В конце августа правительство Новосибирской области обнародовало результаты конкурса по концессии четвертого моста через Обь. Победителем была названа «Сибирская концессионная компания». По заверениям заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства области Виктора Ракова, первый этап строительства – сооружение мостового перехода на береговой части и водной акватории – начнется в январе-феврале 2018 года. Несмотря на готовый проект моста, в новосибирской прессе продолжают звучать мнения о целесообразности строительства еще одного мостового перехода через Обь. Корреспондент «ФедералПресс» попытался осмыслить имеющуюся информацию по новой концессии и понять, кто же будет главным подрядчиком.
По итогам конкурса, сумма средств, выделяемых концессионером на строительство, составит 26,2 миллиардов рублей, при этом гарантированная прибыль измеряется в районе 47 миллиардов рублей. Сроки, отводимые на сооружение четвертого моста, – 5 лет, в последующую четверть века, «Сибирская концессионная компания» получит объект в пользование с платой проезд в размере 100 рублей в один конец. Строительство затронет и жилые объекты, расположенные на левом берегу Оби. Потребуется около 4 миллиардов рублей для расселения новосибирцев и сноса прежнего жилья.
Говоря о финансовой стороне проекта, нельзя не упомянуть критику будущего четвертого моста. Сомнения подвергалась как гарантированная прибыль для концессионера, первоначально оцененная в 91 миллиард рублей, так и смысл всего проекта. Так экс-гендиректор компании «Мостовик» Олег Шишов в интервью новосибирским СМИ заявил, что тариф в размере 100 рублей не позволит сделать транспортный поток через мост «достаточно большим», что, в свою очередь, не разгрузит площадь Труда, Южную площадь и улицы Ипподромскую и Большевистскую. А мэр Новосибирска Анатолий Локоть не беспричинно полагал, что возмещение гарантированной прибыли, в случае ее недополучения, может упасть на плечи областного бюджета.
Таковы вводные данные по четвертому мосту, которые стали известны в последний день лета. Победитель конкурса – «Сибирская концессионная компания» – до последнего времени ничем заметным не отличалась. Кроме того факта, что в начале декабря 2016 года, основным акционером будущего концессионера была компания «Сибмост». А генеральный директор СКК Марина Пролубникова занимала пост в «Сибмосте» вице-президента по экономике и финансам. Интересным кажется тот факт, что продажа «Сибмостом» 75% акций СКК петербургской производственной фирме «Вис», входящей в одноименную группу компаний, состоялось буквально за несколько дней до подачи исков со стороны «Сбербанка» в адрес мостостроителя.
Сложно утверждать, каковы были истинные цели АФК «Система» и «Сбербанка» в связи с приобретением контрольного пакета акций «Сибмоста», потому что ни тот, ни другой нынешние владельцы не заявляют причин, побудивших на покупку ценных бумаг. Да и процесс перестройки «Сибмоста», выраженный в продаже части активов и ориентации сугубо на дорожно-мостовую отрасль, идет в медленном режиме. Как считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, «в нашей стране ничего не происходит быстро». «Это будет сложно структурированная сделка, которая потребует времени. Когда в процессе много участников, не все идет по плану и так как надо. Менеджмент предприятия вынужден одновременно решать такие задачи, как сохранение производственной программы (хотя бы крупных контрактов вроде новосибирского четвертого моста), реструктуризации задолженности (два актива – аэропорт «Горно-Алтайск» и санаторий «Золотой берег» недавно перешли под контроль «Сбербанка» и «Системы»), защита интересов прежних владельцев и сохранение своего места в компании.Новые инвесторы, «Сбербанк» и «Система», заинтересованы в сохранении бизнеса мостостроителя, но и в соблюдении своих интересов. Иными словами, оздоровить актив и получить его с наименьшими потерями и наибольшей выгодой», – размышлял Калачев.
Если предположить, что и АФК «Система», и «Сбербанк» были заинтересованы в активах «Сибмоста», которые можно было взять под свой контроль, то допустимой выглядит сделка правительства Новосибирской области с «Мосэнерго», которой и принадлежит ГК «Вис». Получается, что областное правительство было заинтересовано в «Сибмосте», как основном подрядчике при строительстве четвертого моста, при этом понимая, что концессию компания не потянет финансово. К тому же из-за многочисленных судебных разбирательств с мэрией Новосибирска, у «Сибмоста» – не слишком хорошая деловая репутация. Да и само слово «концессия» в последнее время приобретает скандальный оттенок из-за замороженного строительства двух мусороперерабатывающих заводов. Глава рабочей группы по «мусорной концессии», депутат законодательного собрания Вадим Агеенко, в телефонном разговоре с корреспондентом «ФедералПресс», заявил, что «будет изучать документы и по новой концессии, хотя на это и есть конкретные ответственные депутаты из областного парламента».
Почему же можно говорить о «Сибмосте», как о потенциальном подрядчике? Во-первых, этому способствует сосредоточение компании на строительстве мостов и дорог: «Сибмост» недавно выиграл тендер в Омске, продолжает сооружение моста на Алтае через реку Тальменку, где состоятельность компании гарантирует «Росавтодор», хотя Губернатор Александр Карлин выражает сомнение в следовании срокам из-за затянувшейся смены владельцев у застройщика. Во-вторых, в начале июня нынешний гендиректор «Сибмоста» Сергей Титов, отвечая на письменный запрос от «ФедералПресс», заверил, что «компания располагает всеми необходимыми средствами и рабочим ресурсом для строительства четвертого моста и судебная тяжба с мэрией этому не помешает». В-третьих, в день объявления победителя конкурса по концессионному соглашению, «Сибмост» получил право на разведку и добычу суглинка и песка в Чебулинском карьере, что в Кемеровской области. Добытые полезные ископаемые будут иметь хорошие характеристики по фракциям, что пригодится при сооружении фундаментов и опор, в том числе, и для мостового перехода.