Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
2

Доноры устали. О чем главы обедневших регионов попросили Москву

В 2017 году положение регионов-доноров продолжит ухудшаться. В попытке устранить возникшую в стране бюджетную диспропорцию, правительство ограничивает участие таких субъектов в программах софинансирования и централизует налог на прибыль. Бенефициаром грядущих изменений станут регионы со слабой экономикой: часть полученных средств равномерно распределят между всеми территориями. Плюс ко всему, бедные регионы «подкормят» бюджетными трансфертами. Как результат - высокие показатели экономики становятся не нужны губернаторам. Проще просить поддержку из федерального бюджета, генерируя реальные и утопичные проекты развития. О том, какие ключевые идеи получат развитие в регионах в 2017 году, – в материале «ФедералПресс».

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Низкая бюджетная обеспеченность остается ключевой проблемой субъектов и головной болью для чиновников как на местном, так и на федеральном уровне. По данным экспертов РАНХиГС, по итогам первого полугодия 2016 года уровень жизни населения и потребление домохозяйств продолжают снижаться в подавляющем большинстве регионов. Доходы граждан сократились в 72 субъектах РФ, в том числе во всех регионах востока страны и Урала, а также Приволжского ФО, за исключением Татарстана. Официальных данных за весь 2016 года пока нет, однако эксперты прогнозируют, что падение продолжится. В целом за три года уровень благосостояния снизился на 10 процентов по сравнению с 2013 годом. При этом суммарный объем государственного долга регионов за последние три года увеличился на 27 процентов и превысил уже 2,2 триллиона рублей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

С больной головы на здоровую

Решить проблему неравенства доходов кабмин предлагает путем перераспределения части налога на прибыль между богатыми и бедными регионами. В октябре правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают передачу в 2017-2019 годах из тех 18% налога на прибыль, которые забирает себе каждый регион, отдавать в Москву еще 1% (в масштабах РФ это порядка 121 млрд рублей). Средства будут использованы на увеличение фонда финансовой поддержки регионов, увеличение грантов и компенсацию суммы прироста налога на прибыль, которую регионы смогут оставлять в своем бюджете. «Таким образом, эффективно работающие регионы, снижая уровень дотационности, будут получать из федерального бюджета адекватное вознаграждение и компенсировать уменьшение дотаций», – рассказал в интервью ТАСС вице-премьер Дмитрий Козак. Тем не менее, как оказалось, далеко не все главы субъектов согласны с идеей централизации налога на прибыль. По их мнению, такая «уравниловка» дестимулирует успешные регионы. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин назвал это предложение политическим, и добавил, что принцип «отобрать и поделить» ни к чему хорошему не приводит, как показывает история России. Не менее критично отозвался о проекте закона глава Татарстана Рустам Минниханов в ходе последнего в 2016 году заседания парламента. Он заявил, что федеральные власти буквально принуждают территории-доноры финансово помогать менее обеспеченным регионам и назвал это прямым нарушением российской Конституции.

Страна победившего федерализма

В части изменения структуры межбюджетных отношений кабмин шагнул еще дальше. По поручению правительства до 1 февраля Минфин и Минэкономразвития должны представить предложения по изменению бюджетного законодательства, которые определят новый порядок предоставления федеральных субсидий регионам. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, они должны распределяться «исходя из потребности в развитии отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, а также уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Предполагается, что больше средств получат регионы с наиболее высокими показателями развития экономической и социальной сферы. Успешным регионам будут предоставляться гранты из специального фонда, размер которого может составить около 20 млрд рублей.

По мнению экспертов, тенденции прошлого года позволяют предположить, что в 2017 году Кремль будет жестко отстаивать политику финансовой поддержки проблемных территорий при сохранении нагрузки на регионы-доноры. Сохранение существующего уровня господдержки регионов даже при наличии там серьезного бюджетного дефицита с большой долей вероятности продолжится и в 2018 году.

Курганский сенатор Елена Перминова убеждена, что решение об изменении механизма распределения налога между федеральным центром и регионами стало негативным итогом для преуспевающих субъектов, которые понесут серьезные финансовые потери. «В плюсе» останутся регионы, где уровень бюджетной обеспеченности находился ниже единицы. «Да, регионам донорам будут выделены гранты, но от них забрали больше, чем они могут получить. Опять же, для получения этих средств существует множество критериев и конкурс, – говорит Перминова. – Немного непродуманно, как можно было бы поступить в случае с нашей страной. Все-таки основа нашего государства (это прописано и в Конституции) – бюджетный федерализм, поэтому все регионы должны находиться в равных условиях. Имеются в виду условия получения государственных услуг для людей, проживающих в этих регионах».

