В Зауралье возник скандал вокруг премий губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности. Директор курганского филиала Института экономики УрО РАН обвинил чиновников департамента образования и науки в закрытости механизма оценки конкурсных работ. В департаменте ссылаются на конфиденциальность этой информации – такое положение закреплено документом 12 лет назад. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Неделю назад директор Курганского филиала Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук Александр Алферов обратился в СМИ с обвинениями в адрес областного департамента образования и науки. Он, в частности, сообщил, что чиновники «усовершенствовали» положение «О премиях губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности», внедрив закрытый от научной общественности механизм оценки актуальности, новизны и практичности научного исследования. По словам Алферова, «подведение итогов и определение победителей конкурса (30 участников) принималось открытым голосованием бюрократов из числа органов управления – как конкурс красоты среди ученых».
На вопросы ученых о причинах отстранения от конкурса ведущий специалист по организации конкурса Анна Дудина отвечала: «К сожалению, экспертные группы не рекомендовали присудить премию губернатора вам. Губернатору Курганской области рекомендованы победители по семи номинациям. Вашей работы среди них нет». Об этом «ФедералПресс» рассказал один из участников конкурса на премию 2017 года, ведущий научный сотрудник Курганского филиала Института экономики, кандидат экономических наук Николай Кремлев. «Я выдвинул на конкурс мою монографию об условиях устойчивого развития области. Тема очень актуальная. Но мне ничего не удалось узнать о причинах отсева моей работы. Ознакомиться с материалами победителей и соискателей тоже не удалость – мне сказали, что это закрытая информация», – возмущен Кремлев.
«Такая упрощенная безосновательная оценка исследовательских работ ведущих ученых Курганской области вызывает удивление и возмущение, – говорит Александр Алферов. – Для многих ученых важна не столько материальная форма премии (победитель получает 60 тыс. руб. – прим. ред.), сколько моральная поддержка. Разве трудно было составить рейтинг исследований ученых по семи номинациям или издать сборник публикаций для независимой оценки работ среди научного сообщества?»
Значит, делает вывод руководитель академической научной структуры, «конкурс проводился для приближенных к власти лиц и формально, чтобы подтвердить, как департамент образования и науки «заботится о развитии курганской науки, техники и инновационной деятельности».
«О научной деятельности организаций департаменты собирают только отчеты, а конкретной поддержки, заинтересованности и стимулирования внедрения инноваций у них практически нет. Так, уровень инновационной активности в Курганской области в 2000 году составлял 9,2 процента, в 2005 году – 10,4 %, в 2010 – 12,4 %, в 2012 году – 9,2 %, в 2013 году – 8,3 %, 2014 – 5.5%, а 2015–2016 годах снизился до 4 %. Из официальных данные статистики можно сделать вывод, что внимание к науке, технике и инновационной деятельности у органов управления регионом снижены, поэтому трудно ждать экономического роста, устойчивого развития территории и повышения качества жизни населения», – считает Алферов. И предлагает пересмотреть положение о премиях губернатора «с учетом применения принципов открытости и объективности при проведении конкурсов: итоги должны подводить не бюрократы, а экспертный совет научных организаций, рейтинги всех соискателей по номинациям должны показываться общественности».
Комментируя для «ФедералПресс» ситуацию вокруг премии и письмо Александра Алферова, директор департамента образования и науки Курганской области Наталья Бобкова сообщила, что с октября 2016 года полномочия по проведению конкурса переданы от департамента экономического развития к департаменту образования и науки. Но существенных изменений в положение до сих пор не вносили, изменили лишь состав комиссии по присуждению премий.
«На последнем заседании комиссии, которое состоялось 2 февраля, участниками были выдвинуты предложения о внесении изменений в существующее положение о премиях. В частности, речь шла об изменении критериев оценки работ соискателей, в том числе посредством составления рейтинга по всем номинациям. В настоящее время ведется сбор предложений членов экспертной комиссии для внесения изменений», – рассказала Наталья Бобкова.
Она же сообщила, что «для обеспечения независимой и объективной экспертизы научных разработок, выдвинутых для участия в конкурсе 2017 года, по каждой номинации с учетом исключения конфликта интересов были созданы соответствующие экспертные группы из числа представителей органов исполнительной власти, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, экспертов вузов и научных организаций Курганской области. Документы каждого соискателя рассматривались тремя независимыми экспертами. Решения экспертных групп по вопросам рекомендаций к присуждению премий принимались открытым голосованием простым большинством голосов».
А тот факт, что Алферов не смог ознакомиться с материалами победителей и соискателей, Бобкова объясняет так: «Все научные труды, представленные на конкурс, в свое время были опубликованы соискателями в различных научных изданиях и сборниках, что является обязательным условием участия в конкурсе. Ознакомиться с ними мог любой желающий. Публикация представленных научных материалов соискателей в едином сборнике не представляется возможным, так как в основном это научные монографии или учебные пособия, изданные в 2015–2016 годах. К тому же публикация научных материалов не относится к полномочиям департамента образования и науки региона».
В департаменте объяснили «ФедералПресс», что 2 февраля 2017 года комиссия на основании протоколов экспертных групп приняла решение о победителях конкурса. Это решение принимается голосованием и носит рекомендательный характер. Но оглашать его не будут, пока губернатор Алексей Кокорин не подпишет свое постановление о лауреатах. До тех пор это секрет, потому что «комиссия, согласно положению о премиях губернатора, обеспечивает конфиденциальность информации, содержащейся в конкурсных документах (научная разработка, рецензии и другие публикации о научной разработке, подтверждающие ее признание и значение, дополнительные материалы к описанию научной разработки). В ведомстве явно обижены, потому что «Алферов принимал участие в заседании экспертной комиссии 2 февраля, сам никаких предложений не вносил, а теперь поднял шум».
Наблюдатели приходят к выводу, что документ о премиях в редакции 2005 года явно устарел, его необходимо оперативно переделать. Потому что ведь невозможно сочетать несочетаемое – конфиденциальность научных разработок с обязательной публикацией этих трудов.
Кстати, уже сейчас департамент может опубликовать результаты голосования экспертов при отборе из 30 заявленных на премию 2017 года работ. Это ведь, кажется, никак не противоречит действующему положению. И в аппарате департамента есть сторонники такой позиции. Потому что диалог с научной общественностью не построить в атмосфере недоверия и ложной секретности. А ведь совсем недавно ученых пригласили к разработке стратегии развития Зауралья до 2030 года.