На губернаторских праймериз главе Прикамья Максиму Решетникову сегодня подобрали удобного технического кандидата. Эксперты усматривают в этом стремление губернаторской команды победить малой кровью, минимизировать риски здесь и сейчас. Однако в будущем это грозит серьезными проблемами: низким уровнем доверия населения, увязанием в бюрократическом болоте и повторением судьбы прежнего главы региона – ушедшего в отставку Виктора Басаргина. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Политсовет пермского краевого отделения «Единой России» сформировал список участников предварительного партийного голосования по выборам губернатора. В праймериз примут участие врио губернатора Прикамья Максим Решетников и депутат заксобрания Сергей Клепцин. Участие Клепцина в праймериз стало неожиданностью для наблюдателей. Еще за несколько часов до политсовета в качестве возможных кандидатов назывались координатор партийного проекта «Крепкая семья» Лариса Тингаева и бывший сотрудник аппарата ГФИ Олег Хараськин.
Врио губернатора, комментируя свое выдвижение, повторил ранее высказанные тезисы о неприемлемости популизма и подготовке предвыборной программы как программы развития региона. «Моя принципиальная позиция – выстроить предвыборную программу на основе регулярных поездок по краю, общения с самими прикамцами и, конечно, на основании сотрудничества с партией «Единая Россия». Я отрицательно отношусь к популизму, поэтому моя предвыборная программа будет сформирована как программа реальных действий, как рабочий инструмент для развития Пермского края на ближайшие годы», – заявил Максим Решетников.
Руководитель прикамского реготделения «Единой России» Николай Демкин считает, что праймериз пройдут в конкурентной борьбе. «Конкурентная основа – обязательное требование руководства «Единой России». Сейчас Максим Геннадьевич и Сергей Витальевич могут согласно прописанной процедуре начать встречи с местными отделениями. Мы дали старт избирательной кампании», – подчеркнул господин Демкин.
Режим комфорта
Однако не все эксперты разделяют точку зрения единороссов. Звучат оценки, что Решетникову подобрали максимально комфортного спарринг-партнера.
«Кампания будет развиваться в сторону бюрократического безальтернативного варианта. Сюрпризы не нужны, поэтому в качестве технического кандидата выбрали Клепцина. Решение было принято в закрытом непрозрачном режиме. Видимо, руководители избирательной кампании Решетникова только в таком формате чувствуют себя уверенно. Думаю, что и на самих выборах главе региона постараются подобрать кандидатов по тем же критериям, что на праймериз – минимум участников с минимальным уровнем амбиций», – уверен политолог Олег Подвинцев.
По его мнению, так избраться реально, но цена может оказаться непредсказуемой. Непонятно, как на это отреагируют в Москве накануне президентских выборов, насколько это скажется на управляемости регионом, как будут воспринимать Решетникова группы влияния и население в целом. «Не исключаю, что победа по такому сценарию в перспективе сработает против врио губернатора», – считает эксперт.
Политтехнолог Дмитрий Логинов указывает на то, что избирательная кампания еще по-настоящему не стартовала, но интерес к ней уже падает.
«Во-первых, выдвижение Клепцина исключает любую интригу. Во-вторых, врио губернатора не создает никаких организационных выборных структур, что подтверждает мысль о малобюджетности кампании. В-третьих, формат поездок Решетникова по территориям Пермского края входит в противоречие с тезисом врио о живом общении с людьми и не решает проблему его низкой узнаваемости. Это влечет за собой риски низкой явки, что будет однозначно расценено как недоверие населения к главе региона. Для повышения явки требуется комплексное применение различных технологий и ресурсов, чего мы пока не наблюдаем», – считает господин Логинов.
Стерильные выборы
Так как губернаторские праймериз проходят по закрытой модели, ждать от них чудес не приходится, разделяет точку зрения коллег политтехнолог Алексей Швайгерт.
«Естественно, что региональная партбюрократия выдвигает статистов, которым «проиграть» врио даже в чем-то почетно. Авторитетные пермские единороссы в эту имитационную игру под названием праймериз вступать не хотят. Логика понятна: любое публичное ослабление нужно воспринимать стратегически как ослабление аппаратное. Всегда найдутся длинные языки, которые смогут интерпретировать выход на партийное голосование против Решетникова условного Демкина или Скриванова как вызов чуть ли не самому президенту страны. Поэтому «мальчиками для битья» никто во внутрипартийной конкуренции кандидатов ЕР становиться не хочет. Дураков нет», – прокомментировал господин Швайгерт.
Выборы обещают быть такими же стерильными, как и праймериз, прогнозирует политтехнолог, руководитель РПА «Агитпроп» Александр Пахолков.
