Чуть больше суток остается до начала юбилейной, пятнадцатой «Прямой линии с Владимиром Путиным». Количество адресованных президенту вопросов и обращений россиян растет с каждым днем. Найдутся ли решения тех проблем, которые будут озвучены в четверг, станет известно позже. Сегодня же «ФедералПресс» предлагает вспомнить самые интересные моменты: о чем спрашивали Владимира Путина год назад, какие поручения президент раздал по итогам «Прямой линии» и какие из них были выполнены. Бонусом станет экспертный прогноз: стоит ли ждать отставок чиновников, не способных решить проблемы людей на местах и перекладывающих их на главу государства.
Четырнадцатая «Прямая линия с Владимиром Путиным» состоялась 14 апреля прошлого года. Она не была самой продолжительной, но стала рекордной по количеству присланных россиянами вопросов – более трех миллионов. При этом для президента было важно пообщаться лично с людьми, желающими задать вопрос: во время прямого эфира он даже останавливал ведущих, увлекшихся сценарием и озвучивающих присланные обращения и собственные реплики, – Путину хотелось слышать голоса непосредственно тех, кому было что ему сказать и о чем попросить.
Поручения розданы. Исполнены ли?
Уже через неделю после своего общения с народом, 21 апреля, Владимир Путин подписал приказ с перечнем поручений. Всего в список включено девять пунктов, из которых семь – поручения правительству России, одно – Министерству здравоохранения (ответственным была назначена глава ведомства Вероника Скворцова) и одно – Общероссийскому народному фронту (ответственным определен сопредседатель ОНФ, на тот момент секретарь Общественной палаты России, ныне – врио главы Удмуртии Александр Бречалов).
1. Сразу несколько поручений касались вопросов, связанных с транспортом. До 30 апреля прошлого года правительство должно было принять решение об отмене уплаты утилизационного сбора на отдельные виды автоприцепов. Свою позицию президент обозначил уже в ходе «Прямой линии». Кабмин поставил точку в вопросе 11 мая прошлого года: уплата утилизационного сбора на автоприцепы массой не менее 0,75 т и не более 10 т была отменена, а для прицепов максимальной технически допустимой массой более 10 т ставка снижена.
2. Путин потребовал «окрасить» дорожные фонды. То есть до 1 июня кабинет министров должен был внести в федеральное законодательство изменения, предусматривающие, что все доходы региональных дорожных фондов будут направляться исключительно на дорожную деятельность. При этом в бюджеты дорожных фондов субъектов также должно поступать не менее половины доходов от увеличения акцизов на ГСМ, производимых в России. Соответствующий закон был принят, и, согласно этой норме, с 2017 года использовать средства дорожных фондов в субъектах страны можно только на ремонт местных дорог.
3. Тот же срок был поставлен кабмину для принятия ряда мер в сфере продовольственной безопасности. Речь идет о введении обязанности производителей информировать потребителей о наличии в составе пищевой продукции растительных масел (их наименований), а также проработать вопрос целесообразности введения акциза на растительные масла тропического происхождения. Решение по этим вопросам пока не принято. Более того, только в мае этого года Минсельхоз предложил ужесточить требования к маркировке молочной продукции на территории ЕАЭС.
4. До 15 июня правительство должно было принять решения по поддержке отечественных фармацевтических компаний, которые производят лекарства нижнего ценового сегмента, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Решение этого вопроса кабмин тоже долго не мог найти. В октябре прошлого года в СМИ прошла информация о том, что правительство откажется от регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты стоимостью до 50 рублей, производство которых невыгодно фармацевтическим компаниям. Новый порядок ценообразования недорогих препаратов должен был вступить в силу до 1 января 2017 года, однако сейчас речь уже идет о 1 января 2018 года. Результатом решения правительства может стать 15-процентное увеличение цен на пока еще дешевые отечественные лекарства.
5. Президент также поручал кабмину до конца весенней сессии, а фактически – до конца работы шестого созыва Госдумы, принять поправки в закон о торговле. Они касаются распространения антимонопольных правил, требований и запретов не только на отдельных продавцов продовольствия, но и на всех других лиц, «образующих с ними одну группу». Также речь шла о сокращении предельных сроков оплаты продуктов питания и установления предельного размера так называемых «бонусов» торговым сетям со стороны поставщиков продовольствия. Закон, пролежавший в стенах парламенты около года (а то и больше), был принят в считанные месяцы: третье чтение в Госдуме он прошел 27 июня прошлого года.
6. Правительство вместе с уходящим составом Госдумы должно было до 15 июня проработать вопрос и принять поправки в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Речь идет о дополнительных квотах для тех компаний, кто использует для рыбопромысловой деятельности собственные суда и кто занимается инвестициями. Соответствующие изменения депутаты успели внести, а президент, в свою очередь, подписал обновленную редакцию закона уже 4 июля прошлого года.
