Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал пилотной площадкой реформирования системы дополнительного образования, внедрения системы персонифицированных сертификатов финансирования образовательных организаций, позволяющих ребенку бесплатно посещать кружки. Но, как выяснилось, получить сертификат смогли не все желающие. В чем причина, и с какие риски видят эксперты в нововведениях – в материале «ФедералПресс».
Главная задача, которую должно решать нововведение – предоставить возможность всем детям получать услуги дополнительного образования бесплатно. Расходы по финансированию образовательных организаций берет на себя бюджет. Причем независимо от того, какая структура оказывает образовательные услуги – государственная или коммерческая, главное, чтобы у нее была лицензия и сертифицированная учебная программа.
Сама процедура получения сертификата носит заявительный характер и на первый взгляд довольно проста: родители пишут заявление в муниципальный орган власти, отвечающий за образование, получают заветный документ, с которым отправляются в любую организацию, оказывающую услуги допобразования, заключают с ней договор, и после этого ребенок в течение учебного года может посещать выбранный кружок или секцию бесплатно.
Первыми в эксперимент включились три муниципалитета округа – Кондинский и Белоярский районы и город Сургут. С этого года практика персонифицированных сертификатов распространяется уже на все муниципальные образования Югры. И, как показал уже наработанный опыт, на деле внедрение идет не так гладко, как предполагалось.
Первыми свое недовольство высказали многодетные родители. Если раньше их дети могли посещать 2-3, а то и 4 кружка в муниципальных организациях (достаточно было написать заявление и предоставить документ о составе семьи), то теперь стоимости сертификата хватает только на одну, максимум на две секции.
«Создатели системы уверяют о доступности любых услуг дополнительного образования, в том числе и частных, при этом оговариваясь, что «родитель имеет возможность оплатить недостающую разницу самостоятельно, если стоимость обучения в образовательном учреждении будет выше номинальной стоимости сертификата». А если такой возможности многодетные, малоимущие, родители-одиночки, и просто семьи со средним достатком или ипотекой не найдут? Следовательно, ребенок не имеет возможности дальше продолжать любимое занятие. Это напрямую противоречит концепции, принятой правительством РФ», – написали родители Ханты-Мансийска в обращении к депутатам окружной думы.
В некоторых многодетных семьях сумма родительской доплаты за детские внешкольные занятия составляет 15 тысяч рублей – все зависит от стоимости услуги допобразования и стоимости сертификата, которую на сегодняшний день каждый муниципалитет определяет самостоятельно.
«У муниципалитета есть право градуировать стоимость сертификата для различных групп детей – многодетных, малоимущих, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок получает сертификат 1 раз, и он действует до 18 лет. На сегодня в Югре выдано 29 тысяч персонифицированных сертификатов, из них 27 тысяч детей осваивают по нему 1 программу дополнительного образования, около 1,5 тысяч – 2 программы, еще 400 человек обучаются по трем и более программам в пределах сертификата», – привел статистику директор департамента образования Югры Алексей Дренин.
Проблема в том, что стоимость сертификата в разных муниципалитетах сильно разнится. Причина в том, что финансирование системы сертификации идет только из местного бюджета – дополнительные средства не выделяются ни федерацией, ни регионом. Поэтому всеми муниципалитетами было принято решение приравнять стоимость сертификата к нормативной стоимости одного ученика в учреждениях допобразования. К примеру, в городе Ханты-Мансийске она составляет 35 тысяч 996 рублей в год, а в Сургуте – чуть больше 17 тысяч рублей.
«Хуже всего ситуация в Сургуте – населения много, услуга востребована, началась жесткая конкуренция между организациями. Нововведение вызвало негативное отношение населения, потому что нехватка бюджета. Позиционируется проект как доступное образование для всех. По факту можем обеспечить сертификатами только 10 % детей. И попробуй выбери – кому первому ты его дашь? Выдашь инвалидам – одаренные обидятся, выдашь одаренным – обидятся многодетные семьи… И это круг тупиковый», – рассказала корреспонденту РИА «ФедералПресс» начальник отдела воспитания и дополнительного образования департамента образования администрации Сургута Елена Коркунова.
