На заседании комитета нижегородского заксобрания по экологии и природопользованию в среду чиновники, депутаты и экологи обсудили предстоящие мероприятия по оздоровлению Волги. Областное правительство подготовило региональную программу, по максимуму заполнив ее мероприятиями по строительству и реконструкции очистных сооружений. Но направление диффузных стоков в программе оказалось не отражено, хотя их источников в Нижегородской области предостаточно. Пока паспорт региональной программы не утвержден, экологи предлагают также проработать возможность изменения режима стоков с Нижегородской ГЭС. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Цена вопроса
Правительство Нижегородской области сегодня представило депутатам областного законодательного собрания проект паспорта программы по сохранению и предотвращению загрязнения Волги на территории региона в рамках соответствующего федерального приоритетного проекта. Федеральный проект планируется реализовывать на территории 17 субъектов РФ, расположенных в бассейне реки. При общем бюджете в 245,26 млрд рублей до 2025 года мероприятия по оздоровлению Волги в Нижегородской области оцениваются в 15 млрд 357,92 млн рублей, большую часть из них – более 10 млрд рублей – регион предложил взять на себя федеральному бюджету. 2,6 млрд рублей предполагается направить из областного бюджета, 520 млн рублей – из местных бюджетов, 2,2 млрд рублей – из внебюджетных источников. Большая часть затрат на мероприятия региональной программы – 12,6 млрд рублей – приходится на 2021–2025 годы. Первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Наталья Мочалина при этом подчеркнула, что четкого понимания по механизму финансирования проектов, которые будут реализовываться, в том числе, с привлечением внебюджетных средств, и уровню софинансирования из федерального бюджета пока нет.
В проекте региональной программы задействованы 22 муниципальных района и девять городских округов, включая Нижний Новгород. Снизить объем загрязненных сточных вод планируется путем реконструкции (модернизации) и строительства очистных сооружений. «Естественно, что муниципалитеты, которые имеют разработанную проектно-сметную документацию, а если еще и прошедшие государственную экспертизу, по срокам реализации могут претендовать на более ранний этап, – сказал заместитель министра энергетики и ЖКХ Нижегородской области Станислав Шульгин. – На установочных совещаниях в Москве обозначалось, что неким преимуществом является наличие концессионного соглашения и инвестиционных программ как гарантия внебюджетного финансирования».
Еще есть время успеть
Паспорт регионального проекта должен быть утвержден до 1 марта 2018 года, и, как отметил Шульгин, у районов еще есть возможность подать заявки на включение в нее дополнительных мероприятий. Одно такое предложение уже поступило: депутат заксобрания Николай Шумилков поинтересовался, можно ли включить в программу ликвидацию загрязнения нефтепродуктами, в том числе кислыми гудронами, территории Бурнаковской низины в Нижнем Новгороде. Председатель комитета заксобрания по экологии и природопользованию Владислав Атмахов не исключил, что некогда располагавшаяся там нефтебаза до сих пор является источником пятен, периодически появляющихся на Волге. Наталья Мочалина ответила, что формально такая возможность есть, но нужно иметь проектно-сметную документацию с указанием стоимости реабилитации этого участка. Как указала замминистра, подобного рода объекты могут проходить и по другим программам.
«Насколько я понимаю, программа, которая готовится, касается очистных сооружений, но у нас большое количество проблем в нефтехимических кластерах, кластерах промышленных – Дзержинске, Нижнем Новгороде, Кстове, на Бору, которые за счет своего промышленного потенциала каким-то образом все равно наносят ущерб. И если мы здесь решаем как-то вопрос с жидко-коммунальными отходами, которые каким-то образом будут очищаться, то нам надо в дальнейшем думать, как подходить к проблеме очистки промышленных отходов», – отозвался Атмахов. Комитет по экологии решил обратиться к правительству региона по вопросу проектно-сметной документации для Бурнаковской низины.
Очистные к принятию денег готовы
Нижегородский эколог Асхат Каюмов считает, что правительство региона в своей программе пошло по самому простому пути. «То, что у нас давно пора строить очистные сооружения, только ленивый не говорил, – сказал Каюмов «ФедералПресс». – Поэтому в ситуации с очистными у нас высокая степень готовности к принятию денег: если Федерация говорит, что должны быть готовые проекты, они есть, потому есть и судебные решения, и прокурорские предписания по строительству очистных.
Но вот кроме очистных было бы правильно использовать направление по диффузному стоку, потому что поэтому можно реально продвинуться во многих других вещах. Можно было бы охватить и облесение водоохранных зон, и восстановление осушенных болот, и наведение порядка в водоохранных зонах со старыми объектами. Например, в Дзержинске ликвидируют три объекта накопленного ущерба, а там в промзоне около 100 «захоронок», и они все являются источниками диффузного стока в Оку (приток Волги – прим. ред.). Это и ливневые канализации в городах. В Нижнем Новгороде ливневки катастрофически не хватает, а она является тем самым источником диффузного стока. То есть направлений много, но так как они не являются теми направлениями, которое курирует министерство экологии, в результате они на этом не сосредоточились. Они сосредоточились на том, что им профессионально понятно».
По мнению эколога, сейчас было бы правильно привлечь к теме дальнейших предложений по региональной программе оздоровления Волги коммунальщиков и городские власти. Наталья Мочалина объяснила заполнение региональной программы мероприятиями по очистным сооружениям тем, что вопрос проработки проектно-сметной документации по решению проблемы диффузного стока должен быть достаточно высокий. «Если мы заявим какое-то мероприятие, у которого слабая технологическая проработка, мы просто можем эту возможность упустить и потерять деньги, которые могли быть направлены на уже более понятные, более технически подготовленные решения по очистке стоков», – сказала замминистра.
Экология или энергетика?
О том, что оздоровление Волги сводится не только к очистке, говорит и исполнительный директор экологической некоммерческой организации «Вьюница» (г. Дзержинск) Владимир Орехов. Он полагает, что кардинально поменять ситуацию в бассейне Волги может изменение режима стоков плотин, и предложил региональным властям рассмотреть возможность этого в программе, имея в виду Нижегородскую ГЭС. «После (строительства) плотин был введен катастрофический режим стоков, который характеризуется тем, что в течение весны водохранилища наполняются, вода в них сохраняется в течение всего навигационного периода, и в течение зимы эта избыточная вода сбрасывается, – пояснил «ФедералПресс» общественник. – Это плохо тем, что Волге в течение самого ответственного момента – вегетации и навигации – не дают воду, мы кричим: «Маловодье, задыхается рыба!» и т. д.
И второе. Страшная вещь у нас происходит зимой. Получается, что мелководья, глубины порядка 3–4 метров зимой осушаются. На них ложится лед. А это места нереста и зимовки рыб, там развиваются земноводные. И вся эта биосреда гибнет. То есть на тысячи квадратных километров у нас получается экологическая катастрофа ежегодно. Когда у нас был дефицит электроэнергии и считалось, что гидроэнергетика дает дешевую электроэнергию, конечно, на это делалась ставка. Но сейчас, когда переизбыток электроэнергии, губить нашу великую Волгу только ради интересов энергетиков – это, по-моему, преступление».
В целом депутаты приняли информацию правительства к сведению и рекомендовали ему до 1 мая следующего года разработать и представить в комитет по экологии правила определения очередности строительства и реконструкции очистных сооружений и установить критерии приоритетности финансирования этих проектов.
Фото Александра Будникова (government-nnov.ru), департамента Росприроднадзора по ПФО, nizhges.rushydro.ru.