Во вторник, 12 декабря, глава Тувы Шолбан Кара-оол выступил с посланием к Верховному Хуралу о положении дел в республике и внутренней политике на ближайший год. В ходе его оглашения руководитель республики объявил 2018 год «Годом малых сел», предложив сформировать правительственный проект, который позволил бы развивать комфортную среду в небольших поселениях. В то же время центральной частью выступления Шолбана Кара-оола стали инфраструктурные планы республики, среди которых намерение присоединиться к Северному коридору проекта Китайской Народной Республики «Один пояс – один путь», создания автомобильного коридора Кызыл – Хандагайты – Боршоо – Урумчи, а также реконструкция аэропорта Кызыла и создания энергетического коридора от Саяно-Шушенской ГЭС в сопредельные государства. Выступая перед депутатами республиканского парламента, премьер Тувы выразил надежду, что транспортные проекты, которые республика упорно продвигала в течение десяти лет, прошли «точку невозврата» и вышли на стадию практической реализации. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Шолбан Кара-оол представил предельно сбалансированное послание, – заявил «ФедералПресс» политконсультант Константин Бакшеев. – Если говорить на языке пропорций, то на 50% оно было адресовано жителям городским, а на остальные 50% – сельским.
Политконсультант отмечает, что логичным стало сохранение проектной стилистики развития республики. «Проекты главы Тывы действительно популярны среди населения, – отметил Константин Бакшеев. – Их большой плюс в том, что они понятны простым людям и ясно отвечают на их запросы по укороченной формуле «проблема – решение». Вдобавок к имеющемуся активу, проекты главы теперь будут пополняться непосредственно народными инициативами».
Во вторник, 12 декабря, выступая с посланием перед Верховным Хуралом республики, Шолбан Кара-оол предложил объявить наступающий год – «Годом малых сел». «Нам очень важно развивать свою землю, оставленную нам предками, – заявил глава Тувы. – Это должна быть обжитая и комфортная территория».
В настоящее время в республике насчитывается 66 сел, в которых живет менее тысячи человек. Из них в четырнадцати – менее 500, а в восьми – менее 250 жителей. «Для нас важно дойти до каждого малого села – отметил Шолбан Кара-оол. – На настоящий момент в половине малых сел нет водоснабжения (в 33 селах), в самых малочисленных – нет мобильной связи (в 7 селах действует только таксофон), отсутствуют спортзалы, загруженность малокомплектных школ редко достигает 56 процентов».
Как отмечает известный политконсультант, в той программе по возрождению малых сел, важно не допустить формализма и одновременно не усложнить процесс со стороны экономистов и политиков. «Эта мысль хорошо считывалась между строк в послании Шолбана Кара-оола, – подчеркнул Константин Бакшеев. – И не сомневаюсь, что за ее воплощением в жизнь будет организован серьезный горизонтальный контроль».
Разговор о транспортных проектах, в которых рассчитывает принять участие Тува, Шолбан Кара-оол начал с того, что заявил о поддержке инициативы президента России о восточном векторе развития страны. «Амбициозный проект Китайской Народной Республики «Один пояс – один путь» создает реальную платформу для качественного и всестороннего развития евразийского партнерства, – отметил премьер. – Речь идет о строительстве транспортной инфраструктуры, прежде всего, дорог, объединяющих Россию, Монголию и Китай, а дороги, как известно, основа основ экономического роста.
Глава республики напомнил, что соответствующие инициативы прозвучали в 2016 году в Ташкенте, где был подписан меморандум. Тогда в соглашение вошло более 30 проектов, в том числе варианты строительства железнодорожных линий – так называемые Центральный, Северный и Западный коридоры. Уже известно, что в первоочередном порядке будет проведена модернизация Центрального железнодорожного коридора через Кяхту и Улан-Батор на Пекин.
