Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Прямая линия с Путиным: главное в экономике

Сегодня Владимир Путин провел ежегодную «Прямую линию», в ходе которой ответил на 73 вопроса россиян. Традиционно за прямым эфиром особенно пристально следят представители бизнеса, чиновники, работники банковской и финансовой сфер. «ФедералПресс» отобрал самые важные тезисы, прозвучавшие из уст президента. Каковы основные векторы развития российской экономики на ближайшую перспективу – читайте в нашем материале.

«Рецессия закончилась»

Первый же вопрос, который задали главе государства, звучал так – закончился ли экономический кризис? Владимир Путин отметил – хочется ответить положительно, но ситуация непредсказуема и всегда можно ошибиться. Во всяком случае, рецессия уже закончилась.

«Рецессия в российской экономике закончилась. Что нам позволяет сказать, что закончилась рецессия – три квартала подряд наблюдается рост экономики, рост ВВП. В апреле мы зафиксировали уже 1,4 % роста ВВП. В целом за четыре месяца – рост на 0,7 %. Растет и промпроизводство – по итогам квартала 0,7 %. Наблюдается рост инвестиций в основной капитал (они растут быстрее экономики в целом) – 2,3 %. И, конечно же, у нас рекордно низкая инфляция за всю историю России – 4,1 %, растут золотовалютные резервы», – уточнил президент.

Правда, он признал – ситуация с реальными доходами населения в стране пока еще грустная. Зарплаты начали расти, однако пока незначительно – на 2,3 % по итогам апреля. Владимир Путин напомнил, что индексируются социальные пенсии, вносятся изменения в размер МРОТ, пенсионеры получили единовременную выплату. Он пообещал, что люди почувствуют изменения к лучшему – так, государство «подтянет» тех бюджетников, сфера деятельности которых не попала в майские указы от 2012 года.

Банкам, бизнесу и чиновникам надо работать вместе, но – аккуратно

Владимир Путин в целом положительно оценил действия ЦБ РФ, подчеркнув, что к позиции Центробанка следует относиться с уважением. «Я очень рассчитываю на то, что ЦБ будет аккуратно действовать, но в направлении снижения ключевой ставки», – выразил он надежду.

Отвечая на вопрос о высоких ставках при кредитовании малого и среднего бизнеса, Владимир Путин отметил, что государству необходимо совершенствовать инструменты господдержки.

«Я не буду перечислять меры поддержки МСП (малого и среднего предпринимательства – прим. ред.), надо, наверное, совершенствовать эти инструменты и побуждать банковскую систему действовать более агрессивно. Доходы банковской системы растут и составили свыше 650 млрд рублей, а объемы кредитования так и не увеличиваются. Для юрлиц эти объемы выросли только на 0,7 %. Будем вместе работать, но аккуратно, чтобы не раскачать макроэкономику», – сказал Владимир Путин.

Однако известный предприниматель, управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко, считает, что развивать бизнес в России следует решительнее, и другими мерами, нежели существующая практика.

«Существует более 50-ти программ поддержки МСП, но на практике распределение этих денег – обычная кормушка. Чтобы поддержать малый и средний бизнес, не нужно создавать никаких программ. Должно быть налоговое освобождение. Освободите предпринимателей от налогов! Сейчас МСП задавлен огромным количеством документации. Я первую свою компанию основал в 1989 году, мне было 19 лет – тогда я открыл АОЗТ, в нынешних реалиях – это ЗАО. Представьте сейчас, в 2017 году, 19-летнего пацана, который сможет открыть ЗАО? Сейчас ИП многие не могут открыть без консультаций юристов», – прокомментировал бизнесмен.

«Санкции – обоюдоострое оружие»

Высказываясь о международной обстановке и значении санкций, введенных в отношении России США и Евросоюзом, президент отметил – существеннее на РФ отразилась мировая конъюнктура.

«На нас больше повлияли цены на нефть, на газ, на химию, промышленность. В ООН считают, что мы потеряли 50–52 млрд долларов, а те страны, которые ввели санкции, потеряли 100 млрд долларов. Санкции – обоюдоострое оружие, которое вредит всем», – сказал президент.

Глава государства подчеркнул – в ситуации, когда на РФ наложены ограничения, есть и плюсы.  «Мы должны были включить мозги, таланты, распределять ресурсы по ключевым направлениям, а не только потреблять нефтедоллары. Мы восстановили компетенции в электронике, фармацевтике, авиационном строительстве, тяжелом машиностроении – я уже не говорю про сельское хозяйство, рост 3 %. Россия стала номером один по экспорту пшеницы. У нас в разы сократились импортные закупки по мясу, в частности – мясу птицы. Мы ищем рынки сбыта. Договариваемся, чтобы Китай открыл для нас рынки сбыта по свинине и мясу птицы», – подчеркнул Владимир Путин.

