Во вторник, 12 декабря, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, выступая на традиционной еженедельной пресс-конференции, подверг сомнению распространившуюся информацию о том, что в областном центре уже ведутся работы, связанные с выкупом частных земельных участков, на которых планируется разместить развязки четвертого мостового перехода через Обь. Глава региона подчеркнул, что, несмотря на подписанное концессионное соглашение, еще не известны сроки начала его строительства, а старту проекта должна предшествовать прописанная в законодательстве процедура перевода земельных участков в собственность муниципалитета. Специалисты считают справедливым утверждение Андрея Травникова о том, что для опережающего развития Новосибирск остро нуждается в развитии инфраструктуры, где важным элементом может стать новый мост. При этом эксперты отмечают, что оживленная дискуссия вокруг проекта проходила в открытом режиме, а сам проект подготовлен авторитетным институтом, обращая внимание на то, что само подписание соглашение переводит проект в один из приоритетных для федерального центра. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Это не вопрос сегодняшнего дня, – заявил Андрей Травников на пресс-конференции во вторник, отвечая на вопрос, когда будут расселяться дома, расположенные в районе строительства четвертого моста. – Сейчас преждевременно предпринимать меры для выкупа земельных участков и компенсации собственникам домов».
Было видно, что врио губернатора Новосибирской области старается избегать слова «провокация». «Для реализации подобных проектов законодательством предусмотрена четкая процедура, – напомнил Андрей Травников. – Поэтому те суммы, которые предлагаются для выкупа там земельных участков, у меня вызывают удивление. Прежде чем выходить на эти цифры, нужно пройти еще предусмотренную законодательством процедуру, в том числе если собственник не согласен с предложенной суммой».
О компенсациях жителям Новосибирска, чьи земли находятся в районе развязок будущего моста, активно заговорили в ноябре. Тогда в СМИ появились сообщения о том, что первыми в зону строительства попадут 11 жилых домов и 2 административных здания на улице Большой, которые в совокупности занимают свыше 1,2 гектара, а всего для нового мостового перехода через Обь понадобится 517 земельных участков, на которых располагается 599 сооружений, 86 из которых – жилые.
Часть жителей, попадающих под расселение домов на улице Большой, даже поучаствовали в пикете, который прошел 6 декабря на площади Свердлова. Все они утверждали, что с них уже начали требовать документы какие-то люди. «На недавно организованном собрании в «Металлурге» нам прямо сказали, что полтора-два миллиона мы получим, – заявлял тогда председатель уличного комитета и собственник участка на улице Большой Олег Бегунов. – Пусть они строят мост, но нас обижать не надо».
«Тот факт, что у проекта есть противники, – логично и естественно, – заявил «ФедералПресс» эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. – Но в отличие от «мусорной концессии», новый мостовой переход через Обь обсуждался весьма открыто». Реализацию проекта строительства четвертого моста в Новосибирске поддержали участники круглого стола, организованного 22 ноября Общественной палатой Новосибирской области по инициативе городского совета депутатов. Чуть позже большинство депутатов горсовета Новосибирска, где было больше всего критиков проекта, одобрили строительство моста в створе улицы Ипподромской.
В ходе дискуссии подвергались сомнению расчеты по предполагаемому трафику, заложенные в основу проекта моста и концессионного соглашения. Утверждалось, что эти цифры были завышены. Многие акцентировали внимание на том, что областной бюджет должен будет компенсировать концессионеру недополученные доходы. «Но противники проекта, чья аргументация не всегда была убедительна, остались в меньшинстве, – полагает Андрей Тихонов. – Но обоснованных расчетов так никто и не представил, а все сомнения основывались на личном мнении противников о транспортном потоке в Новосибирске».
В то же время было известно, что расчетами транспортных потоков по новому мосту занимались специалисты одного из ведущих проектных институтов страны – петербургского Института «Стройпроект», который доказал свою компетентность уже реализованными проектами Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, скоростной магистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург, ЦКАД в Московской области, участков федеральных трасс М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь», автодорожного обхода Барнаула с мостом через Обь. Первая в России платная внутригородская магистраль скоростного движения Западный скоростной диаметр, ранее подготовленная институтом, неоднократно отмечалась наградами в качестве лучшего инфраструктурного проекта. Сама проектно-сметная документация на строительство четвертого мостового перехода на принципах государственно-частного партнерства получила весной прошлого года положительное заключение Главгосэкспертизы России, которое считается главным федеральным ведомством, уполномоченным на проведение госэкспертизы проектной документации.
