Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Успех провокации – это рейтинг». В России формируется особый образ героев нашего времени

Кремлевские и телевизионные технологи в очередной раз блестяще справились со своей задачей: им удалось привлечь внимание общества к людям с ограниченными возможностями и заставить говорить о них. История участника шоу «Минута славы», танцора Евгения Смирнова и певицы Юлии Самойловой, которая представит Россию на «Евровидении», у одних обострили чувство жалости, у других вызвали восторг и гордость за то, что такие люди – талантливые и сильные духом – в России есть.

Внимание общества на людях с ограниченными возможностями за последний месяц акцентировалось дважды. В середине февраля в проекте Первого канала «Минута славы» некорректностью по отношению к конкурсанту Евгению Смирнову, который на одной ноге показал блестящий танец, отличились члены жюри Владимир Познер и Рената Литвинова. Вторая волна прошла на этой неделе, когда было объявлено, что на предстоящем в мае конкурсе «Евровидение-2017» Россию представит Юлия Самойлова, инвалидность у которой с детских лет.

«Обществу нужны достойные примеры»

Председатель Некоммерческого партнерства информационной поддержки и содействия интеграции инвалидов «Открытый мир» Оксана Заикина позитивно оценивает обе ситуации. По ее мнению, самое главное – то, что «в нашем обществе поднимается тематика существования людей с инвалидностью». «Что мы видим чаще всего? Попрошаек на улице. Инвалидов, которые работают, чтобы достойно жить, вы не увидите на улицах – они заняты, у них нет времени шляться», – пояснила собеседник агентства.

Скриншот видеозаписи с Первого канала

По мнению Оксаны Заикиной, на «Минуте славы» члены жюри проявили свою некомпетентность: они должны были оценивать талант Евгения как танцора, а не включать эмоции (в таком случае, например, и творения Фриды, и произведения Бетховена нужно оценивать не как часть мирового культурного наследия, а как творчество людей с инвалидностью, и любить их только из жалости к их создателям). «Это наше общее ментальное восприятие, что человека с инвалидностью должно быть жалко, – говорит Оксана Заикина. – Но он не бедненький и несчастненький: если Евгений вышел на сцену, значит, он нашел в себе силы, он нашел мир с самим собой, он нашел счастье. Несчастный человек будет сидеть дома в депрессии, причем это необязательно будет инвалид».

То же самое касается и решения об участии в «Евровидении» Юлии Самойловой: говорить нужно о ее прекрасных вокальных данных, а не о физическом недуге. «Речь идет о достойных людях, которые добились таких результатов своим трудом, вопреки всему. Если мы будем заявлять о людях с инвалидностью на таком уровне, показывать, каких результатов они достигают, в обществе это найдет правильный отклик: все будут понимать, что инвалиды – это не те, кто у метро просит милостыню, а конкретные люди. Тогда к ним будет уважительное отношение. Обществу нужны хорошие примеры», – уверена Оксана Заикина.

Фото Юлии Бурулевой, фотопроект «Зазеркалье»

В том, что в ситуации с Юлией Самойловой нет никаких моральных проблем, уверен и генеральный директор Коммуникационного агентства «Actor» Дмитрий Еловский. «Скорее, наоборот. В России очень сложное отношение к людям с ограниченными возможностями, нам, прямо скажем, еще очень далеко до современных стандартов отношения общества к инвалидам, и вся истерия вокруг этого вопроса только подтверждает этот тезис, – пояснил политолог. – Поездка Самойловой на Евровидение станет хорошим поводом в очередной раз поднять общественную дискуссию о статусе людей с ограниченными возможностями, поможет обществу увидеть таких людей. В этом плане решение имеет скорее положительный потенциал».

«Первый нашел способ повысить смотрибельность»

По большей части, в ситуации с танцором Евгением Смирновым упреки звучат в адрес телевизионного руководства, решившего за счет людей с ограничениями по здоровью повысить свои рейтинги. По мнению политолога Романа Колесникова, очередной сезон «Минуты славы» изначально был нацелен на скандальность. «Год для Первого начался не слишком удачно: отповедь продюсера [Максима] Фадеева за новогодние шоу «уровня 1993 года», утрата лидерства по числу телеаудитории в РФ. Кроме того, стали ходить слухи о грядущей отставке Эрнста, – напомнил эксперт. – В этих условиях, как я понимаю, креативные продюсеры Первого канала решили поступить проверенным способом: создать скандал и привлечь внимание – аудитория вырастет. Познер и Литвинова в роли судей на «Минуте славы», которые, видимо, были привлечены с целью повысить смотрибельность Первого канала у столичных миллениалов, и которые способны давать жёсткие оценки... К таким вводным добавили девочку, которая поёт взрослую песню, танцующего инвалида и поющую девушку-инвалида. Много обсуждений и возмущений, а главное – растут просмотры!»

