Меньше месяца осталось у областных властей, чтобы привести в порядок дорогу от Нижнего Тагила до Серебрянки. Путь связывает с «большой землей» три населенных пункта – Синегорский, Северку и Верхнюю Ослянку. В четырёх поселках проживает почти 1,5 тысячи человек. Отчитываться о состоянии дороги перед президентом чиновникам предстоит после 1 июня 2017 года. Ремонтные работы практически в ежедневном режиме проверяет министр транспорта Василий Старков. В правительстве региона уверяют, что к установленному сроку поручение президента будет выполнено. Тем не менее, на карте Свердловской области осталось еще немало населенных пунктов, где из-за отсутствия дороги местные жители оказываются отрезанными от мира. Выбраться из многих деревень можно лишь на лодке, катере или воздушном транспорте. С наступлением сезона паводков изолированных населенных пунктов становится еще больше, потому что даже существующие дороги размываются. «ФедералПресс» внимательно изучил карту Свердловской области и выяснил, жители каких населенных пунктов региона фактически отрезаны от большой земли. Подробности – в нашем материале.
Автобус и снегоходы для манси
Север Свердловской области самая проблемная с точки зрения транспортного сообщения территория региона. Причины вполне объективные – большие расстояния, труднопроходимая местность и разбросанные по территории поселки и деревни. Кроме того, там проживают коренные малочисленные народы манси, которые предпочитают отдаленные территории. Так, в окружении леса расположились поселения Юрта Пакина, Юрта Курикова, Юрта Бахтиярова. Самый многочисленный из них Ушма, в нем живет порядка 40 человек. В деревнях манси есть таксофоны и сотовые телефоны. Когда им требуется «сообщение с миром» они звонят в администрацию Ивделя и заказывают бесплатный автобус.
«У нас существуют федеральная, областная и муниципальная программы поддержки этих народов. В 2012 году в рамках этих проектов мы приобрели специальный автобус «НЕФАЗ» на базе КАМАЗ. Машина обошлась в два миллиона семьсот тысяч рублей», - рассказывает главный специалист отдела по экономике управления муниципальным имуществом администрации Ивделя Ольга Меньшикова. На этом же автобусе дети манси уезжают на учебу в ближайший большой поселок Полуночная, где проживает более 2000 человек. Там школьники из Юрты Пакина, Юрты Курикова, Юрты Бахтиярова и Ушмы находятся весь учебный год. Домой они возвращаются на том же автобусе на время каникул. Так же из всех трех уровней бюджета была профинансирована закупка 14 снегоходов, стоимость каждого — 280 тысяч рублей. Зимой за продуктами и вещами первой необходимости манси ездят на них.
Отрезанным от мира на севере области оказываются не только поселения манси, но и жители поселка Понил. Дороги там никогда не было и нет. В населенном пункте живет порядка 50 человек. За продуктами людям приходится плыть на лодках до Ивделя (30 километров). Специалист отдела ЖКХ администрации Ивдельского городского округа Роман Шамонин рассказывает, что даже если бы в поселке проживало больше людей, построить дорогу в той местности невозможно: «Эта дорога расположена на землях Гослесфонда и мы там ничего сделать не можем: ни дорогу построить ничего. Люди, живущие там, не жалуются, они уже привыкли. Им предлагали переехать, отказываются».
Дорога к знаниям
Еще одна проблемная точка – поселок Унь в Шалинском районе. Живет в нем более 200 человек. Дорогу до ближайшей деревни Колпаковки весной сильно размывает, проехать по ней становится невозможно. Протяженность дороги составляет 22 километра, восемь из них уже отремонтировали и «подняли» в рамках программы «Развитие транспорта дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области», рассчитанной до 2022 года. Из областного бюджета потратили 10 млн рублей. А вот на продолжение ремонтных работ пока денег не выделили. «На дорогу большая надежда. Школа старая очень в Уне. Нужно возить детей учиться в соседний населенный пункт. А как это сделать по такой дороге? В этом проблема. Мы только этим и занимаемся, что просим деньги на эту дорогу. Несколько писем отправляли на имя губернатора, депутатам Законодательного собрания Свердловской области сообщали. Обещают, что помогут, но гарантий нет» - прокомментировал ситуацию заместитель главы Шалинского городского округа Анатолий Зайцев.
