Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало доклад на тему «ОСЕННЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА: МОТИВЫ И КРИТЕРИИ. РЕГИОНЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА». В докладе анализируются цели и источники рекрутирования губернаторов, причины и следствия отставок и новых назначений глав регионов, а также прогнозы на будущие отставки.
Назначения новых губернаторов: цели и источники
Проводя новые кадровые назначения в конце сентября-начале октября 2017 года, Кремль использовал дифференцированный подход,, учитывающий особенности каждого субъекта Российской Федерации, – говорится в докладе. Федеральные власти отталкивались от внутриэлитной ситуации в каждом из затронутых ротацией регионов.
При этом для федерального центра вовсе не было самоцелью следование определенному тренду в кадровой политике (например, на обязательное назначение «молодых технократов»). Скорее можно выделить круг стратегических задач, которые Кремль настроен решать в федеральном масштабе – но к каждому региону находя отдельный подход в соответствии с местной спецификой.
Главной задачей, по мнению авторов доклада, является снижение влияния федеральных аппаратных групп и корпораций на новых назначенцев. Поэтому большинство новых врио губернаторов не связаны явно не только с данными регионами, но и с влиятельными элитными группами, имеющие интересы в их субъектах. Хотя есть исключения – например, врио главы Красноярского края Александр Усс, благодаря большому политическому опыту контактировавший с представителями различных влиятельных в регионе федеральных групп и корпораций.
По типу построения карьеры авторы выделяют несколько групп новых врио губернаторов:
1. «Молодые» технократы, внешние по отношению к регионам, в которые они были направлены. К ним можно отнести Глеба Никитина (Нижегородская область) и Александра Цыбульского (Ненецкий АО). В данном случае Центр мог не просто реагировать на угрозы в конкретных регионах, но проводить стратегическую линию на формирование резерва управленческих кадров и получение ими опыта как на федеральном, так и на региональном уровне. Нельзя исключать возвращения части этих управленцев в федеральные органы власти через несколько лет.
2. Региональный политик с опытом работы на федеральном уровне. Это Дмитрий Азаров (Самарская область).
3. Региональный политик-«тяжеловес» Александр Усс. Стоит напомнить, что сам переход главы регионального заксобрания на пост губернатора является далеко не единичным случаем в последние годы. Но Александр Усс не работал в команде губернатора-«старожила», а сам оставался опытным игроком региональной политики, заявлявшим о своих амбициях и сумевшим еще с 1990-х годов сохранять свои позиции при нескольких сменившихся в его регионе главах.
4. Федеральный высокопоставленный функционер «Единой России», глава фракции этой партии в Госдуме Владимир Васильев, возглавивший Дагестан. Ранее уже был прецедент перехода с должности главы парламентской фракции «Единой России» на губернаторский пост. Предыдущий руководитель фракции Андрей Воробьев осенью 2012 года был назначен врио главы Московской области – напоминают авторы доклада.
Предыдущая деятельность двоих из назначенных врио губернаторов была связана с партийной карьерой в «Единой России». Владимир Васильев – член бюро Высшего совета и президиума Генсовета партии. Дмитрий Азаров был руководителем Межкоординационного совета «Единой России» по Самарской, Оренбургской и Нижегородской областям. Таким образом, «Единая Россия» подтверждает роль важного карьерного лифта и особый статус при формировании кадрового резерва для новых назначений.
Генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций «АПЭК» Дмитрий Орлов:
«Президент – это политик, который никогда не является заложником какой-то группы интересов, или какой-то идеологической конструкции, или какой-то концепции. Он прагматик по своим взглядам и политическому стилю. Он готов отступать от своих представлений, если этого требует реальная ситуация. И вот отставки и назначения конца сентября-начала октября – пример прагматизма президента. Он, очевидно, ставит цели. Они связаны с эффективностью, со снижение коррумпированности, с тем, чтобы вновь назначенные губернаторы не принадлежали к каким-то федеральным кланам и не имели перед ними обязательств. И сценарий выбора людей отличается. Мы наблюдаем и технократов, и влиятельных региональных политиков, которые имеют электоральный бэкграунд, но при этом соответствуют требованиям президента, как Усс и Азаров, и политики с федерально-силовым имиджем, как Васильев. Т.е президент идет от конкретного вызова, который стоит в каждом регионе. Поэтому можно считать политику федерального центра по обновлению губернаторского корпуса дифференцированной».
Вероятность будущих отставок. Кто следующий?
Исследовав критерии, которыми руководствовался Центр при проведении кадровых перестановок в регионах, авторы доклада рассказали о вероятности будущих отставок других губернаторов.
