Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Эксперты в «ФедералПресс-центре» отметили, что главе Прикамья нужен сильный оппонент на выборах

Муниципальный фильтр не выглядит непреодолимым барьером
Муниципальный фильтр не выглядит непреодолимым барьером

В пермском пресс-центре РИА «ФедералПресс» состоялся круглый стол, на котором эксперты обсудили процедуру выдвижения кандидатов на губернаторские выборы, инициативу оппозиционных парламентских партий отменить муниципальный фильтр и спрогнозировали явку избирателей. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Как рассказала член краевой избирательной комиссии Татьяна Любарская, кандидат в губернаторы Пермского края может быть выдвинут любой партией или ее структурным подразделением, в случае если это предусматривает устав партии. При этом в поддержку выдвижения кандидата необходимо собрать подписи депутатов и глав муниципальных образований в количестве 6 % от их численности в регионе. При этом учитываются только те главы, которые были избраны на прямых выборах, а не по итогам конкурсных процедур.

Муниципальный фильтр как он есть

В Прикамье есть муниципальные образования двух уровней. Первый – городские и сельские поселения, второй – муниципальные районы и городские округа. Всего муниципальных образований – 337 (40 – муниципальных районов, 8 городских округов, 29 городских поселений, остальные – сельские поселения). По состоянию на 1 апреля в них насчитывалось 3887 депутатов и глав, имеющих право ставить подпись за выдвижение кандидата в губернаторы. Это число постоянно меняется. На сегодня принятый в Прикамье фильтр в 6 % (федеральный закон установил вилку в 5 – 10 %, в пределах которой регион может самостоятельно устанавливать нижнюю границу – прим. ред.) составляет 234 подписи. Численность подписей непосредственно для выдвижения на выборы определится по состоянию на тот день, когда будут официально объявлены выборы. Это произойдет в период между 1 и 11 июня.

Важный момент: необходимо, чтобы в числе собранных 234 подписей (на данный момент) были представлены минимум 6 % депутатов и глав муниципальных районов и городских округов. На сегодня их насчитывается 852, а 6 % от них – 51 подпись.

Следующий ключевой параметр: 234 подписи должны поставить депутаты и главы, представляющие минимум три четверти муниципальных районов и городских округов (этот параметр установлен федеральным законодательством и не может быть скорректирован на уровне региона – прим. ред.). В сумме этих муниципальных образований второго уровня – 48, три четверти от них – 36.

Эксперт уточнил, что кандидат может сдать в комиссию подписей на 5 % больше, чем это необходимо для прохождения фильтра. Для 234 подписей это – плюс 11 подписей.

«Если говорить о политической составляющей депутатского корпуса и глав, которые имеют право представить свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, то 38 % из них – самовыдвиженцы», – пояснила госпожа Любарская. В абсолютных цифрах единороссов – 1791, самовыдвиженцев –1479, коммунистов – 108, эсеров – 94. Самовыдвиженцы достаточно равномерно распределены по всем муниципалитетам, только в трех-четырех районах единороссы доминируют. При таком раскладе любая партия может заручиться поддержкой, необходимой для прохождения фильтра, считает эксперт.

Парламентские партии предлагают

Думская оппозиция (КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России») отменить муниципальный фильтр. Парламентарии Госдумы считают, что ограничение политической конкуренции отрицательно сказывается на доверии граждан и стабильности системы.

«Парламентские партии, пройдя в Госдуму, доказали свою состоятельность и наличие широкой поддержки избирателей. В таких партиях есть свои достаточно серьезные внутренние фильтры. Поэтому для них муниципальный фильтр можно отменить», – считает руководитель прикамского реготделения «Справедливой России» Вероника Куликова.

«Никаких фильтров быть не должно, каждый имеет право быть избранным депутатом или губернатором. Если даже в президенты может баллотироваться любой гражданин России, почему в губернаторы не может? Что вместо муниципального фильтра? Подписи могут остаться. Хотя, повторю, они не нужны. Если кандидат готов участвовать в выборах – пусть идет», – уверен член бюро крайкома КПРФ Владимир Гребенюк.

«Мне кажется, причиной введения муниципального фильтра была попытка подтолкнуть партии к участию в выборах на самом массовом муниципальном уровне. Чтобы партии действительно были партиями, боролись за власть, создавали ячейки в поселках и небольших городах, районные организации. У всех партий была возможность проводить своих депутатов в муниципалитетах, фактически создавать штабы на уровне районов», – считает член крайизбиркома Алексей Копысов.

