МОСКВА, 11 сентября, ФедералПресс. В конце августа Арбитражный суд Башкирии вынес решение по самому громкому корпоративному процессу года – иску «Роснефти» к АФК «Система». Суд первой инстанции счел реорганизацию «Башнефти» неправомерным выводом активов и удовлетворил требования «Роснефти» на сумму в 136,3 млрд рублей. История, безусловно, на этом не закончилась – в понедельник глава нефтедобывающей компании Игорь Сечин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что «Роснефть» готова остановиться на предъявленных требованиях. Безусловно, такое заявление – шаг навстречу АФК. О том, какова мотивация истцов, и стоит ли ждать шагов навстречу от «Системы» – читайте в нашем материале.
«Компания, безусловно, готова к конструктивным переговорам»
Позиция, которую обозначил в своем интервью Игорь Сечин, кажется более чем взвешенной: все участники судебного процесса (и «Роснефть», и «Башнефть» и АФК «Система») должны выполнить решение суда. Однако сторонам при этом принципиально важно оградить экономику страны, предприятия «Системы» (особенно тех, чьи акции в настоящий момент арестованы) и рядовых сотрудников от негативных последствий, подчеркнул глава «Роснефти».
«В этой связи наша компания, безусловно, готова к конструктивным переговорам с АФК «Система» (…) Я надеюсь, что главный акционер, другие акционеры и менеджмент АФК «Системы» понимают свою ответственность также за нормальную бесперебойную работу этих предприятий, и что их сотрудники не станут заложниками жестких, неправильных решений, которые привели, скажем так, к этому конфликту», – сказал Сечин.
Он подчеркнул – «Роснефть» никогда не ставила себе целью банкротство АФК «Система», также перед истцами не стояла задача по владению активами «Системы». «Роснефти» достаточно, чтобы АФК рассчиталась по предъявленным претензиям – и для этого компания готова помочь ответчику с организацией кредитов. Более того, такие предложения уже переданы «Системе» как минимум двумя финансово-кредитными учреждениями.
«Мы готовы к организации кредитов для них для того, чтобы они смогли погасить все свои задолженности перед нами и дальше в спокойном режиме работать, имея все активы в своем периметре», – отметил глава «Роснефти».
По его словам, «Система» обладает средствами для выплаты требований: речь идет не только о текущих оборотах компании и ее чистой прибыли, но и о солидном финансовом запасе, полученном благодаря все той же «Башнефти».
«Надо сказать, что мы не все претензии предъявили. Достаточно сказать, что АФК «Система», будучи акционером, вывела также и накопленные дивиденды из «Башнефти». И конкретно в адрес «Системы» ушли порядка 133 миллиардов рублей. Вот эта сумма практически совпадает с утвержденным судом объемом претензий в 136 миллиардов, так что можно уверенно утверждать, что деньги у «Системы» есть, и она может спокойно рассчитаться по этому судебному решению, по этим претензиям судебным», – уточнил Игорь Сечин.
В целом же, по мнению главного исполнительного директора «Роснефти», нет никаких оснований для каких-то потрясений на рынке в связи с арестом акций и предъявлением этих претензий. «Дело лишь просто в ответственности перед, перед рынком, перед собственными сотрудниками», – убежден глава нефтекомпании.
Но остановится ли АФК «Система»?
Тем не менее, у «Системы» еще остается пространство для действий – идти на мировое соглашение, или продолжать судебное разбирательство. Однако, в случае выбора прежней линии корпорация рискует выйти далеко за рамки Административного Кодекса РФ.
«Я бы обратил внимание, – заявил пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев, – что Игорь Иванович очень подробно цитировал текст решения суда, где содержатся такие формулировки, весьма жесткие: «неправомерный вывод активов», «признание вины в нанесении ущерба», «злоупотребление своими правами», «неправомерный характер действия ответчиков». Понимаете, что эти формулировки выходят за рамки арбитражного и вообще гражданского права. Поэтому понятно, что основа для мирового соглашения есть, если дальше не продолжать развивать дело в этом естественном, в общем-то, направлении. Если ответчики, признавая свою вину, предпримут действия к ликвидации ущербах», - прокомментировал ситуацию Леонтьев в интервью Business FM.
Он также обратил внимание на юридический аспект ситуации – некоторые эксперты в области юриспруденции заговорили о прецедентном характере прошедшего суда, который в будущем может угрожать корпоративным правам компаний в России.
«Суд специально отметил формулировкой, что управление находящимися в незаконном
владении акциями исключительно в собственных интересах, более того, акциями, подлежащими передаче, возвращению государству, не соответствует условиям обычного делового оборота и никаким прецедентом не является, ни при каких обстоятельствах», - обратил внимание Михаил Леонтьев.
