Курс на реформирование Госдумы, взятый Вячеславом Володиным в начале нового созыва, пока себя не оправдывает. Переформатирование комитетов, переброска депутатов из одного комитета в другой привели к тому, что нижнюю палату парламента просто завалило законопроектами. В Госдуме будут уточнять, насколько те или иные комитеты компетентны в своей работе. Подробности — в материале «ФедералПресс».
Аттестация по-думски
Утонули в море законопроектов. Депутаты Госдумы не могут справиться с наплывом законотворческих инициатив. По этой причине руководство нижней палаты парламента будет ставить вопрос о компетенции ряда комитетов. Некоторые из них могут быть перепрофилированы. Об этом «ФедералПресс» сообщил один из депутатов.
«Сейчас уточняется компетенция комитетов. Оказалось, что в некоторых огромный вал законопроектов. Мы вот в своем комитете думаем над тем, что можно передать в другие комитеты», - отметил собеседник агентства.
В одном только комитете по государственному строительству и законодательству на рассмотрении сейчас находится 393 документа.
Руководство Госдумы ищет выход из сложившейся ситуации, отмечает источник. Депутатов перебрасывают из одних комитетов в другие. К примеру, если парламентарий с начала созыва работал в комитете по ЖКХ, то его могут направить в комитет по бюджету и налогам. По мнению некоторых депутатов, это мало помогает законотворческой деятельности, так как парламентарии вынуждены в кратчайшие сроки приступать к работе не по своему привычному профилю.
«Переброска существует постоянно. Комитеты перепрофилируются, укрупняются. С начала созыва у нас это происходит постоянно», - говорит собеседник.
Как отмечают эксперты, подобные процессы связаны с желанием Вячеслава Володина поднять собственный авторитет. Он пытается повысить политический вес Госдумы среди властных структур, пытаясь говорить с ними на равных. Поэтому рассмотрение документов тормозится в ходе переговорных процессов. Решение по многим законопроектам Володин оставляет за собой.
«Изменилась структура отношения к документам. Усилилось значение совета Госдумы по отношению к комитетам. Получается, что министры уже не ходят туда, как на базар. Они приходят туда просить, а значит, они вынуждены согласовывать свою позицию с думой. Сильно увеличены сейчас структуры, которые занимаются подготовкой законопроектов. Раньше это было не нужно, потому что этим занималось правительство. А Володин накачал свои подразделения для того, чтобы самому принимать свои решения», - заявил «ФедералПресс» политолог Дмитрий Журавлев.
Неразбериха или наведение порядка?
Помимо непосредственных руководителей у комитетов теперь появляются кураторы. Это тоже происходит в целях оптимизации законотворческого процесса. Спикер Госдумы Вячеслав Володин теперь лично будет курировать четыре ключевых думских комитета: комитет по безопасности и противодействию коррупции, комитет по обороне, комитет по международным делам и комитет по регламенту. Поможет ли это разобраться с нерассмотренными законопроектами — вопрос открытый.
Политолог Дмитрий Журавлев считает, что таким образом Володин ограничивает доступ внешних игроков к работе Госдумы.
«Взяв на себя какие-то комитеты, он обрубает для исполнительной власти возможность наводить в Госдуме свои порядки», - считает Журавлев.
Как отмечает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, спикер Госдумы институционально выстраивает вертикаль власти, закрепляя комитеты за кураторами.
«Это демонстрирует, какие направления работы, какие сферы ответственности руководство Госдумы считает приоритетными с точки зрения аппаратного влияния. Это также вопрос окончания построения вертикали власти Госдумы. Володин сумел построить вертикаль, но необходимо закреплять ее институционально», - заявил Салин.
Можно действительно предположить, что хаос и неразбериха с законопроектами — это следствие процессов по укреплению авторитета Госдумы среди остальных органов власти и повышению личного политического веса Володина. Но, как показывает статистика, доверие населения к Госдуме продолжает падать. По данным исследования ВЦИОМ, опубликованного в начале этого месяца, граждане не доверяют нижней палате парламента. Рейтинг доверия населения к Госдуме составляет 48,2 %. Даже Совет Федерации опережает думу по этому показателю: его рейтинг составляет 55,5%. Авторитет авторитетом, но законодательной деятельностью Госдумы россияне пока не довольны.