Правительство Нижегородской области готовит положение о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия за льготную плату. Градозащитники саму идею приветствуют, но считают, что в вопросе сохранности памятников контролирующие органы должны занять принципиальную позицию в отношении арендаторов. Эксперты нижегородского рынка недвижимости о выгоде для потенциальных инвесторов говорят осторожно. По их мнению, ее можно просчитать, имея экспертизу «на входе» и оценив накладываемые обременения. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области разрабатывает проект положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия (ОКН), находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к государственной собственности региона, предусматривающего установление льготной арендной платы. Условия для заключения таких договоров аренды до получения на проект постановления положительного заключения экспертизы государственно-правового департамента Нижегородской области в мининвесте не разглашают.
Привлекать инвесторов к реконструкции исторических объектов через сдачу их в аренду пытается и администрация Нижнего Новгорода. В рамках городской пилотной программы в аренду предполагается отдать 19 исторических зданий в пределах «городского кольца». Предполагается, что саму арендную плату победитель торгов платить не будет, но будет обязан изготовить паспорт здания, акт технического состояния и проектную документацию по его сохранению, а также провести его реконструкцию. По истечении срока контракта победитель аукциона получит большую часть здания в собственность, а при желании сможет выкупить оставшуюся долю у муниципалитета. Первым домом программы стал двухэтажный дом купца Н.П. Котельникова 1870 года постройки на улице Ильинской, 64. Весной 2017 года городская администрация собирается выйти на аукционы по сдаче в аренду еще двух ОКН, где в собственности муниципалитета имеются отдельные помещения, – дома № 35 на улице Грузинской и № 8 литера 3 на улице Варварской.
Для привлечения внебюджетных инвестиций в сохранение ОКН власти также отдают под приватизацию объекты, нуждающиеся в ремонте и реставрации. В 2016 году органы исполнительной власти региона и местного самоуправления начали подготовку материалов по приватизации 18 объектов культурного наследия или помещениями в них.
На федеральном уровне привлечением потенциальных арендаторов (инвесторов), готовых взять на себя финансовые обязательства по сохранению неиспользуемых ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, занимается Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). В рамках программы «Аренда за 1 рубль» начальный размер платы за такие ОКН составляет 1 рубль в год, срок договора аренды – 49 лет. По условиям договора арендатор должен провести работы по сохранению объекта в соответствии с охранным обязательством в срок, не превышающий 7 лет со дня акта подписания приема-передачи ОКН, включая срок подготовки и согласования проектной документации (не более 2 лет). В карте объектов программы сейчас нет ни одного сооружения на территории Нижегородской области, равно как и всего Приволжского федерального округа. Как пояснили РИА «ФедералПресс» в Агентстве, из всех ОКН Нижегородской области в его управлении находится 21 объект, но ни по одному из них решение о признании неудовлетворительного технического состояния не принималось.
По данным областного управления государственной охраны ОКН, в регионе в неудовлетворительном техническом состоянии находится 21 памятник федерального и 129 памятников регионального значения, в аварийном – пять ОКН федерального и 19 объектов регионального значения.
Представитель общественного движения «СпасГрад» Анна Давыдова называет идею льготной арендной платы полезной, однако вопрос, по ее мнению, упирается в то, насколько аккуратно арендатор будет относиться к памятникам. «Очень серьезная ответственность ложится на органы охраны ОКН, которые должны все контролировать и быть принципиальными в отношении тех, кто возьмет эти здания в аренду. У нас обычно получается так, что органы охраны становятся в позицию просителя, а тот, кто берет эти здания, – в позицию делающего одолжение. И эта ситуация нисколько не способствует тому, что арендатор будет бережно относиться к памятник», – считает градозащитница. По ее мнению, жесткого контроля надзорных органов «обычно нет»: «Если прогуляться по улицам города, разруха, которая есть, – это и есть результат работы управления (госохраны ОКН – прим. ред.)».
Директор нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева считает, что экономическая выгода для потенциальных арендаторов неиспользуемых домов-памятников может быть просчитана только в том случае, если известно, какие обременения наложены на тот или иной памятник. «Для людей, которые идут в коммерческую деятельность, основной является бизнес-деятельность. И если мы говорим, что они способны к меценатству и спонсорству, это тоже есть. Но совместить то, что они, ведя бизнес, еще и меценатствовали в этом месте, очень сложно», – говорит она.
«Сейчас предрасположенность к инвестициям в такие проекты предельно минимальная, только очень крепко стоящие на ногах компании могут это на себя взвалить, – отмечает генеральный директор ГК «Триумф» Борис Горелик. – В первую очередь потому, что в неопределенных рыночных условиях играть в игры с государством, где оно является одновременно контрагентом и контролером-заказчиком, очень плохо. Для того, кто умеет договариваться с государством, это будет удобно, а для кого-то это будет зоной риска. Подписали договор, сказали, что все сделаем, но вопросы качества и сроков очень неопределенные при отсутствии нормальных экспертиз на входе. Для того чтобы понять, что придется сделать и какой ценой, нужно очень хорошее входное понимание».
Всего в Нижегородской области находятся 3489 объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, 746 из них расположены в Нижнем Новгороде.