Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Новосибирская область
0

От импортозамещения к ориентации на внешнюю торговлю. В Новосибирске поддержат экспортеров

В четверг, 16 ноября, в новосибирском экспоцентре стартовал IV «Сибирский экономический форум». Главным мероприятием основной повестки форума стало заседание экспортного совета Новосибирской области, где обсуждались проблемы вхождения региона в единый экспортный стандарт, предложенный «Российским экспортным центром». В рамках стандарта планировалось разработать и внедрить инструменты для поддержки местных экспортеров и поэтапного увеличения экспорта. Помимо заседания регионального экспортного совета, на форуме работали дискуссионные площадки и выставка компаний-экспортеров. Корреспондент «ФедералПресс» постарался совместить инструменты и меры, которые обсуждали на совете, с теми потребностями и пожеланиями, что есть у экспортеров. Подробности – в нашем материале.

В плюс через зерно и образование

Первое заседание экспортного совета Новосибирской области проходило за закрытыми дверями. Возможно, это было сделано, чтобы рекомендации, предложенные в ходе выступления докладчиков, не воспринимались, как конкретные меры и не были растиражированы в СМИ. Однако для понимания ситуации, в которой совет будет работать, спустя некоторое время на сайте областного министерства экономического развития появились презентации выступавших спикеров. Причина заседания экспортного совета было во вхождении Новосибирской области как пилотного региона в федеральный проект «Региональный экспортный стандарт», который призван переориентировать страну с импортозамещение на экспортоориентирование.

Согласно тезисам министра экономического развития Новосибирской области Ольги Молчановой, регион испытывает те же самые трудности, что и Российская Федерация в целом – это снижение объемов экспорта с каждым годом. Первые девять месяцев нынешнего года Новосибирская область закончила с отрицательным сальдо, имея объем экспорта в 1,35 миллиардов долларов против 1,54 миллиардов долларов объемов импорта. В объемах всей страны, Новосибирская область занимает 30 место с 0,5% от общего экспорта. Среди сибирских регионов лидирует Кемеровская область, ее 4% вклада в российские поставки за рубеж, в основном, происходят благодаря продаже угля.

Уголь, как первая статья экспорта, фигурирует и в перечне экспортируемых товаров Новосибирской области, составляя более 60% за девять месяцев 2017 года. Далее идут тепловыделяющие элементы, нефтепродукты, железнодорожные вагоны, угольные электроды и продукты неорганической химии. Но не только на эти статьи экспорта планируется делать ставку, чтобы увеличить, согласно федеральному проекту, объемы в два раза к 2025 году. Если смотреть по докладам выступавших, то речь заходила и об экспорте российского, а конкретно, новосибирского, образования за рубеж. Кстати, про это возможное направление говорилось еще летом на II студенческом форуме стран ШОС, который проходил в Новосибирске. Теперь же начальник отдела международных связей НГУ Евгений Сагайдак проговорил четкие ориентиры в экспорте образования: от нынешних 6,5 тысяч студентов и 300 миллионов рублей, что приносит обучение, выйти к 2025 году к 24 тысячам студентов и 1,45 миллиардов рублей дохода. Для этого, скорее всего, будет разработана «дорожная карта» мероприятий, где обязательно заявят третий студенческий форум стран ШОС.

В ориентацию региона на экспорт ложится и недавнее заявление министра сельского хозяйства Новосибирской области Василия Пронькина об увеличении доли продаваемого за рубеж зерна, заключении новых контрактов с Китаем, Монголией, Вьетнамом и Азербайджаном.

Что же в ответ требуется от Новосибирской области, как пилотного региона проекта «Региональный экспортный стандарт»? Здесь слово взяла Наталья Минаева, руководитель проекта по развитию региональной системы поддержки экспорта «Российского экспортного центра». По ее презентации, правительству Новосибирской области ежегодно необходимо выделять по 100 миллионов рублей на совершенствование мер поддержки экспортеров. Сами меры, со слов Минаевой, весьма разнообразны. Это – организация международных форумов и выставок, открытие зарубежных торговых представительств, создание регионального клуба экспортеров, с последующим обучением предпринимателей, возможной финансовой помощью тем, кто ищет новые рынки за рубежом, и даже включение представителей бизнеса в правительственные делегации, которые отправляются в ближнее и дальнее зарубежье.