На будущий год в департаменте образования Сургута на оплату услуг учреждений допобразования заложено 160 млн рублей. Таким образом сертификатом будут охвачены 6 тысяч 980 учащихся, как в муниципальных, так в негосударственных организациях дополнительного образования. При этом нужно отметить, что в систему сертификации не входят музыкальное образование и занятия в спортивных школах олимпийского резерва. Они относятся к структурам так называемого предпрофессионального образования, и для них сейчас вводится сертификат учета. У него более высокая стоимость и финансируется он из других источников.
«В школах искусств, спортивных школах у нас в городе занимается практически 8 600 тысяч детей. Кроме того, мы сохраняем систему дополнительного образования в образовательных учреждениях, то есть 72 % сургутских школьников по той или иной модели получают дополнительное образование. Один из посылов, который используется для введения сертификата – компенсация недостатка ресурсов муниципалитета, привлечение ресурсов возможностей негосударственного сектора, которые позволяли бы нам за счет введения сертификатов расширять спектр услуг дополнительного образования», – пояснила директор департамента образования Сургута Анна Томазова.
Как сообщили в департаменте образования Югры, на данный момент в округе сформирован реестр поставщиков услуг дополнительного образования, работающих по сертификатам. В него вошли 175 организаций, из них 38 – негосударственных. Это не так много, учитывая, что в регионе лицензию на образовательную деятельность имеет 221 некоммерческая организация. Проблема в том, что для того, чтобы работать в системе персонифицированного финансирования, организация должна иметь сертифицированные учебные программы. А получить такую сертификацию в последнее время стало не так-то просто.
«Целая проблема с сертифицированием программ. Образовательная программа частного учреждения рассматривается очень долго, а порой и вовсе не проходит сертификацию, а точно такая же программа муниципальной организации проходит сертификацию без особых проблем. Я понимаю, что муниципалитеты заинтересованы в спасении своих учреждений, но хотелось честной конкуренции», – рассказал директор Центра обучения иностранным языкам «Толмач» Алексей Сургутсков.
В муниципалитетах не скрывают, что сейчас финансирование муниципальных учреждений дополнительного образования зависит от того, сколько сертификатов им принесли – чем больше детей, посещающих кружки и секции, тем выше зарплата педагогов. Но, по мнению депутата думы Югры, народного учителя России Валерия Салахова, места на поле допобразования сегодня хватит всем, к примеру, ниша занятий для подростков старше 13 лет практически не занята. Управленцы в системе образования имеют весьма слабое представление о том, какие потребности у этой категории школьников.
«Когда вводилась система, предполагалось, что частные предприниматели могут дать образовательную услугу по качеству не хуже, а может быть и лучше, чем государственные образовательные организации. В этом и заключался смысл. А была ли инициатива муниципалитета к предпринимателям, заказ на какую-то услугу? К примеру, астрономию сейчас в школы вернули, а учебник архиплохой, не учитывающий межпредметные связи. А интерес у детей уже возник. Кто-то выходил на предпринимателей с таким предложением?», – отмечает Валерий Салахов.
В муниципалитетах объясняют, что пока только учатся работать в новых условиях финансирования допобразования. К примеру, Сургут сейчас запрашивает у округа больше полномочий в решении вопросов, связанных с определением стоимости персонифицированных сертификатов и направлений, которые востребованы получателями услуг. Подобную практику внедряют у себя и другие муниципалитеты.
«Раньше учреждения формировали те обучающие программы, по которым уже привыкли работать, некие традиционные направления. А сейчас мы уже исходим из запросов потребителя. Если раньше программа была единая, то теперь она модульная. Перестраивается восприятие педагога дополнительного образования к формированию программ и менталитет родителей. Теперь они начинают понимать, что именно семьи, дети являются заказчиками услуг, и в зависимости от их интересов, потребностей будут формироваться предложения», – резюмирует замглавы Ханты-Мансийского района по социальным вопросам Лилия Максимова.
Пока система только отрабатывается. Плюсы и минусы реформы сейчас активно обсуждаются в муниципалитетах. В дискуссию включились эксперты и активисты Общероссийского народного фронта. На круглом столе, прошедшем недавно в окружной столице, было принято решение более активно привлекать к обсуждению промежуточных итогов программы родительскую общественность, чтобы максимально избежать возможные риски. Учитывая, что Югра является пилотной площадкой проекта, практика, наработанная на территории региона будет транслироваться на всю Россию.