Top.Mail.Ru
Финансы
Россия
0

«В Багдаде все спокойно». ЦБ умеренно понизит ключевую ставку

Сегодня состоится предпоследнее в этом году заседание совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики. По итогам прошлого заседания в сентябре Центробанк снизил ключевую ставку на 0,25 процентных пункта, до 8,5 % годовых. О том, что ключевую ставку пора снижать и далее, высказались практически все – от министра финансов Антона Силуанова до предправления ВТБ Андрея Костина. Однако и здесь нашлось место для легкой интриги – аналитики видят предпосылки для чуть более резкого снижения. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Мелкими шажками

Сентябрьское заседание стало четвертым в течение года, когда ЦБ принял решение о снижении ключевой ставки. В течение года регулятор не допускал резких решений, опуская ставку на 0,25 либо на 0,5 % пункта. «Умеренная консервативность» стала прочно закрепившимся кредо за последние несколько лет.

Однако впервые за последние годы в России была зафиксирована дефляция. Более того, ее уровень оказался рекордно низким за последние 10 лет – по итогам августа она составила 0,5 %, в сентябре темп дефляции несколько замедлился, и составил 0,1 %. Данные Росстата за октябрь позволяют говорить о вернувшейся инфляции – ее недельный уровень составил 0,1 % после нулевой отметки в течение шести недель. В годовом же выражении инфляция замедлилась до 2,6 %, что гораздо ниже заявленного правительством таргета в 4 %.

В теории, такие темпы роста потребительских цен дают предпосылки для более существенного, нежели ранее, снижения ключевой ставки. Министр финансов Антон Силуанов уже выразил уверенность, что регулятор «продолжит тренд на снижение».

«C одной стороны, высшая власть в РФ уже анонсировала понижение ключевой ставки на 25 базисных пунктов в октябре. Это вполне оправданно с точки зрения консервативной денежно-кредитной политики, проводимой Центробанком в последние два года. Подобный сценарий уже заложен в биржевые котировки. Однако есть и вариант, при котором снижение составит 50 базисных пунктов – и тогда ставка кажется на уровне 8 % годовых сразу. В пользу этого сценария играет инфляция еще более низкая, чем ожидалось по официальным данным, и лобби бизнеса. Инфляционная составляющая вполне позволяет сократить ставку на полпроцента – однако ЦБ вряд ли пойдет на такой риск», – считает старший аналитик Alpari Анна Бодрова.

Есть вероятность заморозки

Однако внешнеполитические факторы могут удержать Центробанк России от резких шагов, и даже более того – возможен вариант с заморозкой каких-либо действий с ключевой ставкой в принципе, уверен аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.

«Несмотря на текущую низкую инфляцию, которая в теории дает повод для более агрессивных шагов по смягчению монетарной политики, ЦБ РФ вынужден занять более осторожную позицию в виду ожиданий ужесточения санкций в отношении финансового сектора России со стороны Минфина США, которые должны быть озвучены до конца текущего года. И только после детальной оценки и понимания, насколько серьезным окажется новый пакет мер, регулятор будет принимать дальнейшие решения», – считает эксперт.

По его мнению, еще одним фактором, играющим на стороне удержания ставки вблизи текущих значений, является сохранение керри-трейда на фоне продолжающейся мягкой монетарной политики ФРС США.
«По оценке ЦБ РФ вложения нерезидентов в ОФЗ на первое сентября текущего года составили порядка двух триллионов рублей при общем объеме шесть с половиной триллионов», – напомнил Дроздов.

Вероятность снижения ставки не столь высока, как в летние месяцы, уверен аналитик «Открытия Брокер» Андрей Кочетков – возможность сокращения на 25 базисных пунктов равна примерно 50 %, на 50 базисных пунктов – 25-30 %.

«Представители регулятора лишь говорили о том, что возможность снижения есть, но уже не предоставляли рынку опережающую информацию о том, что ставка может быть снижена на 50-25 базисных пунктов. Соответственно, в совете директоров ЦБ РФ могут быть сомнения в целесообразности снижения в текущих условиях. Конечно, инфляция в сентябре упала до 3 %, но уже в октябре наблюдается рост цен на продовольствие и некоторые другие потребительские товары, что может вызвать обеспокоенность регулятора. В любом случае, дальнейшие действия ЦБ будут более осторожными, чем в первой половине года», – отметил Кочетков.

Однако генеральный директор ИК «CRESCO Finance» Михаил Аленушкин считает, что причина низких темпов инфляции в России в последние месяцы не только в сезонности, но и фундаментальной сдержанности проводимой бюджетной политики и общего курса ЦБ РФ.