7. Совместно с Центробанком правительству до 1 октября поручалось внести предложения по совершенствованию механизма обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Речь идет о включении в условия страхования не только выплаты компенсации при повреждении транспортного средства в ДТП, но и направление его на ремонт на станцию техобслуживания, причем последний вариант – приоритетный. Закон вступил в силу только в этом году – 28 апреля.
8. По итогам прямой линии-2016 в срок до 1 июля Владимир Путин поручил Минздраву обеспечить методическое сопровождение субъектов при оказании помощи на дому тяжелобольным, в том числе в части обеспечения их необходимыми медицинскими изделиями и оборудованием. Также Министерство должно было помочь регионам решить вопрос с посещением родственниками пациентов, находящихся в реанимационных отделениях медицинских организаций (на федеральном уровне этот вопрос решен, но на региональном чиновники и руководство лечебных учреждений могли принимать свои правила). От Минздрава президент требовал только доклада о ходе выполнения поручения. Такой документ главе государства был подготовлен.
9. Поручение Путина ОНФ касалось проведения анализа региональных нормативных актов, действующих в сфере сбора и переработки ТБО, а также организации работы по обеспечению прозрачности и открытости процедуры отбора региональных операторов по обращению с бытовыми отходами. Первый доклад ОНФ должен был представить к 1 сентября, последующие – раз в полгода. Содержание доклада было обнародовано в конце сентября. Результаты исследования Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса оказались неутешительными: большинство российских регионов, по мнению активистов Фронта, не приняли в отведенные сроки территориальные схемы по обращению с отходами. Уже в начале этого года «фронтовики» решили сами включиться в процесс борьбы с мусором и объявили о старте проекта «Генеральная уборка».
Как дети помогли президенту
Перечисленные выше темы – это лишь небольшая часть озвученных и поступивших Владимиру Путину. Более чем из трех миллионов вопросов наиболее популярными стали темы о дорогах и доступной среде для инвалидов, о состоянии российской экономики и росте цен, об импортозамещении в производстве продовольствия и социальной инфраструктуре в сельской местности, о задержке зарплат и коррупции, о военной операции в Сирии и внешних врагах, о лекарствах допинге, об автостраховании и авиаперевозках, о санкциях и налогах, о туризме и экологии, о ЖКХ и реформировании РАН, о выборах в Госдуму и оппозиции и ряд других. При этом первая реакция из регионов прозвучала менее чем через час после начала «Прямой линии»: на вопрос жительницы Омска президенту о катастрофическом состоянии городских магистралей местные чиновники отрапортовали, что в течение двух недель отремонтируют 21 дорогу.
Серьезные темы усилиями редакторов «Прямой линии» и ведущих в студии постоянно «разбавлялись» более легкими. На такие вопросы Владимир Путин позволял себе отвечать в шутливой форме, тем самым демонстрируя, что он говорит на одном языке с народом.
Обсуждение актуальной для фармацевтической отрасли (да и для населения) темы о стоимости лекарственных препаратов вызвало вопрос о том, какими лекарствами лечат самого Владимира Путина – импортными или отечественными. «Я стараюсь до этого не доводить, я стараюсь спортом заниматься, вести здоровый образ жизни, – ответил президент. – То, что дают, то и принимаю. Я думаю, что как раз из дешевого сегмента».
Не меньше экономики и внешних врагов россиян интересует личная жизнь президента. Жительница Гатчины Александра Козлова, к примеру, была обеспокоена отсутствием в стране «первой леди». На что Владимир Путин ответил, что у него «все хорошо». «Может быть, когда-нибудь я и смогу удовлетворить ваше любопытство», – отметил глава государства.
Откровенно президент признался, что ругается матом, когда на него не направлены микрофоны и камеры. «Бывает, на себя только, – заметил Владимир Путин. – Значит, недоволен собой. Виноват, может, не надо было говорить, но что же греха таить. В России есть такой грех. Отмолим».
В прошлом году как никогда активными были дети. Вполне можно сказать, что юные россияне помогли Владимиру Путину добавить непосредственности и простоты в общение с народом. Оживление в зале вызвал вопрос 12-летней Вари Кузнецовой о том, кого бы спас российский президент, если бы тонули лидеры Украины Порошенко и Турции Эрдоган. «Ты ставишь меня в трудное положение. Даже не знаю, что сказать, – заметил Путин. – Пожалуй, так: если кто то решил утонуть, спасти его уже невозможно. Но мы, конечно, готовы протянуть руку помощи и руку дружбы любому нашему партнеру, если он сам этого хочет». Впоследствии оказалось, что рука помощи была протянута все же турецкому лидеру: в течение года отношения России с Турцией, в отличие от Украины, были выровнены.