Колесников согласен, что «инвалиду тяжелее сказать нет». «Грустно становится от того, что главный канал страны завоёвывает популярность тем же способом, что и YouTube-канал начинающего видеоблогера – созданием скандальных ситуаций, используя при этом скользкие и пограничные темы».

Ход с Юлией Самойловой, как считает политолог Аббас Галлямов, – это «удачное технологическое решение». «Украинцы загнаны в тупик. Если любой другой представитель России может быть освистан и забросан банановыми кожурками, то повести себя так с инвалидом – это нарваться на возмущение западной общественности. Пойти на это украинцы не могут», – отметил Галлямов.

В то же время он признает, что «ход России выглядит очень циничным». «Но сути дела это не меняет: от того, что ее используют кремлевские политтехнологи, Самойлова инвалидом быть не перестанет», – говорит политолог.

Социолог Алексей Фирсов свое мнение подробно изложил в колонке на сайте Forbs. «Успех провокации — это рейтинг. Поэтому любое реагирование, даже самое негативное, выполняет бытийственную функцию — подтверждает существование условного Познера. За пределами встречных реакций нет ни его, ни танцора, ни всех остальных персонажей. Конечно, есть телерейтинги, но их условность — секрет Полишинеля. Они нужны медийным менеджерам в битве за бюджеты. Только живые реакции по-настоящему конструируют мир телевидения», – отметил эксперт.

«Чисто российская чудовищность»

Политолог Глеб Кузнецов на своей странице в Фейсбуке назвал историю с Юлией Самойловой фантастической, и даже чудовищной. Дело в том, что причиной инвалидности Юли стала спинальная амиотрофия, связанная с поражением двигательных нейронов спинного мозга. Ряд СМИ, ссылаясь на слова самой певицы, пишут о последствиях прививки, другие, цитирующие представителей пациентской организации СМА, говорят о генетическом заболевании.

По мнению Кузнецова, «для традиционного общества коммерчески и психологически оправданная позиция – «врачи поставили прививку, и абсолютно здоровый красивый ребенок перестал вставать на ножки». «В мире частной жизни каждый может выбрать для себя наиболее удобное и комфортное восприятие реальности», – считает эксперт.

Глеб Кузнецов видит два варианта развития событий. «Успех этой женщины, гордость за нее могут всколыхнуть интерес общества и медицины к генетическим и орфанным заболеваниям, спасти сотни, если не тысячи жизней, наглядно продемонстрировать, что «генетика – это не приговор» всем, кто борется за своего ребенка уже сегодня. Или – наоборот – отвратить сотни и тысячи человек от прививок против инфекционных заболеваний – и на втором шаге – заставить их детей болеть давно побежденными болезнями», – пишет политолог.

Сложно не согласиться с позицией Кузнецова относительно последствий участия Юлии Самойловой в «Евровидении»: конкурс действительно может обернуться для нее как триумфом, так и трагедией «такого масштаба, по сравнению с которой меркнет ее личный и семейный миф или комфортное существование ее продюсеров».

Стоит также добавить, что, обсуждая участие Юлии Самойловой в «Евровидении», многие акцентируют внимание об «авторитете державы». Участие в любом международном конкурсе или в спортивных соревнованиях – это не в последнюю очередь отстаивание чести страны за ее пределами. Но много вопросов возникает не там, а здесь, внутри страны, где отношение к людям с ограниченными возможностями не идеально, но оно, конечно, стало меняться. И это – позитивные изменения. Вместе с тем, доступной городская среда еще не стала даже в столице, не говоря уже о регионах, да и позиция сотрудников госучреждений по-прежнему формируется, исходя из целей экономии бюджетных средств, а не из потребностей и возможностей инвалидов. И вряд ли ситуация изменится в обозримом будущем.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.