Таким фактором, по их мнению, остаются внутриэлитные конфликты и публичные скандалы, затронувшие губернатора. (В наиболее явной форме это относится к экс-главе Самарской области Николаю Меркушкину).
Кроме того, важную роль по прежнему играют протестные настроения, что наиболее явно проявилось в Самарской области, а также возраст губернаторов-отставников.
В дальнейшем, говорится в докладе, высокой остается вероятность отставок губернаторов, в регионах которых происходили неоднократные коррупционные скандалы, имеются затяжные долговременные внутриэлитные конфликты, длительное время наблюдается высокий уровень протестных настроений. В зоне риска находятся и руководители в возрасте старше 60 лет, положение которых внутри своих регионов неустойчиво.
Наиболее нестабильными авторы считают позиции Владимира Миклушевского (Приморский край), Марины Ковтун (Мурманская область), Вячеслава Назарова (Омская область), Александра Карлина (Алтайский край).
Эффективность и мнение народа. Политика в отношении регионов изменилась
Авторы доклада обращают внимание на смещение приоритетов федеральной политики в отношении регионов.
Все больше внимания уделяется вопросам, которые могут быть востребованы избирателем в ходе президентской кампании и при этом вести к снижению стратегических рисков после 2018 года. Ранее к таким темам относилась социальная политика, которой уделялось приоритетное внимание в ходе визитов Владимира Путина в регионы летом 2017 года. А в ходе заседания президиума Госсовета 22 сентября президент призвал обратить внимание на степень физического износа общественного транспорта в регионах. Комплексные сбои в работе транспорта закономерно могут вести к массовому недовольству населения - глава государства реагирует на угрозу, которая в перспективе ближайших лет могла бы приобрести политический характер.
Важным посланием для региональных элит стала реплика Владимира Путина о том, что нужно «делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредитам». Путин заявил также о планах по реструктуризации накопленных бюджетных кредитов субъектов РФ уже с 2018 года. Высвобождение дополнительных средств в регионах благодаря помощи Центра будет вести и к снижению внутриэлитной напряженности на местах, поскольку может позволить реализовать дополнительные (в том числе инфраструктурные) проекты, в которых заинтересованы местные влиятельные игроки. Кроме того, создается возможность сохранения и важных социальных статей расходов в регионах, что позволяет блокировать один из поводов для роста протестных настроений.
Важным фактором устойчивости позиций глав регионов остаются встречи с Владимиром Путиным. Например, заметными стали встречи президента с Андреем Никитиным и Дмитрием Мироновым в начале сентября , и встреча с губернатором Владимирской области Светланой Орловой. нейтрально-благожелательный характер которой не привел к прекращению слухов о вероятности отставки Орловой, однако сгладил остроту ситуации.
По мере развертывания президентской гонки может повыситься вероятность как жесткой реакции главы государства на недочеты на местах, так и особой роли тех губернаторов, в регионах которых пройдут ключевые встречи Владимира Путина с избирателями или которые выступят со значимыми для президента инициативами, – говорится в докладе.
Генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций «АПЭК» Дмитрий Орлов:
«Усиливая требовательность к региональным руководителям, президент сохраняет позицию «над схваткой», сохраняет позицию главного арбитра и основного федерального контролера. Одним из игроков, которые борются за ресурсы и влияние, он не становится. Используя технологию «зеленой папки» и другие технологии усиления контроля над ситуацией в регионах, он зависимым от событий и групп в регионе не становится. Напротив, благодаря этому происходит дистанцирование президента от различных факторов. Но очевидные приоритеты, который президент формулирует — эффективность (на основании чего происходит мощный сброс губернаторов) и мнение населения. Если население чем-то недовольно, президент выступает как внешний арбитр, действующий в его интересах. Я считаю, что такая стратегия интересам самого президента никак не угрожает».
Докладчики отмечают, что заметное влияние на внутриэлитную ситуацию в субъектах РФ оказали кадровые перестановки на региональном и муниципальном уровне, причины которых различны.
Это и формирование руководства законодательных собраний после обновления их состава по итогам выборов, и перестановки в исполнительной власти регионов после губернаторских выборов, и стремление губернаторов укрепить позиции внутри региона.
Авторы доклада считают, что заметная внутриэлитная напряженность в октябре 2017 года будет наблюдаться в регионах, затронутых ротацией губернаторов. И значение здесь будет иметь не только формирование исполнительной власти регионального уровня, но и позиции врио глав регионов по поводу муниципальных структур власти.
Октябрь-ноябрь 2017 года будет периодом активного политического торга между элитами и врио губернаторов. Этот торг станет основанием для достаточно благоприятной информационной среды для новых руководителей регионов.
Фото: Михаил Климентьев, Сергей Черных, Евгений Биятов (РИА Новости)
Отставки губернаторов