Вчера, 15 ноября, в Екатеринбурге на площадке Ельцин-центра завершился первый день работы Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей». Чиновники, политики и эксперты искали ответ на вопрос: как развивать города дальше в условиях сокращения трудоспособного населения. Ответ многим видится в одном – агломерация. Но что стоит на пути стратегии объединения городов? Об этом читайте в материале «ФедералПресс».
Население индустриальных стран сегодня неизбежно сокращается. Более того, в поисках работы и улучшения своего экономического положения люди бегут из малых городов в крупные. Данная проблема касается и России с ее огромными пространствами. Например, заместитель главы администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков озвучил такие прогнозы: если тенденция по сокращению населения останется прежней, то к 2030 году в столице Урала будет проживать только 1,5 миллиона человек, из них только половина – трудоспособное население. Однако, если прирост будет по 12 тысяч человек в год, то эта цифра к указанному сроку может варьироваться от 1,8 до 2,1 миллиона человек. 30 % будут составлять люди в возрасте 25–29 лет и столько же люди в возрасте 30 до 39.
Его коллега, министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников тоже озвучил неутешительные цифры. «Трудоспособное население к 2035 году сократиться на треть, – заявил он в интервью корреспонденту «ФедералПресс». – Сегодня, если мы для примера возьмем даже не 90-е, а начало 2000-х и сравним с тем, что есть сейчас, то вы ужаснетесь тому, что происходят. Сегодня крупные города, как пылесосы стягивают население из провинций».
В том же духе высказался заместитель губернатора Курганской области, директор департамента экономического развития Курганской области Сергей Чебыкин. Он сделал парадоксальное заявление: главное богатство Курганской области – это наши соседи, имея в виду, что Челябинск, Тюмень и Екатеринбург притягивают население области. Но в этом есть и плюс, ведь все эти города – огромный рынок сбыта для предприятий региона. Поэтому Курганская область может быть не только источником человеческого ресурса, но и поставщиком товаров и услуг. Что касается малых городов, то по его словам, область должна помогать им, потому что, например, инвестиционный проект стоимостью миллиард рублей уже не подъемный для малого города. Решения по подомным проектам – прерогатива региона.
Но вот министр экономического развития Южного Урала имеет несколько иной взгляд на проблему малых городов. Он даже обмолвился что не нужно вытягивать слабые города, а лучше помогать сильным, способствуя тем самым агломерации. «Сегодня будет развиваться та территория, которая выиграет конкуренцию не за инвестиции, а за таланты! Если территория будет богата талантливым человеческим ресурсом, то она сможет и привлечь инвестиции. Все зависит от количества «пассионариев», как писал историк Гумилев. И все эти таланты тяготеют к крупным центрам». По его мысли, это не обязательно Челябинск или Екатеринбург. Это может быть тот же Миасс или Златоуст. Поэтому такая стратегия – поддержка сильных – единственная возможность успешного развития региона. К тому же, по мнению министра, эти города привлекательнее столичных тем, что там вместо «муравейника» развивается малоэтажное строительство, рядом природа, чудесная рекреация. Одним словом, где родился, там и пригодился, заключил он.
То, что нужно сохранять собственный человеческий капитал, дал понять и глава администрации города Перми Дмитрий Самойлов. Для этого он предлагает создавать в городах кластеры – тоже объединения, только не городов, а предприятий. Он рассказал, что сегодня на территории Перми создан и развивается IT-кластер. «Задача этого кластера увеличить долю в валовом региональном продукте IT-составляющей до 10 %. На сегодня она составляет 4 %. Также это даст достаточно большое количество занятых в этой сфере экономики. Большое прикладное значение будет иметь проект «Умный город». Мы сейчас распределяем его границы».
Но вернемся к теме агломерации. Конечно, не сразу ее можно положительно воспринять. На первый взгляд, складывается впечатление, что власти хотят бросить на произвол судьбы малые города. Но Сергей Чебыкин подчеркнул, что агломерация уже происходит естественным путем.