Свердловская область

Свердловская область – один из 13 регионов-доноров (4 из которых расположены на Урале), поэтому ситуация здесь несколько сложнее, чем в других регионах. Например, в 2017 году по утвержденному проекту бюджета Свердловской области будет выделено меньше средств на транспорт. В данный момент так же не предусматривается федеральных денег на подготовку к чемпионату мира по футболу, который должен состояться летом следующего года.

На деньги свердловские власти претендуют через заход в федеральные программы. Перед каждым министром стоит задача попасть в максимально большое число ФЦП, поэтому главы ведомств регулярно ездят в Москву.

По итогам года, сумма, которую получит Свердловская область из федерации, может составить 12-12,5 миллиардов рублей. Средства будут направлены на поддержку сельского хозяйства, молодежную политику и другие направления, по которым возможно софинансирование. Кроме того, свердловские власти пытаются получить больше средств на строительство школ (Москва выделяет ограниченное количество, поэтому надо доказать возможность софинансирования).

«В трудных условиях необходимо расставлять приоритеты. Нам предстоит очень серьезная работа с федеральными структурами по привлечению средств. Мы делаем упор на включение тех расходов, которые позволят привлечь средства федерального бюджета. Это касается и школ, и газификации, и ЖКХ, то есть практически всего – 11 приоритетных направлений. Готовим проекты, чтобы зайти с предложениями, которые нам позволять получить федеральное финансирование», – рассказывал перед принятием бюджета первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов.

Свердловский минфин последние несколько лет старательно переходит на схему бюджетного, а не банковского кредитования. У банковских кредитов существенно выше процент, но, чтобы получить кредиты из федерального бюджета, Свердловской области приходится выполнять строгие условия соглашения, например, дефицит бюджета региона не должен превышать 50% от долговой нагрузки. Если соглашение будет нарушено, области придется возвращать все бюджетные кредиты сразу же.

Челябинская область

В Челябинской области – а это еще один регион-донор - большая часть крупнейших целевых программ реализуется на основе софинансирования из средств федерального бюджета. Лоббирование интересов региона - прерогатива лично губернатора Бориса Дубровского, а также профильных министров.

В 2017 году финансирование большинства таких программ было сокращено. Тем не менее заявленные в принятом депутатами областного Законодательного собрания бюджете показатели оцениваются властями как умеренно позитивные.

Среди крупнейших программ, на финансирование которых из средств федерального бюджета претендовал Южный Урал - поддержка регионального сельхозпроизводителя. При общем предполагаемом финансовом объеме программы - более 900 млн рублей, доля Москвы составляет около двух третей - 567 млн рублей. Зато программа по обеспечению жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей будет профинансирована в основном из средств областного бюджета - 387 против 137 млн рублей федеральных трансфертов.

В подавляющем большинстве случаем федеральный центр готов финансировать просьбы региональных властей на условиях финансировании ими трети рассчитываемой стоимости программы. К примеру, на область треть расходов в рамках реализации на территории региона отдельных мероприятий госпрограммы по развитию здравоохранения (суммарный объем - 143 млн рублей), укрепление материально-технической базы сельских домов культуры (52 млн рублей).

Тюменская область

В Тюменской области ситуация несколько сложнее и запутаннее. Согласно данным по бюджету на будущий год, в казну региона из федерального центра будет направлено 3,4 млрд рублей, опять же, по большей части в виде субвенций. Так, 1 млрд руб будет потрачен по статье о поддержке семьи. Остальные субвенции «размазаны» по десяткам реализуемых программ. Довольно примечательной является ситуация, при которой Тюменская область субсидировала федеральный бюджет на 365 млн рублей для строительства двух трасс, соединяющих Тюмень с соседними регионами — ХМАО и Омской областью. Летом прошлого года начальник Главного управления строительства региона Сергей Шустов говорил также о привлечении федеральных средств для строительства платного участка Восточного обхода Тюмени, который призван соединить федеральную и региональную дороги в направлении поселков Боровский, Винзили и Богандинский. По планам, федеральные средства должны были покрыть до 75% стоимости объекта, но был ли одобрен этот план — пока не сообщалось.