Юные россияне задавали президенту вопросы о трех желаниях золотой рыбке, о том, легко ли быть вундеркиндом, о нехватке школьникам выходных дней, о ЕГЭ и каше по утрам. «Я их (каши. – Прим. ред.) с удовольствием ем каждый день по утрам. И сегодня тоже ел, перловую, – отметил Путин, добавив, что с возрастом его отношение к кашам поменялось в лучшую сторону. – Чем меньше зубов, тем больше любишь кашу».
Старшее поколение тоже не осталось в стороне. Финал прошлогодней «Прямой линии» оказался ярким, благодаря некоей бабе Зине. «Я заметил очень интересное послание, я его прочитаю: «Долгих лет жизни Вам. Баба Зина», – зачитал Путин.
Феномен «Прямых линий» с Путиным
Из года в год «Прямые линии» с президентом для многих россиян становятся единственным способом решения их как личных, так и профессиональных проблем, вопросов, важных и актуальных для всей страны. Феномен «Прямых линий» с Путиным не просто в том, что вопросы после обращения к президенту решаются быстрее, иногда – уже во время эфира.
По словам политолога Андрея Колядина, «дело в том, что институт президентской власти сейчас – единственная безупречно действующая вертикаль власти». «Действительно через нее сейчас решаются все вопросы, и ко всем остальным вертикалям имеются самые различные нарекания, – отметил Колядин. – Возникает разбалансировка, когда представители тех органов власти, которые находятся ближе к президенту, к распределению бюджета, получают большие привилегии, чем их конкуренты, которые не имеют доступа в высокие кабинеты и такого всеобъемлющего доступа к бюджету. Соответственно, получается, что у нас есть регионы, которые развиваются хорошо, успешно, где находятся серьезные менеджеры, умеющие привлекать инвестиции и с кем надо договариваться, а есть те, которые не понимают методики работы сегодняшней власти и остаются на периферии, либо это территории, где нет природных богатств».
Андрей Колядин назвал абсурдной ситуацию, когда ремонт дорог в Омске начался только после обращения местной жительницы к президенту. «Эта система не совсем здоровая, потому что весь негатив начинает сливаться к главе государства. Нет системы, в которой люди могли бы сказать: «Вот этому негодяю, который не выполнил своих обещаний, мы объявим импичмент или не изберем его в ходе следующего выборного цикла». В результате получается так, что все хорошее воспринимается как должное, а плохое относится к правительству и президенту», – отметил Колядин.
Политолог Андрей Богданов, в свою очередь, полагает, что россияне обращаются за помощью к президенту «от недоверия к местным чиновникам». «Это связано, с одной стороны, с некомпетентностью, со второй – с коррупционностью. И чем меньше городок, тем больше это видно. В-третьих, с невозможностью решить простой вопрос, который должна решать местная власть», – отметил Богданов.
В то же время политолог Дмитрий Гусев также считает, что огромное количество обращений к Владимиру Путину во время «Прямой линии» свидетельствует «о высоком рейтинге доверия к президенту». «Что люди на местах делают вместо того, чтобы решить вопросы? Ждут. Конечно, все вопросы, которые поступают президенту, решаются. Но это не значит, что президент должен решать все вопросы – это вредно», – заметил Гусев.
По мнению директора Института прикладных политических исследований Григория Добромелова, популярность президентских «Прямых линий» является своего рода отражением традиции, «когда все вопросы в последней инстанции решает добрый царь». «Нельзя говорить о том, что это слабость региональной системы управления. Это, в принципе, проблема не столько управленческой вертикали, сколько модели восприятия граждан и власти. Ровно такие же истории происходят и на региональном уровне, когда граждане по самым разным вопросам идут к губернатору – к верховному правителю на местах, – отметил Добромелов. – С одной стороны, это не симптом конкретно взятого времени, отдельно взятой бюрократической системы, с другой – это показатель того, что система не работает эффективно».
Впрочем, до сих пор ни одна «Прямая линия» не окончилась отставкой губернатора или мэра (во всяком случае, таких прямых связей пока не было). Григорий Добромелов поясняет, что «Прямая линия» – «это формат раздачи неформальных сигналов, а иногда и вполне себе формальных по тем направлениям, которые президент считает приоритетными».
Политолог Дмитрий Гусев вспомнил, опять же, ситуацию в Омске. «В 2013 году Путин назвал мэра Омска «поросенком» за отказ принять пенсионерку. И ничего, он (мэр. – Прим. ред.) до сих пор работает, в этом году истекает срок его полномочий, никто не начал против него кампанию. И здесь есть некоторый баланс: когда существуют конкретные реальные проблемы, они решаются, но это не превращается в травлю отдельных чиновников», – пояснил Гусев.
Фото – Сергей Гунеев, РИА «Новости»
Прямая линия с Путиным