«Для нас более важным и перспективным является Северный коридор, – отметил Шолбан Кара-оол. – На полях Восточного экономического форума мне удалось договориться с Президентом Монголии господином Баттулга о продвижении именно этого транспортного проекта. Северный коридор дает возможность ускоренного развития западных и северных территорий Монголии, а Туве – обеспечивает выгодный железнодорожный транзит и возможность развивать свою промышленность».
Как отметил глава Тувы, реализация евразийских проектов дает республике уникальный шанс преодолеть транспортную тупиковость, став «окном» России на самом коротком маршруте в страны АТР. «С господином Баттулга мы также обсуждали практическую реализацию запуска автомобильного коридора Кызыл – Хандагайты – Боршоо – Урумчи, – заявил премьер. – По нашей инициативе с российской стороны проведен комплекс крупных мероприятий, в частности, изменено направление федеральной автодороги на международный пункт пропуска «Хандагайты-Боршоо». Международный автомобильный проект имеет все шансы на свою реализацию в 2018 году».
Предполагается, что вся дальнейшая работа в Туве по развитию транспортной инфраструктуры будет вестись в рамках проектного управления. Как подчеркнул премьер, правительством республики разработан межрегиональный проект «Енисейский меридиан», который включает в себя расширение сети авиасообщений, формирование автомобильного трансграничного коридора, и создание двух торгово-логистических центров в Туве, двух сибирских торговых домов в Монголии и Китае.
«Уверен, что наши транспортные проекты, которые мы упорно продвигали в течение десяти лет, прошли «точку невозврата» и вышли на стадию практической реализации, – подчеркнул Шолбан Кара-оол. – Я очень горжусь тесными связями с нашими соседями, хорошими отношениями с руководством Хакасии и Красноярского края. Буквально на днях состоится первое мероприятие «Енисейского меридиана» – откроется современных хаб в аэропорту Красноярска с соответствующим брендом».
Аналитики отмечают укрепление позиций Тывы в крупных транспортных проектах. «Ведь этот вопрос для республики считается лакмусовым, – отметил Константин Бакшеев. – И может экстраполироваться на рейтинг действующей власти».
Кроме того, премьер в ряд инфраструктурных проектов добавил инициативу создания энергетического коридора от Саяно-Шушенской ГЭС в сопредельные государства, о котором уже заявила Федеральная сетевая компания. «Для нас это вопрос не только безопасности энергоснабжения, но и экономической выгоды – отметил Шолбан Кара-оол, сообщив, что ФСК готова прибыль от перетока оставлять Туве. – Это означает появление у нас возможностей снижать энерготарифы. Сколько мы бьемся над тем, чтобы «Русгидро» предоставляло Туве такие же льготы, как соседней Хакасии, а ведь водохранилище, питающее ГЭС, расположено и на нашей территории».
«Транспортная инфраструктура Тувы не соответствует современным требованиям. Логично, что власти республики прикладывают огромные усилия, чтобы ликвидировать отставание в этом вопросе, – заявил «ФедералПресс» эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. – Инфраструктурные проекты – одни из наиболее трудоемких в плане реализации и если Кара-оол сумеет сдвинуть их с мертвой точки, то ему стоит поставить памятник».
В то же время, как отметил эксперт, все прекрасно понимают, что инвестиции в транспортную инфраструктуру обязательно окупятся. «Они обязательно дадут толчок развитию республики – считает Андрей Тихонов – В России не должно быть «медвежьих углов» и труднодоступных мест».
Вместе с тем, как отметили аналитики, в своем послании Шолбан Кара-оол показал, что он далек от идеализации ситуации в республике. «Он понимает, что открытая Тыва может стать по-настоящему открытой только если будет безопасной, – заявил Константин Бакшеев. – Поэтому я вновь советую смотреть между срок. Когда Шолбан Кара-оол говорит об «Открытой Тыве», он посылает сигнал не только информационщикам, которые уже активно занимаются проектом, но и правоохранителям, от которых здесь тоже многое зависит».
Фото правительства республики Тува