В кулуарах Дома правительства Ленинградской области объявленную губернатором региона Александром Дрозденко административную реформу уже нарекли «ад-реформой», так как кто-то уже сгинул в ее пучине, а иным она наступает на пятки. О том, что в ходе ее реализации ждет областных чиновников и зачем она нужна, – в материале «ФедералПресс».
Кризис управления
«С этой богадельней пора завязывать», – сказал как отрезал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, и подчиненным стало понятно, что оставшимся предстоит стараться, чтобы, как минимум, сохранить позиции. И объяснил: «В Доме правительства и бюджетных учреждениях есть примеры, как я это называю, «работы в тупую»: существуют целые отдельные службы, которые занимаются распечаткой документов, материально-техническим оснащением кабинетов власти и так далее. Дублирующие функции будут сокращены. Вполне можем сократиться не меньше, чем на полторы-две сотни человек. Итогом станет глобальная экономия – без сокращения инвестиционных и, тем более, социальных программ».
Областные финансисты подсчитали, что экономия на дублирующих функциях позволит сэкономить 1,5–2 млрд рублей.
Попытка номер три
«Это не первый подход к административной реформе, дважды это не удавалось, – признает Дрозденко. – Сейчас - третий подход, и есть основания полагать, что мы доведем ее до конца, потому что появилось единое видение того, что должны получить в итоге. Преобразования будут непростыми, реформа разделена на три этапа: до 1 июля 2018 года будет подготовлена нормативная база, потом начнутся преобразования, и к 2019-му мы должны подойти абсолютно обновленными».
Дрозденко обещает, что в ходе реформы единым юридическим лицом станут структуры, параллельно выполняющие одни и те же функции. То же самое произойдет с муниципальными предприятиями, например, в сфере ЖКХ. «Где-то существует МУП–брат, а где-то – МУП–сват. Нам этого не надо. Например, в Комитете по госимуществу есть юридический отдел, а есть отдел нормативно-правового обеспечения. Кто-нибудь может сходу мне объяснить, в чем их принципиальное отличие? И таких случаев у нас очень много», – перечисляет губернатор.
Хомячку не стать медведем
По официальным данным, численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в субъектах РФ сильно разнится. Больше всего управленцев на Чукотке – 596,9 человек на 10 тысяч населения. Несколько отстает Алатай, где этот показатель - 309,4, Ленобласть же находится «в хвосте» – 91,7 на 10 тысяч. «Тем не менее точно знаю: резервы для сокращения в разных сферах деятельности чиновников есть», – заявил Александр Дрозденко.
В общей сложности, в Ленобласти насчитывается более 220 поселений. Некоторые из них передадут часть полномочий на районный уровень. Произойдет укрупнение муниципалитетов: «бедные» будут присоединены к поселкам городского типа, образуют городские округа.
Отметим, что в Ленобласти уже завершился первый этап муниципальной реформы, в рамках которой были объединены администрации ряда районов с администрациями райцентров.
Во время встречи с депутатами областного парламента, на которой шла речь об административной реформе, глава региона рассуждал вслух: «Не должно быть как в анекдоте про хомячка, который рос, рос и дорос до медведя. Такое ощущение, что у нас не правительство, а клиника, научный институт. Каждый комитет имеет информационно-аналитический отдел. Какие они анализы делают, что они все анализируют, я не могу понять. И на мой вопрос главам комитетов в лоб, что вы анализируете, начали говорить непонятно что».
Как признает спикер парламента Ленобласти, заместитель председателя Парламентской Ассоциации Северо-Запада России Сергей Бебенин напоминает, что в этом году перед законодательной и исполнительной властью региона стояли сложные задачи. «Вместе решали и рассматривали непростые вопросы: с подготовкой главного финансового документа справились, Социальный кодекс приняли, а вот дальнейшая работа над административной реформой – еще впереди», – отмечает он.
Еще в 2015 году о намерении уволить часть чиновников заявили власти 32 субъектов РФ. Но, хотя в большинстве региональных администраций говорили о необходимости урезать штат на 5-10%, на деле это либо закончилось ничем, либо структуры после объявленного сокращения были переименованы и снова «всплыли».
Должность «пинкодателя»
Сейчас в кабинетах федеральной власти все громче звучат предложения до 2024 года сократить численность госаппарата на 30 % и соответствующим образом урезать расходы на его содержание.
«Лед тронулся», процесс запущен. В этом смысле Ленобласть следует за федеральной властью – в частности, президентом, отправившим в отставку 11 глав субъектов РФ.