ХМАО

Безвозмездные поступления в бюджет ХМАО — самые большие в Западной Сибири и превысят в 2017 году 3,5 млрд рублей В виде субсидий из них – лишь 71,7 млн рублей Почти 42 млн рублей из них будут использованы на реализацию программы развития здравоохранения, еще 28 млн рублей – на развитие сельского хозяйства и молочного животноводства. Субвенции составляют 3,2 млрд рублей, наиболее крупные из них – по таким направлениям как поддержка семьи и выплата декретных и больничных при банкротстве компании (1,08 млрд руб), оплата услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан (878 млн рублей), осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (361 млн рублей) и выплата пособий по безработице (328 млн рублей).

ЯНАО

Бюджет ЯНАО довольно слабо зависит от федеральных средств. Согласно проекту бюджета на 2017 год, из федеральной казны в виде трансфертов предусмотрено 1,2 млрд рублей — учитывая общий объем доходов в 112 млрд рублей это лишь около 1% бюджета края. При этом, объем субсидий, предназначенных на софинансирование конкретных программ стремительно сокращается. Если в 2015 году это было более 305 млн рублей, то на 2017 год заложено 52,7 млн рублей с дальнейшим сокращением до 32 млн рублей остальные средства приходят в регион в виде субвенций для осуществления полномочий регионального уровня. Часть этих средств в виде субвенций перейдут на муниципальный уровень. Что касается субсидий, то почти 34 млн рублей из федеральной казны будет потрачено на поддержку арктического агропрома — животноводства, рыболовства и ряда других направлений.

Курганская область

В Курганской области 2016 год прошел под знаком борьбы властей региона за выравнивание бюджетной обеспеченности. Поставить все субъекты Федерации по этому критерию в равные условия – главная принципиальная просьба губернатора Алексея Кокорина к федеральному центру в последнее время.

Как сообщили в финуправлении, основное софинансирование из федерального бюджета в 2017 году пойдет на программу переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, строительство жилья для детей сирот, новой школы в селе Нижнее Куртамышского района. Спортсмены области также рассчитывают на получение денег на новое покрытие стадиона КЗКТ в Кургане.

Напомним, Алексей Кокорин еще в октябре 2015 года делал доклад по этой проблеме на парламентском часе в Совете Федерации. Его предложения были услышаны, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала такую позицию. С этим согласилось и Министерство финансов, эту проблему донесли и до президента страны Владимира Путина.
В комментарии для «ФедералПресс» Алексей Кокорин отметил: «В этом направлении уже очень много сделано. В конце 2016 года мы получили дополнительно из федерального бюджета 500 млн рублей. А в 2017 году на выравнивание бюджетной обеспеченности получим 2 млрд. 700 млн рублей плюсом к тому, что мы имели. Это записано в строке бюджета и это шаг вперед. Понятно, что многим субъектам, которые отдают много денег в этот фонд, это не нравится. Я, кстати, не за то, чтобы брать деньги с богатых регионов и отдавать их бедным. И Зауралье тоже отдаст в этот фонд около 200 млн рублей. Нужно искать другие источники для такого фонда».

Депутат ГД РФ от Курганской области Василий Шишкоедов сегодня в комментарии по этой теме в местной прессе, отметил, что «этот вопрос уж очень остро обсуждался (вы, наверное, знаете, что территории-доноры сопротивлялись, тем не менее представителей этих регионов нам удалось убедить в необходимости принятия такой меры). В специальном фонде накоплено более 120 миллиардов рублей, деньги из него пойдут на выравнивание бюджетных потенциалов территорий. Кроме того, принято решение о направлении около 200 миллиардов рублей на погашение задолженности регионов по коммерческим кредитам».

Губернатор на итоговой пресс-конференции сообщил, что год удалось закончить без увеличения кредиторской задолженности. «Доходы сегодня – 35 млрд рублей, расходы – 38 млрд рублей. По итогам финансового года мы не увеличили задолженность и закредитованность областного бюджета». Однако, по мнению главы Зауралья, вал социальных обязательств нивелирует дополнительные доходы.

Поправки в Бюджетный кодекс изменили межбюджетные отношения между Москвой и регионами. Теперь дотация введена в рамки соглашений между главой региона и Минфином РФ. И условия этих соглашений очень жесткие, подчеркнула начальник финансового управления области Елена Лукашук на заседании областного заксобрания. И в части введения налоговых льгот в регионе, и в части наращивания собственных доходов, оптимизации расходов. Таким образом, главный итог 2016 года и надежда на 2017 – й в отношениях с Москвой – тот факт, что методика распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации изменена, и новые подходы использованы в федеральном бюджете на 2017 год и на два года вперед. А реальный эффект от этого покажет время.

