Минфин РФ предложил увеличить акцизы на топливо. Это предполагается сделать в два этапа: с 1 января 2018 года — на 50 копеек и еще на столько же в июле. Глава минфина Антон Силуанов уверяет, что повышение акциза существенно не повлияет на стоимость бензина для потребителя. С трудом в это верят жители Дальнего Востока, где цена за литр топлива местами превышает 55 рублей. О том, как скажется очередное повышение цен на бензин на жизни жителей макрорегиона, — в материале «ФедералПресс».
«Повышение акцизов уничтожает экономику региона»
На Дальнем Востоке самый дорогой в стране бензин — это факт. В относительно благополучном Приморье это ощущается не так остро — здесь топливо стоит чуть больше 40 рублей. Чего нельзя сказать о Чукотке — 95-й тут можно купить за 56 рублей за литр! К отметке в 50 рублей подходит стоимость той же марки топлива в Якутии и на Колыме. Не надо иметь экономическое образование, чтобы понимать — цены на бензин напрямую влияют на стоимость жизни в целом. Подорожание топлива всегда влечет за собой подорожание продуктов питания и услуг ЖКХ.
В этом свете новость о том, что акцизы на топливо со следующего года поднимутся, дальневосточниками была принята со вполне объяснимой тревогой. Минфин предложил повысить акцизы в два этапа: с 1 января и с 1 июля — каждый раз на 50 копеек. Планируется, что федеральному бюджету это даст 40 миллиардов рублей. Деньги хотят направить на развитие дорожной сети — речь, в частности, идет о республике Крым и Калининграде.
Член Совета Федерации России от Магаданской области Анатолий Широков убежден: повышение акцизов на топливо продолжит уничтожать экономику макрорегиона.
«Для Дальнего Востока — это очередной тяжелый удар. Ни для кого не секрет, что в регионе и так самое дорогое топливо. Жизнь на Дальнем Востоке и без того очень дорогая, а теперь станет еще дороже. На самом высоком, федеральном, уровне надо принимать меры по защите макрорегиона от таких действий. Ведь надо понимать, что эти действия не добавляют привлекательности Дальнему Востоку ни для инвесторов, ни для самих жителей. Повышение акцизов препятствует экономическому развитию. Совфед рекомендовал правительству выравнивать цены на топливо на Дальнем Востоке в сравнении с другими российскими регионами. К сожалению, пока этого не происходит», — заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» сенатор.
Депутат Государственной Думы, член комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков отмечает: странно решать проблемы других регионов за счет Дальнего Востока.
«Надо понимать, на что планируется потратить полученные таким путем средства. Если они пойдут на нужды самих дальневосточных регионов — это одно дело. А если средства растекутся по всей стране, то это, по меньшей мере, странно. Когда в Госдуме будем обсуждать исполнение бюджета, обязательно обратим особое внимание на этот пункт», — подчеркнул парламентарий.
«Население в очередной раз начнет валить с Дальнего Востока»
Руководитель института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин предполагает, что увеличение стоимости бензина вызовет очередной виток сокращения численности населения Дальнего Востока.
«Надеяться на то, что дальневосточники молча проглотят очередное удорожание жизни в целом — глупо. Народ в очередной раз задумается: а стоит ли здесь оставаться? Энерготарифы выше, чем во всей стране, теплоснабжение — дороже, стоимость продуктов — в два раза дороже... Рост стоимости рыбы превышает темпы инфляции! Например, горбуша дорожает в год на 150 процентов. И все перечисленное подорожает еще из-за стоимости бензина. На Дальнем Востоке топливо и электроэнергию надо делать льготными, а не планомерно увеличивать их стоимость», — рассказал «ФедералПресс» Александр Латкин.
Экономист отмечает: цены на продукты могут подняться на пять процентов — соответственно со стоимостью бензина. Для большинства дальневосточников это будет весьма ощутимый удар по карману.
«Минфин пытается добиться снижения дефицита федерального бюджета. Сейчас он составляет около полутриллиона рублей. По проекту бюджета на 2018 год он составит триллион 400 миллиардов рублей. По всем прогнозам цена на нефть вверх не пойдет. А вот снизиться может. Львиная доля дохода федерального бюджета при этом — продажа углеводородов. Чем компенсировать дефицит? Правильно — поднятием акцизов: на бензин, на алкоголь, на табак. Вроде как выполнены обязательства по налогам: перестали повышать. Так что выход для наполняемости бюджета один — акцизы. Алкоголь население может и не пить, и без табака справятся. А вот без бензина никуда не деться. Это понимают все прекрасно», — подчеркнул Александр Латкин.
«Надо учитывать не только акцизы»
Генеральный директор ОАО «Саханефтегазсбыт» Игорь Никитин пояснил корреспонденту «ФедералПресс»: бензин подорожает не сразу, как только поднимутся акцизы. Это произойдет только в середине следующего года.
«Пока заявления господина Силуанова не имеют документального подтверждения. Но не исключено, что все именно так и будет. В республике Саха (Якутия) повышение акцизов на топливо повлияет на стоимость бензина на АЗС лишь после того, как нефтепродукты будут нам доставлены. Вначале изменится цена у производителя, потом потребуется время на доставку топлива. К июню произойдут изменения стоимости бензина, связанные с изменениями в налоговом кодексе», — отметил Игорь Никитин.
Эксперт подчеркивает, Якутия — единственный регион, который максимально удален от производителей топлива. И существует лишь два пути доставки — танкерный через Иркутскую область и железнодорожный.
«Танкерным путем мы получаем годовой объем потребления. Срок доставки от производителя — два года. Весь этот период параллельно происходит уплата банковских процентов, которая формирует увеличение себестоимости топлива. Второй путь — железнодорожный. И здесь есть своя проблема. Участок дороги не включен в центральную тарифную сетку РЖД, он находится в собственности у другой компании. Которая формирует тариф, значительно более высокий, чем во всей России. Например, доставка топлива из Москвы до Нерюнгри стоит X, и такой же X стоит перевозка по территории самой Якутии. Таким образом транспортная затрата — одна из самых существенных. Она составляет на выходе 12-14 процентов от стоимости самого топлива», — объяснил Игорь Никитин.
Фото: pixabay.com