Проблема незаконных свалок в Свердловской области появилась около 10 лет назад. На сегодняшний день вокруг Екатеринбурга, по данным защитников природы, их более двадцати. Каждая из площадок занимает от 10 до 40 гектаров. С 2017 года в Свердловской области мог бы появиться единый оператор – компания, которая взяла бы на себя функцию координирования всеми участниками процесса. Однако региональное правительство предпочло отложить вопрос с введением оператора как минимум на год. Как победить в борьбе за свежий воздух и здоровую почву – в материале РИА «ФедералПресс».
За год работы на территории Екатеринбурга и Свердловской области активисты общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (ВООП) обнаружили многочисленные незаконные свалки. По данным ВООП, на сегодняшний день вокруг только Екатеринбурга более 20 нелегальных площадок для приема мусора. При этом незаконные свалки занимают от 10 до 40 гектаров. Результаты работы «зеленого патруля» направляются в компетентные органы: в полицию, природоохранную прокуратуру, Росприроднадзор, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. «За 2016 год мы подготовили и отправили около 30 обращений. Результата от этого — ноль. Свалки не закрывают, деятельность как велась, так и ведется. Максимум могут наложить штраф в размере 2 тысяч рублей», - сообщает в интервью РИА «ФедералПресс» исполнительный директор «Всероссийского общества охраны природы» Юрий Бабак.
По словам Юрия Бабака, легальные площадки в Свердловской области (их всего две: в районе Широкой речки и в Верхней Пышме) принимают мусор в соответствии с тарифом РЭК, тогда как нелегальные дешевле в 10-20 раз за ту же услугу. «Основным нарушителем процесса выступают застройщики, которые ведут большие стройки в Екатеринбурге и около него. Именно они производят большие объемы отходов и экономят, затрачивая на утилизацию мусора минимальные суммы», - отмечает руководитель общественной организации.
По его словам, больше всего мусора на «черные свалки» вывозится из строящегося микрорайона «Солнечный», а также зафиксировынны случаи из районов «Кольцово» и «Химмаш». Помимо этого проблема с приемом мусора на отдельных незаконных свалках после многочисленных обращений ВООП так и не была решена. Так, например, по настоящее время прием мусора и снега активно осуществляется на участках местности, расположенных в:
- Октябрьском районе Екатеринбурга в 1830 м в северном направлении от пересечения дорог ЕКАД и Сибирский тракт (дублер) и 205 м в восточном направлении от дороги (географические координаты 56.819756, 60.798298)
- Верх-Исетском, в границах земельного участка, расположенного вблизи с кладбищем Лесное (географические координаты 56.754131, 60.440174)
- Октябрьском - в границах земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:248 и 66:41:0614022:241, расположенных в 1360 м в северо-западном направлении от дома 82/6 по ул. Пролетарской города Арамили и в 308 м от Арамильского тракта (географические координаты 56.726002, 60.846639)
- в Октябрьском районе в границах земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0612057:28 и 66:41:0612903, расположенных по адресу: Екатеринбург, проезд Горнистов, возле дома 15 «г» (географические координаты: 56,765196; 60,828641)
Процесс лицензирования свалки довольно сложный. Участок сначала нужно согласовать с профильными министерствами (так как далеко не каждый участок может быть использован), провести общественные слушания, государственную экологическую экспертизу, утвердить санитарно-защитные зоны, план мониторинга окружающей среды и прочее. На эти действия нужно потратить не менее года. Суть этих действий заключается в минимизации негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека. Законный полигон должен иметь как минимум в своем кадровом составе более 50 различных специалистов, отчислять налоги, вносить платежи и сборы, проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки и прочее. Деятельность у легальной и нелегальной свалки вроде бы одна и та же — обе принимают мусор, закапывают в землю и все. Но при этом отходы по степени опасности, согласно ФККО могут иметь от 5 (строительные отходы - прим. ред.) до 1 (ртутные лампы - прим. ред.) класса опасности, что предполагает соответствующее с ними обращение с различной степенью технологической сложности и экологическим контролем. Черная свалка, разумеется, имея заинтересованность только в извлечении сверхприбыли, подвергает экологию региона и здоровье граждан серьезной опасности», - рассказывает Юрий Бабак.
Помимо законных и незаконных свалок в Свердловской области есть еще карьеры, находящиеся в стадии рекультивации, которые официально могут принимать только 5 класс опасности — верхний почвенный строй (выторфовку). Таких участков в Екатеринбурге около 3, владелец — ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ИГРиР). Но и здесь приходится отмечать, что на большинстве из указанных участков ИГРиР работы либо завершены, либо находятся на стадии завершения.
Кто же владеет нелегальными свалками — неизвестно никому. По словам «зеленых», владельцы часто меняются, а работники в большинстве своем не говорят по-русски. «Обращения в исполнительные органы результатов не дают. В ответных письмах нам затрудняются назвать руководителей, ссылаясь на то, что просто их не нашли», - говорит Юрий Бабак.
Главная экологическая проблема, которая была 10 лет назад и остается сегодня — официальные и неофициальные полигоны для сбора мусора не перерабатывают и не сортируют отходы, а попросту их закапывают. Мусороперерабатывающего производства в Свердловской области тоже нет. На одно только оборудование для подобного предприятия необходимо порядка 1 млрд. рублей.
С 1 января 2017 года в силу вступила новая редакция федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая предполагает создание в каждом регионе РФ единого оператора, который бы взял на себя функцию координирования всеми участниками процесса — перевозчиками, подрядчиками, теми, кто будет забирать мусор на вторпереработку. Обязанностью оператора стало бы также строительство полигона современного класса. Однако в Свердловской области создание такого оператора отложили на год. «В регионы, которые уже начали работу над собственной экологической обстановкой, зашли структуры госкорпорации «Ростех». Эта компания и у нас проводила анализ, но этого недостаточно. В силах правительства области создать условия, чтобы бизнес смог зайти на территорию — определить место, создать проект. На это отводится как минимум год. Только после этого «Ростех» или, возможно, другая компания, ставшая единым оператором, смогла бы инвестировать в наш регион. В итоге на сегодня у нас ничего нет — ни современного полигона, ни оператора, никаких договоренностей ни с какой компанией», - отмечает Юрий Бабак.
Руководитель «Всероссийского общества охраны природы» полагает, что у властей Свердловской области и Екатеринбурга отсутствует желание работать в данном направлении. По его словам, как минимум сегодня должен быть штаб, созданный на базе регионального правительства, который бы осуществлял контроль. «Сейчас это несколько разных структур, никто их не координирует. Поэтому всем и на все, простите, наплевать. Один раз выехали, протокол составили и уехали», - резюмирует Юрий Бабак.
Общественная организация не намерена останавливаться. В 2017 году работа будет продолжена. Мониторинг будет проводиться и в других регионах России.
Фото на главной: kiss-kissesnew.rhcloud.com