Нижегородское правительство озвучило основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящие три года. Новшества появятся в межбюджетных отношениях. Так, при распределении дотаций муниципалитетам на выравнивание бюджетной обеспеченности областные власти будут учитывать показатель роста налогооблагаемой базы. Предполагается, что это будет мотивировать районы и городские округа к увеличению доходов и экономии средств. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Правительство Нижегородской области в среду представило депутатам областного законодательного собрания проект основных направлений бюджетной и налоговой политики региона на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу. Они определяют условия и основные подходы к формированию областного бюджета на 2018 и плановый период 2019–2020 годов. Представленный законодателям документ планируется рассмотреть на заседании правительства 12 сентября.
Как отметила министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима, бюджетная и налоговая политика сохранит преемственность предыдущего планового периода. Бюджетная политика в части доходов будет направлена в первую очередь на обеспечение роста и укрепление налоговой базы, в области расходов – на безусловное исполнение действующих расходных обязательств.
Изменения коснутся межбюджетных отношений. По словам Сулимы, чтобы повысить заинтересованность органов местного самоуправления (МСУ) в наращивании налогооблагаемой базы, с 2018 года при определении налогового потенциала и распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет применяться показатель роста налогооблагаемой базы муниципалитетов, не превышающий средних значений по Нижегородской области. Перечень показателей, которые используются при расчете таких дотаций, будет расширен за счет показателя стоимости содержания муниципальной пожарной охраны и оказания муниципальных услуг по дополнительному образованию. «Те районы, которые имели высокие расходы, получат меньше дотаций на выравнивание, мы их будем стимулировать к сокращению расходов. А те районы, которые имели достаточно низкие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличат их исходя из средних показателей. То же самое будет и по налоговому потенциалу: у тех районов, которые нарастили налоговый потенциал, его изымать не будут», – сказала министр. Она добавила, что начиная с 2018 года с органами МСУ муниципальных районов и городских округов будут заключаться соглашения об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В 2018 году сохранится и механизм взимания отрицательных трансфертов – субсидий из бюджетов сверхобеспеченных поселений в областной бюджет для распределения между высокодотационными поселениями. «Отрицательные трансферты считаются по Бюджетному кодексу и бюджетному законодательству. <...> Все те, кто в прошлом году нарастил (налоговую) базу, не пострадают. А если она по бюджету у них в два раза превышает среднюю по региону, может быть рассмотрен вопрос об изъятии трансфертов в пользу тех, у кого невозможно нарастить по ряду объективных причин», – подчеркнула Сулима в беседе с «ФедералПресс».
Также, по словам министра, планируется внедрить новый подход к предоставлению субсидий на иные цели и целевых межбюджетных трансфертов – под фактическую потребность. Что же касается нормативов налоговых отчислений в бюджеты, правительство предполагает с 2018 года отдать городским округам 20 % поступлений по упрощенной системе налогообложения; в настоящее время пишется соответствующий закон о межбюджетных отношениях.
Депутат Виктор Лунин предложил заложить в бюджете «приличную сумму» на гранты муниципалитетам для стимулирования их к повышению доходов и экономии (по данным Ольги Сулимы, в регионе по программе эффективности бюджетных расходов муниципалитетам распределялись 10 млн рублей грантов). Сомнения в части грантов появились у председателя бюджетного комитета заксобрания Александра Шаронова: «Если мы говорим о том, что люди что-то сэкономили, и это остается у них в распоряжении, – это более действенный механизм мотивации, чем гранты, которые как-то будут распределяться». В итоге депутаты ограничились формулировкой о приоритетности механизма стимулирования.
По мнению финансового аналитика компании Gerchik&Co Виктора Макеева, необходимость в подобных межбюджетных отношениях возникает при большом удельном весе в расходах бюджета на отрасли социальной сферы (в первоначальном бюджете Нижегородской области на 2017 год они составляли 70 % – прим. ред.) и в то же время достаточно нестабильном выполнении бюджетных планов. «При этом подобная проблема касается не только Нижегородского региона и зачастую вызвана, в том числе, с деловой активностью и региона, и страны в целом, отчего вполне логично зависят налоговые поступления», – считает Макеев. «Школы и учреждения культуры, действительно, и так свое получат с областных бюджетов, а вот на остальное будут больше выделять тем муниципалитетам, которые и сами целенаправленно работают на рост, – добавляет шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев. – Такое поощрение дополнительными фондами вместо грамот и досок почета практикуется и в других регионах и может оказаться эффективным экспериментом».
Фото: Pixabay.com.