Top.Mail.Ru
Общество
Москва
6

«Норд-ост»: 14 лет противоречий

В эти дни вся страна вспоминает жертв теракта на Дубровке
«Бить себя в грудь и говорить, что мы защищены, нельзя»
«Бить себя в грудь и говорить, что мы защищены, нельзя»

Сегодня в столице пройдет акция в память о трагических событиях в Театральном центре на Дубровке, где террористы в 2002 году захватили заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост». Как сообщили «ФедералПресс» организаторы, участники запустят в небо более 100 воздушных шаров. С момента трагедии прошло уже 14 лет, однако вопросов в этом деле по-прежнему, больше чем ответов.

Митинг памяти

Сегодня в небо на площади у Театрального центра в Москве выпустят 130 воздушных шаров. Как отмечают организаторы, региональная общественная организация содействия защите пострадавших от террористических актов «Норд-Ост» предлагает принять участие в проведении памятного мероприятия, посвященного XIV годовщине со дня трагических событий в театральном центре на Дубровке во время захвата террористами в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост».

«Памятное мероприятие состоится 26 октября с 10:00 до 12:00 по адресу: город Москва, улица Мельникова, дом 7, на площади. Проезд: станция метро «Дубровка» или «Пролетарская», - говорится в сообщении. В регламент мероприятия входит реквием-посвящение «Норд-Осту», минута молчания, запуск в небо 130 белых воздушных шаров, возложение цветов, концерт-реквием и церковная поминальная служба.

Страшные 58 часов, которые довелось пережить свидетелям теракта в Театральном центре на Дубровке, черным грифелем вписаны в новейшую историю России. 23 октября 2002 года террористы ворвались в здание ДК «Московский подшипник», где в тот день проходил популярный мюзикл «Норд-ост». Группа боевиков под предводительством Мовсара Бараева захватила 912 человек, требуя вывода войск из Чечни.

Освободить заложников удалось только спустя трое суток – переговоры не возымели должного эффекта, и силовики пошли на штурм. В ходе проведенной операции 40 террористов были ликвидированы. Согласно официальным данным, решение посетить спектакль оказалось роковым для 130 человек.

Суд продолжается...

В настоящий момент расследование событий тех страшных дней все еще не завершено. Как стало известно «ФедералПресс», через неделю, 2 ноября, Московский окружной военный суд начнет рассматривать дело соучастника захвата заложников в Театральном центре на Дубровке Хасана Закаева. «Сейчас дело в отношении Закаева находится на стадии следствия, продлили в очередной раз, – отметил в беседе с «ФедералПресс» адвокат пострадавших Игорь Трунов. – Основная проблема – это уведомление всех потерпевших о начале этого суда. […] Где кто находится следствию выяснить достаточно тяжело – там больше тысячи человек. Это родственники погибших и потерпевшие».

По версии следствия, Закаев входил в преступное сообщество, которое возглавлял Шамиль Басаев, и оказывал пособничество в подготовке теракта и захвате заложников в театральном центре. По информации СК, в 2002 году он организовывал транспортировку в Москву оружия и самодельных взрывных устройств, которые и были использованы террористами. По данным СК РФ, 40 террористов, причастных к захвату заложников, уже уничтожены. Закаев находился в розыске, но был задержан при попытке въехать в Крым с территории Украины, предъявив поддельные документы. После его задержания расследование уголовного дела было возобновлено.

Кроме того, как пояснил Трунов, в международном розыске остается еще один пособник террористов Герихан Дудаев. «Основное дело по розыску сейчас приостановлено, из него выделено дело, которое сейчас готовится к рассмотрению в военном гарнизонном суде», – добавляет адвокат.

Еще в декабре 2011 года Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобы 64 пострадавших во время теракта и установил, что в отношении заявителей было нарушено «право на жизнь» (ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод – прим. ред.). Он присудил пострадавшим компенсацию на общую сумму порядка 2 млн евро и обязал Россию провести независимое расследование в части контртеррористической операции, а также действий должностных лиц, которые могли стать причиной гибели заложников во время захвата Театрального центра. Российская сторона ответила отказом. «Я долгое время судился с Российской Федерацией именно за исполнение решения суда. В результате я проиграл. Тогда мы подали жалобу в Кабинет министров и сейчас она находится в подвешенном состоянии. Какое будет решение? Не хотелось бы, чтобы оно спровоцировало вывод России из состава суда по правам человека», – делится опасениями адвокат потерпевших.

Трунов убежден, что «Норд-ост» изобличил системные проблемы нашей страны, которые спустя 14 лет по-прежнему остаются неразрешенными: контртеррористические операции проводятся плохо, в отношении следователей практически невозможно возбуждать дела и решения Европейского суда выполняются выборочно. Кроме того, за кадром то и дело главные виновники трагедий – спонсоры тероризма. «Во всем мире акцент ставится на финансировании терроризма и организации террористического акта. Это основа: есть деньги – всегда можно найти исполнителей и тех организаторов, которые организуют обучение, доставку оружия и оборудования. В случае с нашей страной система хромает, потому что акцент делается на исполнителе», – констатирует адвокат.