Тем не менее, как отметил доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов, прямой корреляции между суммой ущерба российской экономике и экономике Евросоюза нет. «Озвученные цифры – не особенно объективные показатели. Важно понимать, что ВВП России в разы меньше, чем ВВП Евросоюза. Поэтому в любом случае для наших партнеров наши контрсанкции намного менее болезненны, чем для нас самих. Суммарно убытки российской экономики в масштабах нашей страны в разы выше, чем те убытки, которые понесли наши оппоненты», – отметил Хестанов.

Тем не менее, по мнению эксперта, сильнее всего ущерб ощутила сельскохозяйственная отрасль Евросоюза – эффектом послужили контрсанкции как ответные меры России. «Однако, по моим подсчетам, величина ущерба примерно соответствует 0,04 % процента ВВП Евросоюза. Трудно назвать эту величину существенной», – считает аналитик.

«Страна пока зависима от продаж нефти и газа»

Президент РФ Владимир Путин в ходе «прямой линии» отметил – экономика Российской Федерации до сих пор зависима от мировой конъюнктуры углеводородного сырья.
«Наша экономика до сих пор зависит от продаж углеводородных продаж, продаж нефти и газа. И Центробанк ориентируется на эту ситуацию. Вчера цена на нефть подросла свыше 50 долларов, а потом упала до 48 долларов. Главное для нас – не ключевая ставка, а чтобы она резко не менялась. Нам нужно обеспечить стабильность рубля, национальной валюты. Логика поведения ЦБ РФ тоже заслуживает уважения», – отметил Владимир Путин.

Как пояснил «ФедералПресс» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, сырьевая доля доходов бюджета РФ в последнее время снижается. Однако эта тенденция намечается не из-за принципиальной «перекройки» инфраструктуры, а из-за фактического снижения доли нефтегазовых доходов.

«Идет снижение доли из-за низкой мировой рыночной конъюнктуры. Экспортные ориентиры по нефти на 2017 год даже с учетом того, что мы участвуем в международном лимитировании добычи, все равно снизились незначительно – снижение составит лишь несколько миллионов баррелей», – считает эксперт.

«Возможности и мощь России будут прирастать Арктикой»

«Что мы так зацепились за Арктику», – спросили президента россияне. Ответ был достаточно подробный, и президент обозначил две важных причины такого пристального интереса к освоению Севера. Первая – военное и стратегическое значение этого региона.

«Недавно был на островах Франца-Иосифа. Местные жители рассказали, что гиды говорят иностранцам – «Эти острова раньше принадлежали СССР». Это должно нас насторожить, ведь это наша территория. Мы должны обеспечить суверенитет над этими территориями. Помимо добычи нефти, не надо забывать о военной стороне дела. Специалисты знают, что американские атомные подлодки дежурят на севере Норвегии, подлетное время ракет до Москвы – 15 минут. Поэтому мы должны понимать, что там происходит, охрану обеспечить. Трассы пролетов ракет наземного базирования на территории Штатов проходят по Северному полюсу», – пояснил президент высокий интерес РФ к освоению Арктики.

Вторая причина (широко освещенная ранее) – большой потенциал Арктики в части запасов углеводородов. Владимир Путин добавил, что добыче нефти и газа на Севере способствует и глобальное потепление, из-за которого судоходный период по Северному морскому пути в будущем увеличится.

«К 2050 году примерно 30 % всех углеводородов будет добываться в Арктике. Уже сейчас там осуществляются крупнейшие наши проекты: «НОВАТЭК» строит целый город в арктической зоне, уже началась добыча. С экономической точки зрения чрезвычайно важно. Если будет тенденция к глобальному потеплению – это означает, что период навигации будет увеличен, СМП («Северный морской путь» – прим. ред.) будет использоваться. Время прохождения судов увеличится с одного до 4-5 месяцев», – сказал президент.
Как считает Александр Пасечник, перспективы при освоении арктического шельфа открываются блестящие, однако инвестпроекты такого рода рентабельны только при ценах на нефть на уровне 80-100 долларов за баррель. С учетом состояния российской экономики, до недавнего времени находившейся в рецессии, Север стоит осваивать планомерно и обязательно учитывать риски дальних горизонтов.

«Учитывая нынешнюю конъюнктуру, пока ценники на баррель не те, при которых идет активное освоение арктических морей. Есть также торможение ряда проектов, из-за санкций в том числе. Однако чем дольше мы откладываем активную фазу реализации арктических проектов, тем больше проигрываем – время идет вперед, технологии развиваются. Буквально пять лет назад конкурентное преимущество России в этом регионе было выше», – отметил эксперт.

Фото: РИА Новости, Алексей Мальгавко

Сюжет по этой теме
28 июня 2017, 15:15

Прямая линия с Путиным

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.