Еще один фактор, вызвавший беспокойство у пресс-секретаря нефтекомпании – агрессивная пиар-компания, развернутая «Системой» на фоне судебного иска.
«В течение всей этой истории АФК «Система» занималась крайне агрессивным пиаром. Мы даже не говорим об обычном черном пиаре – в конце концов, нашей компании не привыкать. Но есть одна очень серьезная специфика. «Система» все время подчеркивала, что Владимир Евтушенков всегда был лояльным к России и к действующей власти бизнесменом, что, собственно, абсолютно соответствовало действительности. Однако, когда жареный петух клюнул, совершенно очевидным образом «Система» сделала ставку на русофобскую и путинофобскую истерию, которая сейчас на Западе чрезвычайно развита, и даже с участием нашей сверхрадикальной оппозиции, и четко размещала все свои заказные материалы, опираясь именно на эти ресурсы», – отметил Леонтьев.
Он назвал организатора зарубежной пиар-компании «Системы» – по мнению пресс-секретаря «Роснефти», за заказными негативными материалами с высокой долей вероятности стоит Евгений Чуйков. Высокопрофессиональный пиарщик, практически выросший в Лондоне, получивший там образование, и с 2006 по 2010 годы работавший в компании Pelham Bell Pottinger.
«Я напомню, это та компания, которая занималась раскручиванием дела Литвиненко на деньги Березовского под контролем и руководством британских спецслужб и достигла в этом совершенно фантастических успехов, зомбировав западную публику. И вот господин Чуйков пошел по продуктивной модели – по тем же самым журналистам, могу даже фамилии называть, по тем же самым связям, используя наработанный десять лет назад багаж. Так вот, если «Система» готова говорить о мирном соглашении, все это безобразие с этого момента надо прекращать и лавочку эту закрывать», – высказался Леонтьев.
Русский след «черного пиара»?
Краткая биография Евгения Чуйкова есть на сайте АФК – в ней указано, что он работает в «Системе» с 2010 года в должности управляющего директора по связям с инвесторами в комплексе корпоративных коммуникаций. С июля 2014 года Чуйков исполняет обязанности руководителя Комплекса. С 2006 по 2010 годы он действительно работал в Pelham Bell Pottinger, одном из крупнейших коммуникационных агентств Великобритании. С 2009 года занимал должность со-руководителя и вел направление по работе с компаниями стран СНГ.
Связь компании Bell Pottinger с «делом Литвиненко» не требует каких-либо доказательств – информации об этом достаточно в открытых источниках. Основатель Bell Pottinger, бывший пресс-секретарь Маргарет Тэтчер, барон Тимоти Джон Лей Белл неоднократно и весьма охотно делился со СМИ подробностями взаимодействия – к примеру, утверждал в интервью BBC, что Александр Литвиненко попросил сделать его предсмертные фотографии на больничной койке, потому что бывший сотрудник ФСБ «хотел, чтобы мир знал, что с ним сделали». Через день Литвиненко скончался.
Тем не менее, британские СМИ (в частности Daily Mail) пишут, что причиной столь активного участия Bell Pottinger в этой истории является вовсе не дружеское участие основателя агентства, а гонорар в размере 10 тыс. фунтов в сутки. Заказчиком кампании при этом выступил опальный олигарх Борис Березовский, ссылается Daily Mail на мнение друзей олигарха.
В PR индустрии не сомневаются, что он напрямую финансировал одну из самых масштабных русофобских PR-кампаний в иностранных СМИ. Результатом стали первополосные статьи, демонизирующие образ российского руководства. Аналогичный почерк прослеживается и в ситуации с АФК – ряд критических публикаций в зарубежных СМИ давал однозначно негативную окраску судебному процессу и связывал ее с общей политической ситуацией в стране.
Логично предположить, что знакомый мотив PR-кампаний «напел» годы спустя именно Евгений Чуйков, который как один из немногих русскоязычных сотрудников Вell Pottinger наверняка принимал участие в «деле Литвиненко».
Именно Чуйков, по словам ряда источников, предложил тактику тотальной информационной войны, ставка в которой делается на журналистов, прямо специализирующихся на русофобии и путинофобии и готовых использовать «дело Евтушенкова» для очередной антироссийской кампании как в российских, так и зарубежных СМИ и блогосфере.
Люди, знакомые с ситуацией, утверждают, что работать в этом направлении Чуйков начал ещё весной: он обхаживал каждого критически настроенного по отношению к российской власти журналиста и затратил на подготовку к кампании огромные средства.
Однако будет ли АФК «Система» столь же эффективна на полях реальной деятельности, как эффективна в сфере зарубежной PR-войны?
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.