Специалисты уже позитивно оценили, что генеральным подрядчиком строительства четвертого моста стала компания «Автобан», известная по проектам в Ханты-Мансийском автономном округе. Экс-директор окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Алексей Вторушин в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс», охарактеризовали компанию как «трудолюбивую и с высоким качеством работы». «Причем проекты были разной степени сложности – от строительства мостовых переходов до участков дорог, которые прокладывали в жестких климатических условиях и в болотистой местности, – отметил Вторушин. – Риски, если в подрядчиках «Автобан» или ее дочерняя структура «Ханты-Мансийскдорстрой», минимальны».
Концессионное соглашение о строительстве четвертого моста 6 декабря в Москве подписали врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский и глава группы «ВИС» Игорь Снегуров. Но ему предшествовали весьма сложные переговоры по тексту концессионного соглашения, которые завершились лишь за несколько часов до церемонии подписания. В то же время показательно, что церемония подписания состоялась на международном форуме «Транспортная неделя – 2017» в присутствии министра транспорта России Максима Соколова. При этом в ходе подписания неоднократно подчеркивалось, что новосибирский проект – первый в перечне на выделение средств, собранных системой ПЛАТОН.
«Похоже, что область сумела отстоять ряд принципиальных позиций, а сам подписанный документ стал результатом разумного компромисса сторон, – заявил «ФедералПресс» член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров. – Судя по имеющейся информации, регион отстоял возможность расторжения соглашения в случае, если возникнет проблема выделения федеральных средств. Обращается внимание на присутствие не только Максима Соколова, но и куратора Открытого правительства – Михаила Абызова, что уже может восприниматься как безоговорочная поддержка проекта федеральным центром с соответствующим выделением федерального гранта».
«Если говорить о федеральном статусе проекта, то в пользу этого играет и концессионер. ВИС – одна из крупных российских компаний, которая вкладывает в мост собственные деньги. Приход в регион инвестора с именем и репутацией в федеральных структурах – несомненный плюс для области», – считает Егор Петров.
Многие специалисты уверены, что четвертый мост действительно может стать драйвером развития города. «Новосибирск входит в число восьми городов, которые в последние годы вносили наиболее высокий вклад в экономический рост, – сообщил «ФедералПресс» доктор экономических наук Михаил Дмитриев. – На него в 2010–2015 годах приходилось 2,1 % всего прироста ВВП страны, что почти в два раза превышает его долю в населении России. Важно также учитывать, что развитие Новосибирска обеспечивают несырьевые отрасли, а это способствует диверсификации российской экономики. Дальнейшее развитие города будет в решающей степени зависеть от степени внутренней транспортной связности территории».
Проект наверняка будет оставаться в центре внимания общественности Новосибирска. «Нет сомнения, что такие проекты будут использоваться в политических и PR-кампаниях только потому, что это единственные на данный момент реальные проекты с понятными источниками финансирования, – полагает Андрей Тихонов. – Нет иной фактуры, на которой можно выстраивать предвыборные кампании, а все размышления на эту тему – не более чем слова, за которыми нет ни проектов, ни источников финансирования».
В то же время президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» уверен, что благодаря опережающему развитию инфраструктуры темпы роста экономики Новосибирской агломерации могут серьезно ускориться. «Она наверняка войдет в число лидеров роста на новом этапе развития, – убежден Михаил Дмитриев. – Прирост добавленной стоимости в экономике агломерации намного превысит затраты на создание новой транспортной инфраструктуры».
В том, что четвертый мост необходим Новосибирску, убежден также Андрей Травников, который еще раз подтвердил это на прошедшей пресс-конференции. «Он в любом случае состоится, независимо от того, начнется ли его строительство в 2018 или 2019 году в зависимости от получения финансирования, – подчеркнул врио губернатора Новосибирской области. – Без развития транспортной инфраструктуры город задохнется».
Фото РИА «Новости»
Четвертый мост в Новосибирске