Вольная трактовка

Промежуточные итоги расследования готовы поставить под сомнение те, кто стал невольным участником событий на Дубровке. Бывшая заложница «Норд-оста», основатель сайта nord-ost.org Светлана Губарева, потерявшая дочь в результате трагедии, говорит, что у нее остались претензии к качеству как самой операции, так и проведенных спасательных работ. В частности, установлено, что непосредственно террористами были убиты четверо человек. Причиной смерти остальных заложников принято считать «сочетание неблагоприятных факторов»: обезвоживания, стресса, голодания и обострения хронических заболеваний. Власти отрицают версию, что причиной массовой гибели людей мог стать газ, который применялся нашими силовиками во время захвата. При этом формула вещества так и не была раскрыта. «Я не химик и меня сама формула не интересует. Меня интересуют последствия для моего здоровья. Я плохо себя чувствую, а врачи не могут мне помочь. Они говорят, если бы мы понимали, чем вас травили, тогда бы могли что-то сделать. А так лечение проходит чисто симптоматически, системного нет», – рассказывает потерпевшая.

Не утихают споры и в отношении данных официальной статистики, согласно которым жертвами теракта стали 130 человек. На практике эта цифра была значительно выше, утверждает Светлана Губарева. «Если сложить цифры, которые приводятся в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, то получится 174 погибших. Мы не придумываем, мы просто взяли и сложили. И это было одной из претензий к качеству следствия: почему официально 130, а по документам получается больше. Просто сложить – ведь большого ума не надо. Это один из вопросов. Есть еще целая куча вопросов, на которые по-прежнему нет ответа. Я уже думаю, что при моей жизни мы их получим», – признается она.

Никто не скажет: «спите спокойно» …

Пожалуй, главный неразрешенный вопрос, который застыл на устах у свидетелей трагедии «Норд-оста»: можно ли было избежать гибели стольких людей? По мнению вице-президента Фонда ветеранов боевых действий и участников вооруженных конфликтов Романа Касьяненко, прежде необходимо вспомнить напряженное состояние, в котором тогда находилась наша страна. «Были внутренние конфликты, полыхал Северный Кавказ. На тот момент все было по-другому… Теоретически, конечно можно было бы избежать этого. Если бы наши спецслужбы работали на тот момент так, как должны в идеале, были бы на столько сильны, агентура работала бы хорошо», – рассуждает эксперт.

По мнению Касьяненко, теоретически, любую трагедию можно было бы предотвратить. Однако, реальная жизнь не знает сослагательного наклонения и от повторения сценария 2002 года не застрахованы граждане ни одной страны мира. «Бить себя в грудь и говорить, что мы защищены, нельзя. Этого вам не подтвердит ни один нормальный человек и ни один адекватный специалист, хотя бы мало-мальски разбирающийся в ситуации. Никто не скажет: спите спокойно. Нет, мы все должны быть бдительны», – убежден ветеран спецподразделений. При этом он подчеркивает, что конкретные результаты в борьбе с терроризмом достигаются исключительно посредствам совместной работы государства и каждого отдельно взятого человека.

Как считает Светлана Губарева, ни одно государство в мире не способно победить терроризм без участия граждан. «Боевики планируют теракты, покупают оружие и изготавливают бомбы не в безвоздушном пространстве. Рядом есть люди, которые видят и знают об этом, но молчат, – говорит бывшая заложница. – Видимо, дожидаются, когда рванет рядом с ними – тогда может быть начнут говорить! Вот это, наверное, самая большая беда наших людей. Позиция, как у страуса: засунул голову в песок, я об этом не думаю, значит ничего со мной не произойдет. Но это нас не защищает. Только все вместе мы сможем победить эту заразу».

Справка судебных процессов:

 

  • 22 ноября 2002 года Генпрокуратура России объявила о причастности к теракту чеченцев Аслана Мурдалова и братьев Алихана и Ахяда Межиевых, задержанных в том же месяце за взрыв автомобиля у ресторана «Макдоналдс» 19 октября. Позже были задержаны лидер группы Асланбек Хасханов и его подельник Хампаш Собралиев.
  • 20 июня 2003 года Мосгорсудом приговорён чеченец Заурбек Талхигов за пособничество террористам Бараева. Он передавал им сведения о расположении спецназа.
  • 12 февраля 2004 года на 7 лет был осужден майор милиции Игорь Алямкин, оформивший регистрацию Луизе Бакуевой, участвовавшей в совершении теракта на Дубровке. Как сказано в приговоре суда, летом 2002 года майор Алямкин исполнял обязанности инспектора паспортного стола ОВД «Нижегородский». 20 августа старший инспектор этого ОВД, Алексей Промыслов, послал к нему своего знакомого Сергея Грибкова, и тот попросил оформить некой Бакуевой регистрацию в Москве. В обязанности Алямкина входило лишь проверить наличие у Бакуевой необходимых документов и направить их на подпись начальнику. Вместо этого он сам выписал ей регистрацию, подделал подпись начальника ОВД и поставил печать, получив за это от чеченки 500 рублей, пишет «Википедия».
  • В декабре 2011 года Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить 1,3 млн евро жертвам теракта, при этом он оправдал штурм, но осудил власти за дальнейшие действия.
  • 2 ноября 2012 года Лефортовский районный суд разрешил возбудить уголовное дело против руководителей штурма «Норд-Оста». Через 10 дней прокуратура обжаловала это решение, но в декабре 2012 года Мосгорсуд оспорил отказ в возбуждении уголовного дела.
  • В декабре 2014 года при попытке въезда в Крым по поддельным документам был арестован Хасан Закаев. По версии следствия, Закаев входил в организованное преступное сообщество, которое возглавлял Шамиль Басаев, и оказывал пособничество в подготовке теракта и захвате заложников в Театральном центре. Закаев был помещён в Лефортовское СИЗО.

 

 Фото: cont.ws,mk.ru, topwar.ru, gdb.rferl.org, metronews.ru

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.