Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
2

«Прекратилась импульсная покупка». Ретейлеры отметили большие изменения рынка

С развитием современных технологий четкие границы между онлайн- и офлайн-торговлей постепенно стираются. Появляются новые форматы, которые позволяют компаниям наращивать свое присутствие в новых сегментах рынка. Эта тенденция накладывается как на кризисное состояние российской экономики, так и на грядущие изменения в законодательстве. Об итогах 2016 года и о грядущих изменениях на рынке российского ретейла эксперты рассказали на мероприятии ИД «Коммерсантъ». Подробности – в материале «ФедералПресс».

Роста не наблюдается, падения – тоже

По данным РАНХиГС, за последние кризисные годы в стране (с ноября 2014 года по ноябрь 2016 года), оборот розничной торговли в сопоставимых ценах сократился на 15,8 %. Об этом свидетельствуют данные «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения» Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Эта оценка гораздо пессимистичнее официальных данных Росстата, согласно которым оборот розничной торговли в декабре 2016 сократился на 5,2 %.

Столь рекордное сокращение аналитики РАНХиГС объясняют в том числе ажиотажным всплеском продаж непродовольственных товаров в ноябре-декабре 2014 года. На ноябрь и декабрь 2014 года пришелся ажиотажный спрос на непродовольственные товары, и именно поэтому двухлетнее сокращение розничной торговли сегодня выглядит значительным.
По словам аналитиков, восстановление потребительской уверенности наметилось только в третьем квартале прошлого года, однако уже в четвертом квартале оно замедлилось. При этом сократился разрыв в уверенности людей среднего трудоспособного возраста (от 30 до 49 лет) и самой старшей возрастной группы (50 лет и старше).

Не показал роста по итогам года и российский рынок электронной торговли, рассказал глава АКИТ («Ассоциация компаний интернет–торговли») Алексей Федоров в ходе круглого стола ИД «Коммерсантъ» «Российский ретейл. Глобальные вызовы и новые возможности в 2017 году».

«Роста не было ни у кого, а самое главное, не было экстремума, который обычно возникает в декабре из-за большого количества покупок на праздники. Более того, логисты, как они сами говорят, «не легли». У логистов всегда возникают проблемы, когда резко растет поток посылок на Новый год. В этом году все справились», – пояснил Федоров.

Говоря об итогах 2016 года, глава АКИТ демонстрирует аналогичную тенденцию. Ни о каком приросте объемов электронной торговли речи не идет, однако и резких падений ожидать не следует. Де–факто в первом полугодии 2016 года рынок электронной торговли РФ вырос на 26 %, составив 405 млрд рублей, и ранее АКИТ прогнозировала, что по итогам 2016 года объем рынка достигнет 900 млрд рублей. Однако второе полугодие (данные в настоящий момент еще не раскрыты) по многим признакам оказалось отрицательным.

Тем не менее, Алексей Федоров надеется, что по итогам 2016 года объем российского рынка электронной торговли может достигнуть 1 трлн рублей.

Кто на новенького?

Впрочем, изменения и флуктуации наблюдаются не только в финансовой динамике рынка. За последние два года ситуация как в электронной торговле, так и в некоторых секторах оффлайн–ретейла изменилась разительно, отметил Федоров.

Так, все россияне практически перестали делать спонтанные покупки, что вполне коррелирует с данными по инфляции и падению реальных доходов населения. Напомним, инфляцию в России по итогам 2016 года удалось неимоверными усилиями властей «ужать» до 5 %, тогда как реальные доходы населения продолжили падать – на 6,1 % по данным Росстата, и чуть ли не в три раза меньше докризисного периода 2014 года – по мнению отдельных экономистов.

«Прекратилась импульсная покупка. Стали популярны всевозможные интернет–сервисы сравнения цен типа Яндекс–Маркета, там миллионная посещаемость. Обычно у онлайн–ретейла с его миллионными единицами ассортимента доля акционного товара 5-7 %, у оффлайна от 50 % и выше. У большого онлайн ретейла порядка 7 % товара находится в скидочной зоне. Для онлайн–ретейла это очень грустный тренд», – отметил Алексей Федоров.

В беседе с «ФедералПресс» эксперт добавил – такие онлайн–сервисы как купонаторы, тем не менее, утратили свою актуальность. «Изначально предполагалось, что эти площадки приведут поставщику услуг или товаров клиента, который вернется повторно. Однако на практике этого не произошло – люди просто покупают следующий купон у другого продавца. Кроме того, купонаторы с одной стороны, ставили условия – скидка продавца не менее 50 %, иначе к ним просто не придет покупатель. С другой стороны, они занимали до 25 % от вырученных за купон денег себе», – пояснил причины неработающей модели Федоров.

