Сегодня, 23 мая, комиссия УФАС по Курганской области признала нарушения антимонопольного законодательства в действиях 23 перевозчиков Кургана, обвинив их в сговоре, когда они практически одновременно подняли цену до 20 рублей за проезд в начале 2016 года. Предприниматели возражают против обвинения, ссылаясь на необходимость срочно согласовать с мэрией тарифы на проезд для компенсации проезда льготников из бюджета. Спор длится несколько месяцев. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Комиссия во главе с руководителем УФАС Ириной Гагариной сегодня рассмотрела дело в отношении «ооошек» «Белоусов», «АвтоСити+», «Автолюкс», «ЗауралТрансСервис»,«Транссервис», «КомпанияЗаурал-Такси-Лайн», «Кургантранссервис», «Перевозчик», «Попутчик+», «Корд-Гарант», «Транспортная компания», а также более десятка индивидуальных предпринимателей. Фактически под санкции попадают почти все перевозчики Кургана.
С начала 2016 года изменилось законодательство. Цены на проезд в автобусах в Кургане стали нерегулируемыми и перестали утверждаться департаментом цен и тарифов. Перевозчики получили право работать по нерегулируемым тарифам, и в начале года эти тарифы подросли с 18 до 20 рублей. Причем цены выросли почти на 70 маршрутах города и это вызвало реакцию контрольно-надзорных органов.
«Дело было возбуждено в 2016 году по материалам прокуратуры, которая попросила оценить действия перевозчиков на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, – пояснила «ФедералПресс» Ирина Гагарина. – Но перевозчиков много, нужно было проделать большую аналитическую работу, это потребовало большого времени. Но теперь мы пришли к выводу, что в действиях перевозчиков содержатся признаки нарушения данной нормы».
«Это трудное, но нужное решение, чтобы они ( перевозчики. – Прим. ред.) не пересекали черту закона», – подчеркнула Ирина Гагарина.
Но сегодня на заседании комиссии представитель «Транспортной компании» Марина Пантелеева, предприниматель Олег Невструев и другие привели аргументы, которые объясняют и экономические, и организационные мотивы роста тарифов почти полтора года назад.
«Перевозки льготников, а мы возим их в полном соответствии с постановлением городской Думы, дотируются из бюджета, и администрация в 2016 году попросила срочно сообщить все расчеты по тарифам, чтобы просчитать объем расходов бюджета на эти цели, – сообщила Марина Пантелеева. – И перевозчики все расчеты представили в короткий срок, и получилось, что почти одновременно, а экономика потребовала увеличить тарифы. Все можно проследить по журналу входящих документов в администрации».
«Рост и обоснованность затрат, в том числе на топливо и запчасти, – подчеркнула Марина Пантелеева, – подтверждается, к примеру, независимым аудитом деятельности «Транспортной компании», тариф обоснован, а упрекать перевозчиков в каком-то соглашении, сговоре нет никаких оснований. Комиссии желательно внимательно учесть эти доводы».
Предприниматель Олег Невструев сегодня сообщил, что он работает в этой сфере почти 10 лет, имеет опыт, и рост тарифа в 2016 году до 20 рублей был вызван ростом затрат на эксплуатацию парка, перераспределением маршрутов по городу, из-за чего часть таких маршрутов становилась планово убыточными, но перевозки пассажиров не прекращались.
Интересно, что расчет тарифа в прошлом году во время паводка, когда 17 автобусных перевозчиков на маршрутах, связывающих Кетовский район с Курганом, возили пассажиров по объездной дороге лишних 22 километра, доказал, что бизнесмены не старались заработать на беде при такой ЧС. Они тогда работали себе в убыток.
Напомним: с 25 апреля по 15 мая 2016 года шоссе имени Тюнина было перекрыто для движения всех видов транспорта. Автобусам пришлось следовать по объездной дороге. Средняя протяженность маршрутов из Кургана в села Кетовского района увеличилась на 21,5 километра. Перевозчики повысили стоимость проезда для пассажиров в среднем на 20 рублей. При этом, по данным УФАС, тариф могли поднять почти на 48 рублей, но фактически он вырос на сумму в два раза меньше. УФАС признала: цена проезда тогда выросла обоснованно.
Но сегодня вывод был другой – закон нарушен, и антимонопольщики заводят административное дело. Ранее Ирина Гагарина в комментариях для СМИ говорила, что возможно итогом разбирательства необязательно будет штраф для перевозчиков. «Мы выясняем, как работает рынок. По итогам дела пропишем механизм для перевозчиков, это будет удобно для них».
Материалы комиссии будут изготовлены в десятидневный срок, и решение можно будет обжаловать в суде. Но штраф для нарушителей может составить от 1 до 15 % с оборота предприятия за 2015 год.
«Это большие для нас суммы», – говорили предприниматели, толпясь в коридоре офиса УФАС перед оглашением решения.
В любом случае суммы штрафа пойдут на издержки перевозчиков и отразятся в тарифах на проезд, уже предупредила Марина Пантелеева.
Отметим, что с 1 января 2017 перевозчики подняли плату за проезд в автобусах в Кургане года до 22 рублей, но, наученные опытом, сделали это не одновременно, а в течение двух месяцев.
Некоторые наблюдатели связывают решение УФАС, утверждающее о признаках картельного сговора перевозчиков в 2016 году, с интересом прокуратуры и СКР найти дополнительные аргументы в расследовании действий недавно уволенного по недоверию руководителя транспортного управления Кургана Льва Сомова.
Напомним, прокурорская проверка установила, что в течение последних четырех лет Лев Сомов и его заместитель Олег Чикун, в чьи полномочия входит организация пассажирских перевозок на территории Кургана, принимали решения в интересах приближенных или аффилированных с ними компаний. Сомов и Чикун постоянно своими решениями корректировали существующие маршруты пассажирского транспорта, в результате чего росла прибыль предприятий, руководителями либо учредителями которых являются родственники и близкие знакомые этих должностных лиц. А другим перевозчикам создавались препятствия к осуществлению законной деятельности.
Прокуратура направила в следственные органы материалы для проверки на предмет наличия в действиях Сомова состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности).
«Решение УФАС о сговоре даст повод говорить о дополнительной криминальной составляющей в действиях Сомова. И даже если перевозчики опровергнут вывод УФАС в арбитраже, у следователей появится время для разработки новой, дополнительной версии в отношении Сомова», говорят наблюдатели.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.
Фото сайта socialnaya-podderzhka.ru