Top.Mail.Ru
Финансы
Свердловская область
0

«Потребность и финансовые объемы несопоставимы». Почему молодые семьи не могут получить субсидии на покупку жилья

Дом
Уральские чиновники проигрывают битву за федеральные субсидии

Более семи тысяч молодых семей Свердловской области стоят в очереди на получение жилья в рамках областной подпрограммы, которая является частью федеральной программы «Жилище». В этом году в бюджете региона зарезервировано 16 млн рублей на обеспечение семей жильем, однако и власти, и сами семьи называют эту сумму несерьезной. Почему молодым семьям на Среднем Урале крайне проблематично улучшить свои жилищные условия, что заставляет их устраивать акции протеста и почему буксует реализация этой программы разбирался корреспондент «ФедералПресс». Подробности – в нашем материале.

Подпрограмма по обеспечению молодых семей жильем в нынешнем виде запущена еще в 2006 году и будет действовать до 2020 года. Участниками программы могут стать семьи, зарегистрированные в одном месте и имеющие жилплощадь менее 10 квадратных метров на каждого. При этом возраст супругов не должен превышать 35 лет. Кроме того, они должны подтвердить доход, позволяющий приобрести готовое жилье при условии господдержки. Ее размер зависит от количества детей и средней стоимости квадратного метра в регионе. За все время в Свердловской области субсидию получили 1577 семей.

В прошлом году Свердловская область получила на реализацию программы 82 млн рублей федеральных денег и добавила еще 96 миллионов. В 2017 году Свердловская область поддержку из федеральной казны не получит. По данным «ФедералПресс», региональые власти не заявились на участие в программе в связи с реформой регионального прравительства – полномочия по поддержке молодых семей были переданы из министерства спорта и молодежной политики в только что созданный департамент молодежной политики. Областной бюджет смог предоставить лишь 16,3 миллиона. «Органы исполнительной власти, которые должны заявляться на участие, недоработали», – признала в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» председатель комитета заксобрания по молодежной политике, развитию физкультуры, спорта и туризма Елена Чечунова.

Комитет уже выразил озабоченность на заседании, на котором присутствовали представители областного правительства. «Потребность и финансовые объемы несопоставимы. Федеральная программа действует до 2020 года, нам важно максимально участвовать в ней, потому что молодые семьи от нас этого ждут», – говорит Чечунова. Говорить о конкретных объемах пока преждевременно, признает она. В минфине депутатам дали понять, что в 2018 году бюджет вряд ли будет легче сбалансировать.

В прошлом году спрос также оказался выше, чем заложенные в бюджете суммы, отметил член комитета и бывший вице-премьер областного правительство по соцполитике Владимир Власов. Он уточнил, что рекомендации правительству даны лишь по увеличению финансирования на следующий год. Корреспондент «ФедералПресс» поинтересовался, можно ли ожидать поправок до конца этого года. «Этот вопрос мы на комитете пока не обсуждали», – ответил вице-спикер заксобрания.

Директор областного департамента молодежной политики, который курирует исполнение программы, Ольга Глацких, в свою очередь, отметила «полное взаимодействие с комитетом». Она подтвердила, что поправки в течение года программу не затронут, однако на следующий год финансирование будет сразу заложено в полном объеме – не меньше, чем в прошлом году: «Будем выходить на федеральный уровень, чтобы не пропустить подачу заявок», – пообещала она. При этом Минстрой РФ не готов включить Свердловскую область в распределение субсидий в середине года. 

Сами молодые семьи, которые на данный момент стоят в очереди на получение господдержки, оценивают реализацию программы крайне скептически. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» жительница Березовского Татьяна, которая встала в очередь на получение субсидии еще в 2008, заявила, что, оценивает программу на ноль. «Ничего не могу сказать хорошего, тупо болтаемся. То седьмые, то тринадцатые, то третьи, в этом году пятые», – рассказывает женщина. «Ходила к мэру Березовскго, он сказал, что так программа составлена», – вспоминает она. По мнению Татьяны, если не увеличить финансирование, то программа так и останется «заманухой». «Ладно мы стояли бы двухсотые, но ведь в первой десятке», – сетует она.

Причиной того, что семьи отодвигаются в очереди, являются привилегии для многодетных. «В администрации дали дельный совет – родить еще 2 детей, тогда продвинемся», – говорит Татьяна. «Для третьего надо иметь жилье, а в съемной квартире и с двумя так себе», – жалуется Анастасия из Первоуральска. Ольга из Екатеринбурга даже писала в правительство, считая это несправедливым по отношению к малодетным семьям. «Мне ответили: вы сами на это согласились», – сообщает она в паблике участников программы.