Изменения в структуре рынка оффлайн глава АКИТ (также управляющий партнер ГК «220 Вольт») проиллюстрировал на примере рынка торговли электрооборудованием, электро-товарами и инструментами.

«Онлайн–ретейл стал совершенно другим. Два года назад представить, что лидером в этой сфере станут такие компании как «Эдьдорадо», DNS, «МедиаМаркт», было невозможно. В сфере товаров для дома и быта всех теснит «Леруа Мерлен» – это каток, который давит рынок с большой скоростью. К примеру, самарский рынок электроинструментов потерял из–за этого до 45 %», – отметил глава АКИТ.

Стратегии развития: распутье или взаимодополнение?

Одна из основных проблем, которые существующих на российском рынке онлайн–торговли, касается законодательных моментов. Параллельно со стратегией развития российской экономики разрабатывается и стратегия развития интернет–торговли – практически стихийно созданный рынок требует регуляции. В настоящий момент разрабатываются два варианта стратегии: одним занимается АКИТ, вторым – Минпромторг. По словам Алексея Федорова, свою версию ассоциация уже представила на рассмотрение президенту.

Минпромторг РФ же, по словам замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Никита Кузнецов, планирует представить свою стратегию развития интернет-торговли позднее. Однако пока в ведомстве затрудняются указать точный срок.

Еще одно законодательное новшество – изменения, внесенные в закон «О торговле», прошли для российских ретейлеров (как онлайн, так и оффлайн) относительно безболезненно, заверил представитель Минпромторга.

«Мы считаем, что должно пройти несколько месяцев для того, чтобы стало ясно как предприниматели адаптировались к изменениям в законе «О торговле». Выражаясь канцелярским языком, все идет нормально, договоры перезаключены, все идет в соответствии с принятым законодательством», – сказал Кузнецов.

Однако он подчеркнул, что в полной мере оценить последствия можно будет по прошествии времени – сейчас ФАС ведет мониторинг процесса перезаключения договоров ретейлеров с поставщиками, и результаты мониторинга будут известны только через один–два месяца.

Мнение Никиты Кузнецова разделил и начальник управления спецпроектами X5 Retail Group Дмитрий Русаков, присутствовавший на круглом столе. По его словам, новации в торговом законодательстве не оказали какого-либо значительного негативного влияния на крупный ретейл. «Основные крупные ретейлеры сумели адаптировать системы, был период, когда все сопротивлялись новым клиентам. Больших эксцессов и потрясений мы на рынке не идентифицировали. Потрясений мы на рынке не видим, все крупные торговые сети привели свои договоры в соответствии с действующим законодательством», – сказал представитель компании.

Что год грядущий нам готовит

По словам Никиты Кузнецова, курс, который Минпромторг сейчас взял в сфере развития торговли – изменение отношения властей к малому и среднему бизнесу. «Нужно сделать так, чтобы они перестали себя воспринимать как временщиков. Без этого никакой стабильности в отношениях с государством быть не может», – подчеркнул чиновник.

По его мнению, если на федеральном уровне у государства появилось понимание важности сегмента МСП, то стороны местных властей оно по–прежнему оставляет желать лучшего. Заставить глав регионов и муниципалитетов «полюбить» МСП предполагается с помощью очередного внесения изменений в законодательство. Пока, правда, о конкретике министерство не говорит.

Алексей Федоров как глава АКИТ предложил иные способы стимулировать развитие экономики: по его мнению, сделать это можно с помощью обязательного для всего бизнеса использования российской доменной зоны «.РФ». Сейчас в этой части интернета зарегистрировано около 6 млн сайтов, тогда как, к примеру, в Германии (с доменной зоной «.DE») – около 16 млн.

«В Германии каждый предприниматель – каждая пекарня, парикмахерская – при регистрации обязана в течение года создать в национальной доменной зоне свой сайт. Не обязательно большой, но с информацией для потребителя и контролирующих органов: адреса, телефоны, ассортимент. А где сайт, там и каталог продукции, и ее доставка, логистика…Так и появляются новые рабочие места», – рассказал Федоров.

Минпромторг, впрочем, тоже не чужд креативного подхода – сейчас в России ожидается принятие законопроекта о нестационарной и мобильной торговле. После его вступления в силу в стране в течение двух–трех лет может появиться не менее 50 тыс. автомагазинов – несмотря на то, что по приблизительным оценкам мобильной торговлей занимается около 20 тыс. российских предпринимателей, официально этот формат торговли отсутствует как таковой.

«Законопроект содержит ключевые гарантии деятельности предпринимателей. Мы очень надеемся, что это позволит обеспечить существенный рост этого сегмента. Сейчас он проходит финальную юридическую доработку в аппарате правительства. Мы надеемся, что он максимально быстро будет внесен в Госдуму. Его как манну небесную ждет бизнес», – отметил Никита Кузнецов.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.