Китаю мало веры

Предлагаемые меры могут и остаться рекомендациями – экспортный совет, в случае создания канала обратной связи, также будет исходить из пожеланий бизнесменов. При этом Новосибирск остается главным распределительным центром в Сибири и логистическим хабом, но его компании могут выступить в качестве контрагентов для, скажем, производителя безалкогольной продукции на Алтае с покупателями в Китае или Монголии. Неслучайно, что организаторы «Сибирского экономического форума» пригласили для выставки компании не только Новосибирского и всего федерального округа, но и гостей из других регионов, в частности из Удмуртии.

Проведенный опрос среди некоторых компаний, показывавших свою продукцию на выставке, показал соответствие тенденциям, о которых говорилось на заседании экспортного совета. У четырех компаний главным зарубежным партнером был и остается Китай. Второе место за Казахстаном. Далее география становится более разнообразной. Здесь упоминалась и Монголия, и не столь неблизкая для Юго-Восточной Азии такая страна как Италия.

При этом, не раз упоминалось, что Китай, несмотря на основной ориентир у всех опрошенных компаний, не тот партнер, которому следует безоговорочно доверять. «Работаем только по 100% предоплате», – сообщил «ФедералПресс» представитель новосибирской фабрики «Гроспирон», объясняя тем, что китайская сторона постоянно меняет требования к продукции, иной раз запрашивая дополнительные документы уже на таможне, чем срывает сроки поставок и приводит к выбросу части продукции из-за перебоев в температурном режиме.

С другой стороны, на что указывали представители «Барнаульского пивоваренного завода», «Сарапульской кондитерской фабрики» из Удмуртии и сами «гроспироновцы», высокая доля Китая в экспорте обусловлена советским прошлым. «Оказывается, китайцы обожали советскую «кондитерку», пиво и мороженое. И полностью уверены, что российское ничуть не хуже. Наша первая поставка в Китай немного была задержана на таможне, что сказалось на качестве продукции – зефир слегка поплыл, но наш контрагент все равно смог все продать. Таким высоким был интерес к российской продукции», – рассказал «ФедералПресс» Алексей Батанин, генеральный директор «Сарапульской кондитерской фабрики», прилетевший на «Сибирский экономический форум», чтобы лично презентовать продукцию своего предприятия.

Представители компаний, участвовавших в выставке, присутствовали и на заседании экспортного совета. Такие меры, как организация форумов с приглашением бизнеса и бесплатными условиями размещения и монтирования павильона, безусловно, приветствуется, но не менее важны и другие меры поддержки. «По нам бьет логистика, из-за которой китайская сторона чуть ли не в два раза увеличивает цену продукции, – заявил «ФедералПресс» менеджер регионального направления «Барнаульского пивоваренного завода» Александр Юнг. – Единственный быстрый путь доставки напитков в Китай – это железная дорога и здесь мы зависим от РЖД, которые чувствуют себя монополистом и ставит удобные себе тарифы. Здесь пригодилась бы помощь от экспортного совета, если они могут договориться с РЖД о скидках для экспортеров».

«Помогло бы и торговое представительство в Китае, которое и содействовало в поиске покупателей и контрагентов, и помогало бы в сертификации продукции. Иной раз, о каких-либо изменениях узнаешь только на границу. Да и вообще, нужен «свой человек» на другой стороне, который и в курс дела введет, и об особенностях ведения бизнеса расскажет, и о тонкостях таможенной политики», – вступил в разговор Батанин.

«Да, мы тоже слышали, что даже могут помочь финансово экспортерам, но буду предельно откровенен: главное, чтобы не мешали торговать. Сколько нужно свидетельств, документов, бюрократии просто «выше крыши» – это просто непостижимо! И, при этом, некоторые сертификаты различаются: в Новосибирске требуют одни, а в Китае – другие. Вот и сделайте единый стандарт для нашей продукции, чтобы мы в очередной раз не бегали на границе, не понимая, чего и как делать дальше, чтобы и продукцию не испортить, и сроки не сорвать, и все успеть сертифицировать», – восклицал в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» менеджер «Гроспирона» Михаил Кратнов.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
YouTube 1