Каждый месяц в Челябинской области от алкоголя умирает в среднем по 50 человек. Несмотря на то, что смертность от суррогатов снизилась на 21 %, трагедия в Иркутской области, когда несколько десятков граждан погибли от выпитого парфюмерного «Боярышника», активизировала предновогодние проверки торговых точек и аптечных сетей правоохранительными органами. Главный нарколог регионального минздрава Борис Изаровский констатирует эффективность проведенных силовиками мероприятий – впервые за несколько лет в наркологии не было аншлага после праздников. Между тем заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский считает, что принятие профилактических мер и снижение акцизов недостаточны: необходимо на уровне государства бороться с бедностью. Подробности – в материале информационного агентства «ФедералПресс».
После трагедии в Иркутской области, когда в декабре прошлого года более 50 человек скончались от отравления концентратом для ванн, созвучным с названием одноименного лекарственного препарата, «Боярышник», в Челябинской области начались экстренные проверки торговых точек и аптечных сетей. Как рассказал сегодня, 19 января, на пресс-конференции и. о. начальника экономической безопасности и противодействия коррупции регионального ГУ МВД подполковник полиции Анатолий Сабодаш, в результате оперативных действий было проверено 854 объекта розничной торговли, изъято 444,5 тыс. единиц спиртосодержащей продукции, реализуемой без соответствующих документов, в числе которых лосьоны «Хлебный», «Боярышник», «Огуречный», настойка «Крапива».
По его словам, всего за год правоохранительными органами удалось изъять из оборота около 480 тыс. литров суррогатного алкоголя. «Один из нелегальных цехов с четырьмя линиями производства функционировал возле челябинской городской свалки. Суррогаты разбавляли водой из скважины глубиной в 27 метров. Бутылки с такой жидкостью направлялись в Курганскую и Свердловские области, – привел он пример. – Еще одна крупная партия нелегального алкоголя была задержана в Катав-Ивановске. Опечатанный грузовик, перевозивший по документам древесину, был набит контрафактным алкоголем из Осетии».
Анатолий Сабодаш считает, что еще одной предпринятой на Южном Урале мерой, позволившей не допустить иркутскую трагедию, стал запрет на установку автоматов по продаже настоек, в том числе «Боярышника»: «Пришлось выслушать бурю негодования и недовольств от торговых организаций, но каждый участковый вплоть до малых населенных пунктов был предупрежден о таком запрете. Также существует предписание в аптеках: в одни руки продается не более двух бутылочек по 25 мл «Боярышника».
Предпринятые силовиками меры уже показали первые результаты, отмечает главный нарколог регионального минздрава, главврач областной клинической наркологической больницы Борис Изаровский. «Впервые за многие годы в нашей больнице не было аншлага после новогодних праздников. Поступления, конечно, были, но такого наплыва пациентов нет. Контрафакт не выпили, а на легальный алкоголь цены кусаются», – отметил он.
По его данным, в Челябинской области за 2016 год по сравнению с 2015 количество смертей от отравления алкоголем снизилось на 21%: в 2015 году умерло 767 южноуральцев, а за 11 месяцев 2016 года – 549. «Если учесть, что в среднем в месяц погибает около 50 человек, то итоговый показатель не превысит и 600 случаев. Несмотря на то, что идет спад, цифры все равно большие, – говорит эксперт и подчеркивает тенденцию к снижению алкогольных психозов. – В 2015 году было зафиксировано 1,1 тыс. случаев, а в 2016 – уже 800».
Отвечая на вопрос журналиста «ФедералПресс», Борис Изаровский объяснил, что на снижение смертности от алкоголя и наркотиков сказалась, по его мнению, профилактическая пропаганда и популяризация здорового образа жизни и спорта, которая ведется на протяжении десяти лет. «Среди молодежи в настоящее время популярен тренд на здоровый образ жизни, и мы действительно замечаем, что профилактика дает свои плоды», – говорит он.
Между тем заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский уверен, что профилактики, пропаганды ЗОЖ, а также снижения акцизов на алкоголь недостаточно: необходимо на уровне государства бороться с бедностью. «Тема не касается людей среднего класса, а только тех, у кого низкие доходы, включая пенсионеров. Возьмите Англию, Францию. Там же никто за этим «Боярышником» не гонится. К тому же не стоит опускать домашние суррогаты и контрабанду, которая активно идет из Алании и Казахстана, – сказал он. – Бренд «Боярышника» устойчиво сформировался в сознании людей как лекарственное спиртосодержащее средство. А в случае с иркутской трагедии вещество, не предназначенное для употребления внутрь, назвали «Боярышником». Люди купили, думая, что это обычная настойка, и отравились, хотя на этикетках все подробно было написано».
Интерес населения к нелегальному спиртному может вновь спровоцировать рост минимальной цены на водку со 190 до 205–210 рублей, который произойдет в феврале-марте, считает коммерческий директор группы «Мавт» Павел Бабайлов. «Открытой продажи контрафакта сейчас нет, однако его доля на рынке, по данным из открытых источников, по-прежнему составляет 40–50 %. Но складывается тенденция, что люди стали отказываться от контрафакта. Если в 2015 году казахстанскую водку, например, открыто продавали, то теперь такого нет».