Московские эксперты считают, что реформа Дрозденко схожа с той, что проходит в Московской области. Но там оптимизация гвардии чиновников и укрупнение поселений сопровождается многочисленными конфликтами. «У нас такого произойти не должно – считает депутат областного парламента Николай Кузьмин – Реформирование идет поэтапно, в рабочем порядке, и революционной ее можно считать только по сути – никаких резких решений и действий».
14 ноября Дрозденко на встрече с областными парламентариями заявил, что готов ввести должность «пинкодателя». Поводом для недовольства главы региона стало то, что чиновники на местах до сих пор не представили проекты планировки территорий. Выяснилось, что в одном из микрорайонов Выборга были выделены участки под застройку для 150 семей. Но, не смотря на то, что еще в конце 2014 года из бюджета региона на проектирование автомобильной дороги и освещения было выделено девять с половиной миллиона рублей, ни того, ни другого там до сих пор нет, потому что муниципалитет за годы так и не подготовил план планировки территории.
«Без волшебных пинков у нас никто не хочет работать. Видимо, должность нужно вести в правительстве «пинкодателя», потому что все время надо подталкивать, – сказал он. – Наступит «время Ч», когда без проекта планировки вы не сможете пройти экспертизу и остановите строительство, в том числе социальное, – заявил Дрозденко. – А люди сидят там, наверное, и думают, какие идиоты сидят в правительстве и какой губернатор гад, что не дает денег. Но губернатор готов дать, и правительство готово дать».
По мнению политолога, директора Института регионального развития Дмитрия Солонникова, Александр Дрозденко сохраняет достаточно крепкие позиции, а его стремление провести административную реформу, которая укрепит власть в отдельно взятом субъекте РФ, еще более их укрепит. «Страна сейчас руководствуется новыми основами региональной политики, поэтому любые инициативы на уровне регионов в этом плане важны, – считает он. – Следующий, 2018 год будет в этом смысле показательным».
Эксперты и рейтинг 47
Итак, глава региона намерен поделить Ленобласть на пять административных округов с центрами в Петербурге, Выборге, Тихвине, Волхове, Кингисеппе. В четырех округах, кроме Петербурга, будут созданы представительства областного правительства - филиалы, что, к слову, поддерживают эксперты, о чем они не раз заявляли, обсуждая будущее региона. Так, по словам Солонникова, логично, когда чиновники находятся непосредственно на вверенных им территориях, а не «за тридевять земель». «Заодно, оказавшись на земле, чиновники правительства сумеют контролировать формирование местных бюджетов и расходование средств на местах», – отмечает он.
Аналогичного мнения придерживается политолог Александр Конфисахор. Он считает, что региональная власть, безусловно, должна быть в курсе происходящего «на земле» для того, чтобы оперативно реагировать на проблемы, знать и чувствовать настроение населения. «Представители региональной власти в районах должны стать связующим звеном между губернатором и муниципальной властью – тогда канет в лету годами существовавший принцип: «отправили лису курятник охранять»».
По душе экспертам и новая инициатива, о которой Дрозденко заявил буквально вчера, на заседании правительства: ежеквартально, с 2018 года, в регионе будут подводиться итоги «Рейтинга 47», который позволит оценить деятельность областных муниципалитетов по 47 критериям. Причем оценке подлежать будет, как работа администрации в целом, так и действия руководства. «Таким образом укрепим исполнительскую дисциплину», – объяснил глава региона.
Рейтинг будет подводиться один раз в квартал, о чем будет сказано в постановлении, которое вскоре будет правительством принято. «Рейтинг будет влиять на мои рекомендации муниципальным образованиям по продолжению или прекращению работы с теми или иными главами, – пообещал Александр Дрозденко. – Эта инициатива – часть административной реформы».
Можно считать, что административная реформа уже шагает по региону. Со дня на день губернатор обещал побеседовать с главами ряда районов об уместности их пребывания на руководящих постах.
Со своими должностями уже расстались глава администрации Сланцевского района Игорь Федоров и руководитель Тосненского района Владимир Дернов. Кроме того, губернатор сообщил о возможном уходе с поста главы Кингисеппского района Виктора Гешеле.
«Пришло время, когда глава района, отработавший десять лет, наверное, должен иметь возможность другого движения по карьере. Но, в любом случае, административная реформа должна проходить аккуратно и осторожно», – объяснил губернатор региональным СМИ, решив опровергнуть известное утверждение классика, что в России чиновники «размножаются» методом сокращения. Что из этого получится, время покажет.
В сухом остатке
Сейчас в правительстве Ленобласти работают 2 048 человек. Итогом административной реформы должно стать сокращение 150-200 сотрудников. В муниципалитетах трудятся более 4 тысяч человек, для которых в связи с реформой будут утверждены единые параметры численности.
Фото: lenobl.ru