«Сегодня у нас в области уже фактически сложилась челябинская и магнитогорская агломерации. Они сформировались самостоятельно без нашего вмешательства. Классическая моноцентрическая агломерация – это горный Урал. Полицентрическая агломерация – это все поселения вокруг Златоуста и Миасса. Соответственно на Западе мы видим, что наиболее активно развиваемся Саткинский район. Там мощное предприятие комбинат «Магнезит». Север области – это тяготение к Екатеринбургу, там происходит пересечение всех коммуникаций. Закрытая территория – Кыштым. Юг области – Магнитка и Троицк», – поделился министр своими соображениями насчет развития агломераций в области.
Но надо понимать, что форум называется «Города России 2030: перекрестки возможностей», а стратегия, которую отстаивает министр, нацелена на 2035 год. А потому агломерация – путь не быстрый и не предполагающий резких изменений.
Несмотря на то, что реальность и необходимость агломерационного пути развития понимают многие, на его пути есть сложности. О них рассказал генеральный директор Агентства по социально-экономическому развитию агломераций Юрий Кузнецов. «Сегодня население концентрируется в крупных городах, – заявил он. – Это проблема не только России, но и мира. Посмотрите на жителей «Большого Екатеринбурга». Человек может жить в Верхней Пышме, работать в Березовском, а детей возить в школу или вуз в Екатеринбург. Вот вам реальная агломерация. Но, к сожалению, есть юридические границы городов, и они сдерживают развитие городов в таком направлении. Я уверен, что мы получим гораздо больший эффект, если некоторые вопросы местного значения будут решаться на межмуниципальном уровне, если на этом же уровне мы научимся финансировать проекты, тогда мы получим синергию, и все выиграем».
По его словам, работа на разных уровнях власти в этом направлении ведется. Так, например, вышел указ президента страны «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», затем указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В них отражен принцип пространственного развития территории. Уже есть соответствующая концепция, ведется межведомственная работа. Но самого термина «агломерация» в законе, как не было, так и нет.
Об этой же проблеме сказал и Сергей Чебыкин: «Все понимают, что агломерация – это данность. Она происходит уже здесь и сейчас. Но при этом у нас даже в законодательстве не утверждено понятие «агломерация». Мы разработали «Стратегию агломерации», а депутаты ее не могут утвердить, потому что законодательно такой термин отсутствует».
Правда, не все так радужно оценивают перспективы агломерации. В частности, своими настроениями на этот счет поделился член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и экс-глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий: «Если честно, то в агломерацию, как добровольное объединение субъектов, я не очень верю. Это все равно, что сравнивать Советский Союз и СНГ. Советский Союз был реальным работающим объединением, а СНГ – это лишь встречи на уровне руководителей». В качестве сомнительной агломерации он привел в пример Новосибирскую. Поясним, она сформировалась вокруг Новосибирска, в ее ядро также входят Бердск, Искитим, Обь, Краснообск и Кольцово.
Правда, он уточнил, что агломерации бывают разные. Иногда, отметил он, визуально невозможно разделить границы между Екатеринбургом и его городами-спутниками. И в этом смысле он назвал себя сторонником единого «Большого Екатеринбурга», подчеркнув, что для решения этой задачи нужна политическая воля на уровне региона. «Но здесь необходим план агломерации, необходимо объяснить каждому участнику агломерации, в чем его выгода, и был бы результат», – подчеркнул он.
Но в целом, заключил сенатор, проблематика по стратегии агломерации в государстве проработана плохо. «Как хлеб нужен закон по агломерации. Нужно понимать, как законодательно передавать полномочия от одного муниципального образования другому, нужны программы развития агломерации, состыкованные с региональными программами, учитывая интересы участников объединения», – поделился он своим видением решения этой проблемы.
Однако, по его словам, есть и более легкий способ решения проблемы. Это внесение в 131-й закон о местном самоуправлении нового уровня муниципальной власти. Аркадий Чернецкий предложил назвать его «городская агломерация». В законе должно быть детально проработана ответственность, источники доходов и прочие принципы работы данного института. «Это принципиальное простое решение, чтобы решить проблему агломерации в стране», – заключил он.
Фото: Борис Ярков