Сама Ольга оценивает программу как неэффективную. «Встала на учет в 2009 году, а в этом просто выбыла из нее по достижении 35 лет, так ничего и не получив, а только потратив время на сбор документов», – рассказала она корреспонденту «ФедералПресс». Чиновники предложили Ольге стать участницей региональной программы, где нет ограничений по возрасту, но она отказалась. «Выплата в два раза меньше и снова все документы надо собрать», – объясняет екатеринбурженка. Кстати, в бюджете на предоставление региональной поддержки молодым семьям в этом году заложено всего шесть миллионов.

Надежде Пономаревой, которая сейчас консультирует участников программы, повезло больше. «Дождались с августа 2008 по декабрь 2014, цена на квартиру выросла на 1,3 миллиона, а субсидия на 200 тысяч. Процент по ипотеке 16 % (раньше был 11-13). Плюс куча нервов, справок, два суда», – поведала она свою историю в паблике. В суд Надежде пришлось идти из-за распространенной ситуации. «До программы я продала дом в деревне за 500 км от Екатеринбурга, который достался от бабули по наследству в ветхом состоянии. Мне написали намеренное ухудшение, юрист добился восстановления», – рассказывает она. «В администрации вначале делают, потом думают», – объясняет Пономарева необоснованные отказы желающим участвовать в программе. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Надежда Пономарева отметила, что в начале двухтысячных годов о программе знали единицы, и семьи, которые в ней участвовали, стояли в очереди по году. «Потом информация о программе попала в СМИ, нам о ней рассказали родители. Мы сначала думали, подавать или нет документы, потеряли время, и в итоге, сдав пакет документов, простояли в очереди 6 лет. Некоторые семьи, которые вставали в это же время все еще стоят, очередь выросла как снежный ком, а финансирование осталось на прежнем уровне. Мы с другими семьями ходили к [Леониду] Рапопорту (ранее программу курировало министерство спорта и молодежной политики – прим. Ред.) и другим представителям власти, так они нам сразу сказали: нечего ходить и просить, сами зарабатывайте. Не хотят в Свердловской области поддерживать молодые семьи и программу не закрывают, так как она работает. Мы писали президенту, [премьер-министру Дмитрию] Медведеву, в прокуратуру, [полпреду президента Игорю] Холманских. Это только кого помню – и отовсюду одни отписки или перенаправление к местным органам власти», – рассказала она.

В суды обращаются и те, кого исключили из программы в 36 лет: в последние два года такие дела разбирались в Екатеринбурге, Березовском, Верхней Пышме, Сухом Логу. Везде истцы получили отказ, так как закон требует соответствия критериям на момент включения в областной список претендентов на получение субсидий, а не постановки на учет для участия в программе. Включение в список участников «не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты», – говорится в решении по делу сухоложцев, простоявших в очереди шесть лет.

В 2012 году массовое недовольство очередников привело к митингу в Екатеринбурге. Не исключено, что матери семейств выйдут на улицы и сейчас. «Не знаю, будут ли митинги, но недовольных очень много», – говорит Татьяна. «Жалобы пока не пишем, решили, что еще год подождем. Если будет сохраняться подобная тенденция, то непременно напишем», – рассказывает Алена из Верхней Пышмы, которая стоит в очереди почти десять лет. «В том году были 17-ми, в этом – 19-е», – сообщила молодая мать.

«Программу нельзя рассматривать в отрыве от всех остальных мер, которые государство принимает для решения жилищных проблем. Если молодые специалисты приезжают на село, они получают 200 тысяч, которые тоже тратят на жилье. Многодетные семьи участвуют в своей программе и получают очень неплохие субсидии, 3400 семей этой помощью воспользовались. И, конечно, материнский капитал, который направляют на улучшение жилищных условий», – настаивает Елена Чечунова.

Свердловская область в этом году оказалась одним из немногих регионов, которые остались без федеральных субсидий по этой программе. В Якутии, например, сумели выбить свыше 361 млн рублей и добавили еще 460 миллионов. В правительстве уже пообещали выплатить субсидию более чем тысяче семей. В крохотной Карачаево-Черкесии из Москвы получили 392 миллиона: даже при региональном софинансировании всего в 5 % это сократит очередь примерно на пятьсот участников. Из уральских регионов больше всего досталось Курганской области: ей федерация добавила 267 миллионов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.