Рядом с Шалинским городским округом находится Первоуральский, в котором также есть отрезанная от «мира» деревня Меркитасиха. Весной единственную дорогу в населенный пункт размывает так, что проехать туда не может даже тяжелая техника. В 2015 году из-за отсутствия нормального пути в деревню во время пожара не смогла добраться машина с огнеборцами. «Основная проблема заключается в том, что в поселке нет пожарной части. А пожарные машины из других частей добраться в населенный пункт по такой дороге не могут. Несмотря на решение судов дороги нет. Надо что-то делать», - прокомментировал ситуацию региональный координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Артем Ланцев. Жители поселка Меркитасиха оставляют заявки в проекте и жалуются на свою изоляцию. «Мы не просим шестиполосный хайвэй (хотя и не откажемся!), достаточно спрофилированной и ухоженной дороги, пусть даже и просто отсыпанной щебнем. Но дорога должна быть проходима в любое время года на простой машине категории М1 и выдерживать нагрузку от автомобилей категории N2», - оставил комментарий на сайте ОНФ один из местных жителей.
За продуктами на катере
Почти на границе с Тюменской областью под деревней Таборы существует еще несколько «забытых» населенных пунктов: Озерки, Унже-Павинск, Томск, Чернавск, Заречное, Новоселово. Дорог там никогда не было. До соседних населенных пунктов люди добираются на катере по реке Тавда. Существенно сократила путь до Таборов местным жителям позволила построенная дорога до поселка Чеур (раньше проехать можно было только до поселка Фирули). Но дальше Чеура полотно пока не постелили. «Проекты сделаны, экспертизы пройдены, мы надеемся, что дорогу у нас достроят. Это дорога областного значения, она находится на контроле управления автомобильных дорог. Раньше катер шел зиг-загами и люди тратили много времени, чтобы добраться до Таборов. Выезжали в 6 часов утра и приезжали в 12 часов. Сейчас, например, жители Новоселово садятся в катер в 7 часов и уже в 9 часов они в Чеуре, в 9-30 в Таборах. По времени с появлением дороги мы сильно выиграли», - комментирует ситуацию заместитель главы администрации Таборинского муниципального района Валентина Владимирова.
Стоит отметить, что население перечисленных поселков немногочисленное: в каждом пункте проживает не более десяти человек. Исключение составляют жители «Унже-Павинского»: их более 250 человек. В Серовском городском округе самая проблемная территория – поселок Урай. Жители этого населенного пункта жалуются, что попасть «домой» на автомобиле можно только зимой. Летом дороги просто нет. Проверить информацию пробовали сотрудники прокуратуры, не удалось. Проверка выехала в Урай, но доехать по существующей дороге не смогла. Спасением жителей остается соседство с железной дорогой.
Электроэнергия есть, вода есть, дороги нет
На юге области ситуация более положительная чем на севере. Однако, населенные пункты, не имеющие главной дороги все же есть. Яркий пример — деревня Лавровка, которая находится в Полевском городском округе. Половина дороги к Лавровке даже имеет асфальт. Зато вторая половина настолько «убитая», что автолюбителям требуется около двух часов, чтобы преодолеть 11 километров. С такой скоростью успеть вовремя в Лавровку нет шансов ни у кареты скорой помощи ни у пожарной машины. Весной и во время дождей дорогу и вовсе размывает. Собеседник ФедералПресс в муниципалитете говорит, что надежной связи с деревней нет. И денег на ее ремонт тоже. В деревне даже пробовали развернуться коммерсанты, хотели открыть магазин. Но когда столкнулись с такой дорогой, передумали.
Сейчас в Лавровке живет около 70 человек. Староста деревни имеет служебный уазик. В ближайшее время планируют составить график, по которому на этом транспорте в населенный пункт будет доставляться все самое необходимое. В первую очередь хлеб.