«Банк России оправданно ведет себя осторожно, не снижая резко ставку: сохраняются еще высокие инфляционные ожидания в экономике, новые санкции США и ЕС будут вновь испытывать финансовую систему РФ на прочность. Ожидать сильного снижения ключевой ставки не стоит», – ожидает эксперт.

Низкий потребительский спрос правит рынком

Тем не менее, ряд экспертов связывает низкий уровень инфляции не с политикой Центробанка, а с низким потребительским спросом на фоне падения реальных доходов населения и волатильности экономики и валютных курсов. Дополнительные опасения относительно темпов инфляции вызвали ожидания плохого урожая, отметил Андрей Кочетков.

«Однако сельскохозяйственная отрасль потрудилась над тем, чтобы этот прогноз не состоялся. Поэтому сейчас мы и можем говорить о сохранении окна возможностей для дальнейшего смягчения», – ожидает аналитик.

По его мнению, осторожные решения банка-регулятора, призванные не только замедлить инфляцию, но и удержать импортные цены от волатильности, сыграли синергетический эффект. Однако потребительская активность остается одним из главных факторов, уверен эксперт.

«Фактически реальные расходы населения не растут, и это даже вынудило Минфин задуматься о новой методике подсчета. Торговый оборот в РФ растет достаточно медленными темпами, торговые сети существенно ухудшили свои показатели по выручке и прибыли – у одних наблюдалось снижение, а у других замедление роста. Начала снижаться стоимость среднего чека в торговых сетях. Таким образом, можно говорить, что именно потребители являются главным фактором замедления инфляции», – считает Кочетков.

Инфляция в России носит немонитарный характер, напоминает Анна Бодрова: снижение индекса потребительских цен по Росстату формируется из резких колебаний стоимости сезонных и несезонных товаров, однако, помимо них, в потребительском поле рядового россиянина присутствует масса товаров, цены на которые госстатистика почти не учитывает.

«Ко всему прочему, спрос среди населения довольно вялый, что связано с более чем 30-месячным падением реального дохода. Вот и получается, что слабый рост потребительских цен является скорее не победой над вечной российской проблемой, а следствием тяжелого состояния потребительского рынка», – делает вывод Бодрова.

В таких жестких условиях россияне кардинальным образом сменили свои потребительские привычки, по возможности предельно туго затянув пояса, отметил Михаил Аленушкин.

«Население наращивает вклады в банках, увеличивает вложения в портфели инвестиционных компаний, стремясь все большую часть доходов сберегать и приумножать. При этом современные технологии позволяют при покупке товаров и услуг оперативно определять, где есть ценовые акции и скидки. То есть, потребитель научился эффективно за ту же сумму средств покупать в большинстве своем больше товаров и услуг», – пояснил гендиректор «CRESCO Finance».

Какой инфляции нам стоит ожидать по итогам 2017 года и в 2018 году?

Гендиректор ИК «CRESCO Finance» прогнозирует, что по итогам года инфляция окажется на уровне 2,6–2,8 % с учетом текущих условий, либо достигнет порога в 3 % на фоне оживления экономической активности.
«Политика ЦБ РФ успешно справляется с рядом непростых моментов: прекращением деятельности ряда банков, необходимостью санации других. Банк России провел сильные стресс-тесты для банковской системы при гипотетическом рисковом сценарии, когда цена барреля дешевеет до 25 долларов. В то же время, сохранение рекордно низкой инфляции зависит главным образом от сохранения той политики, которую проводит и ЦБ РФ, и правительство. Если же до мартовских выборов 2018 года будет смена главы кабмина и/или министра финансов, то возникают существенные риски изменения текущей политики в сторону большей рублевой эмиссии, а также заметного подъема общего уровня налогообложения в стране, что безусловно разгонит инфляцию до более высоких значений», – пояснил Михаил Аленушкин.

Эксперт «Открытия Брокер» ожидает, что по итогам 2017 года инфляция, скорее всего, не превысит 3–3,4% – более того, есть вероятность, что она даже будет ниже 3 %, так как накопленная к 23 октября инфляция составляет лишь 1,9 %. К таким выводам можно прийти, основываясь на зафиксированных темпах инфляции и потребительского спроса.

«В 2018 году инфляция может остаться в рамках 2,5–3,5 %, если цена на нефть и курс рубля будут достаточно стабильными. Темпы экономического роста в пределах 1–3 % также не будут существенно разгонять инфляцию. Поэтому у ЦБ РФ сохранится возможность дальнейшего смягчения своей денежной политики», – сообщил Андрей Кочетков.

Аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов придерживается мнения, что на фоне низкого спроса и сезонных факторов, по итогам года можно будет увидеть инфляцию в 4 %.

В свою очередь, старший аналитик Alpari Анна Бодрова считает, что по итогам текущего года официальная инфляция в России составит 3–4 %, в 2018 году она может превысить 5 %.

Фото: pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.