«Надо понимать, что демократия ради демократии – дорога в никуда. Я помню выборы на Украине в 2000-е, когда на двухметровых бюллетенях-портянках могло быть двадцать кандидатов по имени «Владимир Гребенюк». Итог – порядка нет, политическая, управленческая, государственная система разваливается. Когда можно все, оказывается, нельзя ничего. Законодательство стремится к сохранению баланса, когда есть возможность, но ради нее нужны долговременные стратегические действия. С 2012 года любая партия могла во всех муниципалитетах сформировать свои пулы, но это не делалось», – подчеркнул политолог Алексей Чусовитин.

Отметим, что в случае отмены муниципального фильтра его заменой на губернаторских выборах станет сбор подписей жителей региона в размере от 0,5 до 2 % от численности избирателей, которая в Прикамье составляет 2,1 млн. Таким образом возможна вилка от 10,5 тыс. до 42 тыс. подписей. На выборах 2016 года в Пермском крае фильтр в 3 тыс. на выборах в заксобрание был успешно преодолен только одной непарламентской партией. Остальные представили подписи, которые не прошли проверку, в связи с чем эти партии не были допущены к выборам.

Одной конкуренции недостаточно

Эксперты, обсуждая интерес избирателей к предстоящим выборам и оценивая возможную явку, отметили, что для их роста помимо конкуренции необходимы харизматичные кандидаты и содержательная повестка.

«Муниципальный фильтр имел благую цель рекрутирования элиты и развитие внутрипартийной работы. Но мы видим результат – сильных кандидатов нет. Между тем только конкуренция может обеспечить явку. Для этого необходимо максимальное выдвижение кандидатов либо формирование образа общего врага, против которого все объединятся. У нас персонализированная политика, не важно, какого цвета партийный флаг, нужна персона. И партии будут договариваться с муниципальными депутатами не под вывеску партии, а под кандидатуру. Нужна конкуренция политических фигур и политических стратегий. Но когда за несколько месяцев до выборов скамейка запасных пуста, когда к выборам начинают привлекать кандидатов, хоть сколько-то выделяющихся на общем фоне, это объясняет, почему нам прислали кандидата – потому что нет своего», – говорит кандидат политических наук Ксения Пунина.

«В прошлом году была конкуренция, а явки не было. Это пример того, как ни одна из сторон не смогла предложить повестку, которая заинтересовал бы людей. Можно сколько угодно поливать оппонента грязью, но это не сработает. Кроме того есть вопросы к самой элите. При одном губернаторе люди аплодировали установке пресловутых «красных человечков», при другом те же люди аплодировали демонтажу «красных человечков». Если есть проблемы с формулировкой своих интересов, будут проблемы с личностями. Если в выборах примут участие один главный кандидат и стандартный набор технических кандидатов, явка составит 15 – 20 %. Если будут интересное соперничество, перевалит за 30 %, – полагает политический консультант Николай Иванов.

Этой же точки зрения придерживается в реготделениях оппозиционных партий.

«Вряд ли явка будет выше, чем в 2016 году. Будет ниже, если не появится никакой интриги», – считает глава краевого отделения «Яблоко» Ольга Колоколова.

«Не думаю, что явка будет очень высокой, – предположила лидер прикамских справедливороссов Вероника Куликова, – Сомневаюсь, что она составит 50 %, о которых говорят как о желаемом показателе. Скажутся и сентябрь – не самый удобный месяц, и предсказуемый результат. Однако наша позиция: какими бы ни были выборы, необходимо идти на избирательные участки и голосовать. Активная гражданская позиция должна быть у всех».

«Явка будет низкой – от 25 %, – утверждает Владимир Гребенюк, – Может быть больше, 35 – 40 %, если появится фигура, которую можно противопоставить представителю «Единой России». Такие фигуры есть – Окунев, Чебыкин», – назвал политик своих товарищей по депутатской группе «Солидарность».

На общем фоне выделяется прогноз политолога Алексея Чусовитина, который на выборах 2016 года работал на прикамское реготделение «Единой России». Он спрогнозировал явку в районе 50 % и около 60 % голосов за кандидата от «Единой России». «Единая Россия кровно заинтересована в участии кандидатов от парламентских партий. Для выборов определяющее слово – легитимность. Поэтому опасения, что кого-то начнут тормозить на муниципальном фильтре – не более чем инсинуации», – подчеркнул эксперт.

Впрочем, ряд экспертов в своих оценках больше ориентировались на статистику выборов 2016 года. Так Алексей Копысов заявил, что цифры откровенно заниженных прогнозов возможны на практике только в случае масштабных природных катаклизмов, а в обычных условиях с учетом интереса к губернаторским выборам, которых в регионе не было 17 лет, явка окажется на уровне прошлогодних выборов. Что касается необходимости выдвижения от какой-либо парламентской партии сильного кандидата, способного на выборах составить конкуренцию главе региона, то с этим согласились все эксперты.

 

Фото: РИА «ФедералПресс»

 

Сюжет по этой теме
4 июня 2017, 12:25

Выборы пермского губернатора

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.