Глобальные планы по сносу пятиэтажек, построенных в 50–60-е годы прошлого века в Москве, могут на долгое время остаться планами. Эксперты высказывают сомнения по поводу их реализации, а жителям всех остальных регионов страны советуют даже не надеяться на то, что в обозримой перспективе государство поможет им улучшить жилищные условия. Россиянам пора привыкнуть, что свои проблемы (в том числе жилищные) они должны решать самостоятельно.
Пустые надежды москвичей?
Надежда на улучшение жилищных условий, переезд из тесных, некомфортных хрущевок у тысяч москвичей появилась после недавней встречи президента страны Владимира Путина с мэром столицы Сергеем Собяниным. Градоначальник заявил, что муниципалитет готов разработать закон под новую программу сноса ветхих и аварийных пятиэтажек и выделить на эти цели необходимое финансирование. Кроме того, Собянин уже поручил подготовить площадки для строительства первых домов для переселенцев.
Между тем, по мнению члена-корреспондента Академии жилищно-коммунального хозяйства Татьяны Подберецкой, «экономически этот вопрос не просчитан». Ведь речь идет о строительстве порядка 25 млн квадратных метров жилья. Это при том, что власти до сих пор до конца не реализовали ранее принятые планы по сносу старых пятиэтажек других серий. «Я сомневаюсь, что сегодня у них все быстро получится. Думаю, что больше продекларировано, чем подтверждено расчетами», – отметила эксперт.
Без оптимизма на заявление столичного градоначальника смотрит и первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов. «Я не такой оптимист по Москве, потому что это программа не на одно десятилетие, и она не будет легкой для Москвы даже при наличии средств, – отметил сенатор. – Нужна и материально-техническая база, и очень серьезный объем строителей, чтобы такие проекты осуществлять».
Деньги кончились. Фонд закрывается
В сентябре этого года прекращает свою работу Фонд реформирования ЖКХ, курировавший до сих пор программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Будет ли продлена его деятельность, пока неизвестно. Это означает, что федеральный центр больше не будет участвовать в решении проблемы сноса аварийного жилфонда. Как отметил член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Бурков, «правительство так и не предложило способ дальнейшего решения этого вопроса». «Что произойдет с домами, поставленными на учет после 2012 года, неизвестно», – отметил парламентарий.
По словам сенатора Сергея Катанандова, Совет Федерации во главе со спикером Валентиной Матвиенко предпринимает «огромные усилия, чтобы продлить работу фонда». «Если нам удастся это сделать, то одним из основных направлений деятельности фонда в будущем станет снос пятиэтажек. Если нет, тогда придется этот вопрос выделять в отдельное производство, и решать, как расселять ветхое и аварийное жилье», – сообщил Катанандов.
Вместе с тем, эксперт Татьяна Подберецкая полагает, что пользы от деятельности Фонда реформирования на самом деле было не так много. «Фонд как не работал, так и не работает, – заявила Подберецкая. – Они провалили программу, которая у нас была. В некоторых регионах построили дома для переселения из ветхого и аварийного, а новые дома еще хуже, чем старые».
Согласно официальным данным, приведенным на сайте Фонда реформирования ЖКХ, по состоянию на 1 февраля 2017 года с начала 2014 года в России было расселено 7,96 млн кв. метров аварийного жилищного фонда (план до конца текущего года – 11,15 млн кв. метров, в том числе с участием средств Фонда – 9,55 млн кв. метров).
Угрозы хрущевкам в регионах нет
С учетом того, что Фонд реформирования ЖКХ уже через несколько месяцев может прекратить свою работу, сомнения экспертов относительно реалистичности планов по переселению граждан из домов несносимой серии в Москве еще больше усиливаются, когда речь идет о регионах. Жителям провинции, тем более в случае ликвидации Фонда реформирования, придется рассчитывать исключительно на себя.
Это признает депутат Госдумы Александр Бурков. Но он уверен, что «без государственного участия проблему ветхого и аварийного жилья не решить». «Если в Москве мы можем вести об этом речь – цена земли, цена квартиры там достаточно высока, то в отдаленных, да и вообще в остальных регионах страны, такой метод неприемлем», – заявил парламентарий.
О каком объеме жилья, построенного в хрущевские времена, идет речь, сегодня «ФедералПресс» никто из спикеров сказать не смог – сводных данных ни у кого нет. Сенатор Сергей Катанандов лишь заметил, что это миллионы квадратных метров. «Наступит время, когда надо будет это делать по всей стране, – полагает политик. – Но сейчас эта проблема лежит на регионах. Дома, которые построены в самом начале хрущевского периода, уже обследованы, все представляют, когда их нужно сносить: аварийные дома такого типа находятся в программе расселения. Что касается массовых застроек конца 60-х, конечно, никто в средних и малых городах не представляет, что делать».
По словам члена-корреспондента Академии жилищно-коммунального хозяйства Татьяны Подберецкой, некоторые регионы заметно продвинулись в решении проблемы ветхого жилья. К примеру, Владимирская область. Но в любом случае, все зависит от возможностей местных бюджетов. «Денег в стране практически нет, а масштабы слишком велики», – констатировала эксперт.
Финансирование – пожалуй, самый сложный и болезненный вопрос. Эксперт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев акцентирует внимание на том, что по закону государство не обязано обеспечивать новым жильем граждан. «У публичной власти (в данном случае, у органов местного самоуправления, – ред.) есть обязанность признать конкретный дом аварийным, подлежащим сносу. Но это не значит, что бюджет должен выделить деньги и снести дом. Муниципалитет должен донести до всех собственников помещений в доме, что все они обязаны снести этот день, допустим, в течение года», – пояснил эксперт.
Далее процедура может быть, например, такой: учитывая, что участок земли, на котором стоит многоквартирный дом, находится в общедолевой собственности, люди могут принять решение привлечь инвестора и построить на месте старого здания новое, большей этажности. В любом случае, решение – за самими собственниками, а не за государством. Если же муниципалитет в качестве жеста доброй воли предложит новое, но более дорогое жилье, собственнику придется доплатить разницу уже за свой счет.
Специалисты советуют не отказываться от идеи донастройки пятиэтажек, как, по словам Татьяны Подберецкой, было сделано в Германии, где есть похожие дома. «Это будет намного дешевле. Можно будет задействовать деньги из фонда капремонта, – отметила эксперт. – Власти рассчитывают на инвестиции, но кто будет вкладывать инвестиции в несносимые серии, когда людям надо предоставлять жилье».
В целом, по мнению специалистов, к решению вопроса о признании домов непригодными для проживания нельзя относиться формально. Причем это решение «не может быть принято в масштабе Российской Федерации», а лишь относительно конкретного дома с конкретным адресом.
Реновация жилья