«Такой сценарий во многом предопределен решением провести низкобюджетную кампанию. Затраты будут минимизировать, использовать, где возможно, бартер – взаимные договоренности. Кампания с большой долей вероятности будет опираться на административные и партийные структуры, но только в той степени, в какой использование административного ресурса не влечет за собой публичных конфликтов. Можно сделать вывод, что побеждать Решетников будет не за счет повышения своей популярности, а за счет снижения уровня соперников», – предполагает эксперт.
По его мнению, такая схема позволяет команде губернатора безбоязненно работать над повышением явки всеми возможными способами. «Любые случайные люди, оказавшиеся на избирательном участке, получат бюллетень со списком незнакомых фамилий. Как они будут голосовать? Правильно, не за человека, а за должность – за врио губернатора. Нет никакого смысла вкладываться в раскрутку кандидата, если ему можно подобрать удобных соперников. Так как муниципальный фильтр гарантированно исключит появление на выборах несистемных популярных политиков, Решетникову уже сейчас можно записывать победу в первом туре за явным преимуществом», – считает господин Пахолков.
Вопрос политической воли
Шансы оппозиционных парламентских партий выдвинуть на губернаторские выборы единого кандидата, готового реально конкурировать с Решетниковым, стремятся к нулю. В реготделении «Справедливой России» пояснили, что «понимание по кандидату от партии будет в конце апреля». При этом источники «ФедералПресс» сообщают, что участие в выборах руководителя реготделения Вероники Куликовой не планируется. Руководитель реготделения ЛДПР Олег Постников рассказал, что кандидат от партии либерал-демократов может быть объявлен на следующей неделе. Секретарь крайкома КПРФ Владимир Корсун напомнил, что в качестве возможного кандидата от коммунистов по-прежнему рассматривается москвичка Ирина Филатова.
По мнению политолога Алексея Швайгерта, в сложившихся условиях партийная и чиновничья бюрократия будет стремиться навязать Решетникову свои традиции и привычки «властвования» в крае. Прежде всего, это коснется концепции губернаторской кампании. И здесь эксперт видит серьезные риски для врио губернатора.
«Любая бюрократическая машина настроена на монополию власти и устранение принципа конкурентности. Система закладывает Решетникову соперничество с электорально ничтожными кандидатами. Понятно, что серьезные политические игроки после перезагрузки власти в регионе вряд ли готовы выдвигаться на выборах против врио. Однако сам Решетников в состоянии инициировать переговоры и выдвижение более значимых оппонентов, нежели те, что сейчас согласовываются в качестве возможных соперников. Это вопрос и личной политической воли, и осознания своей собственной политической субъектности», – подчеркнул эксперт.
Бюрократические риски
Если кампания будет развиваться по инерционному сценарию, а основной упор сделан на административный ресурс глав муниципальных образований, яркого и содержательного вхождения Решетникова в регион не случится. Для любых творческих и нестандартных решений, осмысленной проектной и медийной работы требуется топливо, говорит Алексей Швайгерт.
«Бюрократия по привычке желает «малой кровью» предъявить избирателям, грубо говоря, «второго Басаргина». Для этого нужно всего лишь бить жителей края по головам дубиной административного ресурса и стереотипной пропагандой. При этом второго шанса для деятельного и «народного» позиционирования, каковыми являются масштабные губернаторские выборы, Решетникову в дальнейшем может попросту не представиться. Именно поэтому «медовый месяц» стоило бы отработать так, чтобы он врезался в память, стал весомым политическим залогом долгосрочных отношений избранного главы региона с жителями. В конце концов, это вопрос наращивания своего аппаратного веса, признания на местном и федеральном уровнях».
Политтехнолог напоминает, что любому новому политическому лидеру легко оказаться в нешуточной зависимости, если он будет опираться в предвыборных и поствыборных коммуникациях на чиновников и партийную бюрократию. Искушение использовать готовую армию-вертикаль лояльных исполнителей велико – только успевай отдавать команды и приказы. Однако эта армия не любит воевать и работать, а ее главный способ существования – интриги и перенос ответственности на вышестоящих командиров.
«Запрограммированную победу Решетникова чиновники, безусловно, также припишут себе. Поэтому пойти на поводу у услужливой бюрократии сегодня означает наступить в «коровью лепешку» – замараться и попасть в зависимость. Вряд ли Решетников желает себе повторения политической карьеры и судьбы своего предшественника», – подытожил господин Швайгерт.
Напомним, что каждый участник предварительного голосования должен принять участие во встречах с секретарями не менее половины первичных и местных отделений партии «Единой России» региона. Прикамье насчитывается 54 местных и 1143 первичных отделения. Итоговое голосование по определению партийного кандидата на выборах губернатора пройдет на партконференции в июне. Правом голоса будут обладать только партийные выборщики: члены регионального политсовета, региональной контрольной комиссии и делегаты конференции. Таким образом, праймериз состоятся по максимально закрытой схеме.
Фото: perm.ru
Выборы пермского губернатора