Центробанк, как и многие другие, верит в декабрьское заседание ФРС США и, разумеется, в очевидный спрос на иностранную валюту в предновогодний и новогодний периоды», – убежден Евгений Зомчак.
При этом эксперт отмечает, что перегрев российской экономики наступит при уровне 75–80 рублей за доллар. «Однако в 2015 году инфляция была проблемой второго плана, первостепенной «головной болью» был бюджет, из-за чего за год и «смягчили» ключевой индикатор ДКП с 17 % аж до 11 %, – напоминает ведущий финансовый аналитик EqTrades. – Да и ВВП «буксует» с 2015 года, так что инфляционный вопрос сосредоточится на волатильности отечественной валюты. Для притока зарубежных вливаний также будет благоприятным слабый рубль, помимо улучшения прогноза по суверенному рейтингу. А внутренний избыток рублевой ликвидности (любимая фраза господина Улюкаева) будет существенно усилен расходами участников рынка на компенсацию валютных колебаний, да и не представляю, как сумеют ЦБ РФ с Минфином «уложиться» в 2,7 млрд рублей расходов по фондам».
Как поясняют эксперты, в настоящее время дефицит бюджета составляет 1,52 трлн. рублей (2,9 % ВВП), причем тратить на него будут только резервы. «Евробонды получились дорогой и крайней мерой. Еще 1–1,2 % ВВП бюджет потеряет к концу этого года, а в 2017 – 3,2 % ВВП. На 1 сентября Резервный Фонд составлял 2,09 трлн рублей, из них 1,83 трлн рублей планируется потратить до конца 2016 года. При этом за месяц на финансирование бюджетного разрыва из него ушло 390 млрд. рублей (как и в апреле, и в мае), – уточняет Евгений Зомчак. – При бесплодности попыток ЦБ заставить рубль девальвироваться через ставку, очевидно, движения с нефтью друг друга компенсируют. Так что минимум по 400 млрд рублей уйдет на каждый из оставшихся четырех месяцев этого года. В итоге примерно те же 1,8 трлн рублей и получаются. Это еще минимальные «прикидки», под годовое закрытие всегда возникают «неучтенные» сотни миллиардов».
Вместе с тем, финансовые эксперты считают, что на фоне существующих рисков позиция Центробанка России – не форсировать снижение ключевой ставки – кажется вполне логичной, поскольку «регулятор предпочитает дождаться закрепления положительных тенденций и сокращения угроз стабильности рубля».
Фото: kuban24.tv