Краснодарский край

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в своем комментарии обратил внимание, что, если сравнивать со средними показателями по России и ЮФО, «экономика региона выглядит вполне успешно». Например, в прошлом году собственные налоговые и неналоговые доходы выросли больше, чем на 14 %, не была допущена рецессия, а ВРП составил чуть меньше 1 %, при этом в этом году ожидается рост до 2 %.

Но, конечно, есть проблемы – и их немало – которые регион самостоятельно, без помощи федерального центра решить не сможет, говорит глава. Например, без этой поддержки невозможно было бы в 2015 году закрыть очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет, а сейчас невозможно решить вопрос о строительстве новых школ, чтобы все школьники могли учиться только в одну смену. «Очень много вопросов сельских жителей мы смогли решить в последние годы именно с помощью федеральных субсидий», – добавляет Кондратьев.

«Если мы говорим об обеспечении базовых стандартных социальных потребностей жителей, здесь нельзя руководствоваться принципом «деньги к деньгам», – продолжил Кондратьев. – Все дети должны получать образование, у каждого должна быть возможность получить медицинскую помощь и так далее. Независимо от уровня софинансирования, потому что это – сама жизнь. Другой вопрос – если мы говорим о развитии территорий. В этом случае, вполне уместно, мне кажется, средства направлять тем регионам, у которых есть возможность «добавлять» и вкладываться, тем, кто демонстрирует и готов подтверждать рост».

Ростовская область

Донской губернатор Василий Голубев отметил «ФедералПресс», что по поручению президента регионам была поставлена задача сократить уровень госдолга и минимизировать привлечение коммерческих кредитов. Для замещения долговых обязательств по коммерческим кредитам предоставлялись бюджетные кредиты. «В 2016 году Ростовская область для погашения рыночных долговых обязательств получила льготные бюджетные кредиты из федерального бюджета в объеме почти 6,5 млрд рублей. Это позволило нам снизить расходы на обслуживание госдолга более чем на 276 млн рублей, – рассказал Голубев. – Поддержка из федерального бюджета не только уменьшила уровень долговой нагрузки до 33,6 %, но и улучшила структуру госдолга Ростовской области».

В этом году область на аналогичные цели планирует получить 3,1 млрд рублей бюджетного кредита. Кроме того, регион дополнительно должен получить федеральные средства на возвратной основе в размере 1,6 млрд рублей.

Нижегородская область

В министерстве финансов Нижегородской области назвали целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление целевых бюджетных кредитов для реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года без установления дополнительных требований на срок до 5 лет. «Также считаем целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление субъектам РФ беспроцентных бюджетных ссуд на частичное замещение рыночных долговых обязательств», – добавили в министерстве.

В Нижегородской области сохраняется потребность в дополнительных средствах на обновление объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры, коммунальных сетей, необходима дальнейшая реализация программы расселения ветхого жилищного фонда, реконструкция и расширение дорог с учетом сложившейся загруженности, строительство новых транспортных развязок. Дополнительную финансовую помощь из федбюджета представляется целесообразным направить, прежде всего, на строительство новых школ и реконструкцию старых, расселение ветхого жилого фонда, ремонт и реконструкцию дорог с учетом новых технических требований, сказали в нижегородском минфине.

В министерстве отметили, что правительство Нижегородской области на постоянной основе проводит работу по оптимизации структуры государственного долга, в результате которой в его структуре более 85 % составляют среднесрочные и долгосрочные заимствования (сроком от трех лет и более), что позволяет минимизировать риски наступления «пиков платежей». С 2004 по 2016 годы регион разместил 11 облигационных займов на общую сумму 64 млрд рублей. «Спрос на приобретение облигаций Нижегородской области ежегодно значительно превышает предложение: в 2,5 раза в 2013 году, в 1,5 раза в 2015 году и в 2,5 раза в 2016 году. Средства от размещения облигаций направляются на погашение более дорогих кредитов коммерческих банков и на покрытие дефицита бюджета», – уточнили в нижегородском минфине.

Практика выпуска облигационных займов Нижегородской области продолжится в 2017–2019 годах: в текущем году планируется разместить заем в объеме 12 млрд рублей, в 2018 и 2019 годах – по 10 млрд рублей.

Фото: ysia.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.