В Калмыкии завершилось общественное обсуждение актуализированной стратегии развития республики до 2020 года. Документ прописывает ключевые направления властей всех уровней для активизации инвестиционной активности бизнеса и улучшения социальной обстановки. Наблюдатели называют заложенные в стратегии подходы и показатели реалистичными. Кроме того, документ и его исполнение могут иметь и политические последствия. С одной стороны, это усиление роли министра экономики Золи Санджиевой, с другой – стратегия может стать предвыборной программой главы республики Алексея Орлова, срок полномочий которого истекает в 2019 году. Детали и оценки – в материале «ФедералПресс».
В Калмыкии завершилось общественное обсуждение новой стратегии социально-экономического развития республики, рассчитанной до 2020 года. Формально она считается актуализацией старой стратегии, принятой еще в 2008 году, однако фактически является новым документом. Стратегию разработало министерство экономики и торговли. Напомним, с ноября прошлого года министерство возглавляет самый молодой республиканский министр Зоя Санджиева. До этого (в октябре 2016) она организовала бизнес-форум с итальянскими предпринимателями (Санджиева работала советником председателя итало-российской торгово-промышленной палаты, а глава республики Алексей Орлов в 90-е возглавлял совместное российско-итальянское АОЗТ, некоторое время жил в Италии и свободно владеет языком, – прим. «ФедералПресс»), на котором было заявлено о возможности нескольких совместных проектов. Первый будет реализован уже в этом году – группа коммерсантов из провинции Венето заявила о том, что в Городовиковске запустят производство сыров на основе местного сырья.
В новой стратегии заложены три варианта сценарных условий: консервативный, базовый и целевой. Последний – самый оптимистичный. Он направлен на развитие инвестиционной среды, и, в частности, предполагает активную модернизацию, техническое перевооружения и улучшение инвестиционного климата. Консервативный сценарий, напротив, концентрируется только на уже имеющихся видах экономического развития, совершенствование традиционных отраслей хозяйствования. Разработчики склоняются к тому, что для реализации больше подходит базовый сценарий, который «предполагает меньшие затраты и при этом обеспечивает существенное продвижение в решении социально-экономических задач». При этом базовый сценарий также предусматривает «усиление инновационного компонента» за счет ускоренного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов.
В документе семь разделов. Первым прописано промышленное развитие. Там, в частности, прописано «создание условий для развития промышленных предприятий обрабатывающих производств» и «содействие в повышении конкурентоспособности продукции». Особое внимание предлагается уделить производствам инновационным и импортозамещающим.
«Здесь совершенно правильно выделены такие пункты, как нехватка промышленных предприятий и тезисы о развитии экономического потенциала и привлечении инвестиций в республику. Вопрос в том, как это осуществлять на практике, как сделать так, чтобы республика стала оазисом для тех, кто хочет открыть свой бизнес, – рассуждает первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал. – Например, Татарстан пошел по пути создания экономических зон, а в Калуге создали автомобильный кластер. Чем выделяется Калмыкия, о которой не слишком много слышно на федеральном уровне, пока непонятно. Между тем, бизнес идет туда, где нет административных барьеров и есть высококвалифицированная рабочая сила, хотя людей можно найти и через аутсорс. Нужно от слов переходить к делу».
Отметим, что по итогам 2016 года индекс промпроизводства в республике составил 112,2 %, что на 5,8 пункта превышает средний показатель по ЮФО, а среднероссийский – на 11,1 %. По итогам первого квартала индустрия в Калмыкии вновь выросла. Правда, основным драйверам является сырьевой сектор, в частности, нефтедобыча.
В документе помимо основных направлений развития отдельно и детально прописаны программы развития всех муниципалитетов республики. Интересно, что выделена в отдельную программу и задача развития Калмыцкого госуниверситета, который «призван играть ключевую роль в социально-экономическом развитии региона». Для этого значится, например, «создание ресурсного центра по обеспечению реализации политики импортозамещения и решения задач продовольственной безопасности в АПК» и «восточный вектор России: кросс-культурное взаимодействие народов».
В качестве приложений к стратегии перечислены основные инвестиционные проекты, реализуемые и предлагаемые к исполнению на территории республики, а также перечень строительных объектов в Калмыкии на 2017-2018 год.
На реализацию того, что прописано в стратегии, нужно 8,13 млрд рублей. Из них планируется, что собственно республиканский бюджет вложит 741,8 млн рублей, федеральный бюджет – 6,26 млрд рублей. Около 667 млн пойдет из внебюджетных источников. В стратегии отмечается, что привлечение средств федерального бюджета планируется в рамках государственных программ, федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы.
Бывший министр экономического развития и внешнеторговых связей правительства Волгоградской области Эльвира Лагутина оценивает калмыцкий документ как «весьма адекватный». «Стратегией я бы его назвала с большой осторожностью, скорее трехлетний прогноз, – отмечает Лагутина. – С другой стороны, документ реалистичный, с нормальным анализом и понимаем реальных возможностей региона. Я не совсем знаю сегодня экономической ситуации в Калмыкии, и вполне возможно, что задача у них сейчас стоит выправить то, что складывалось в предыдущих периодах. Будет детальный план мероприятий достижения обозначенных в этом документе задач, и можно работать».
Зоя Санджиева пояснила «ФедералПресс», что прием предложений для обсуждения завершен. «Сейчас мы фильтруем то, что поступило от наших активных граждан, В основном, это частности, но есть и дельные предложения, например, по внедрению проектного управления. Мы будем вносить эти коррективы», – отметила министр экономики и торговли. Она также рассказала, что документ будет обсуждаться и с депутатами Народного Хурала (республиканского парламента), но после того как сама Санджиева вернется с Санкт-петербургского экономического форума. Напомним, что задачу о необходимости разработки новой стратегии социально-экономического развития региона поставил во время прошлогоднего обращения к Народнмоу Хуралу Алексей Орлов.
Политолог, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья Андрей Серенко отмечает, что если такой масштабный документ целиком готовило министерство Зои Санджиевой, то это свидетельствует о политическом усилении ее лично и возглавляемого ею ведомства. «Одно министерство пишет программу действий для всего правительства и муниципалитетов – это политически интересное решение, – отметил Серенко. – Уверен, что все ожидания оправдаются, программа будет принята и будет реализовываться. При этом Санджиева и ее министерство приобретают особый вес». Андрей Серенко также предположил, что стратегия может стать и своего рода предвыборной программой для калмыцкой «Единой России» и самого Алексея Орлова на выборах соответственно в Народный Хурал в 2018-м и главы Калмыкии в 2019 году.