Для Республики Карелия 2017 год стал непростым – от начала и до конца. Смена губернаторов – не лучшее начало. «Пробуксовка» важнейших государственных программ – не самый желанный итог. О том, с какими проблемами Карелия встретит 2018 год и сумеет ли новая губернаторская команда переломить непростую ситуацию, – в материале «ФедералПресс».
«Бездефицитный» бюджет
Бюджет и его наполнение – одна из главных проблем, доставшихся Артуру Парфенчикову от предшественников. Из-за постоянной нехватки денег республика долгое время наращивала свой солидный 24-миллиардный госдолг, пока в Кремле не решили: «Хватит это терпеть». Руководителям регионов-должников настоятельно рекомендовали подготовить «бездефицитные» бюджеты (доходы равны расходам) – и больше не занимать. Именно такой финансовый документ был разработан правительством Карелии и принят Законодательным собранием. Поскольку доходы республики по сравнению с прошлым годом не выросли, а снизились – властям региона придется либо «выбивать» федеральную поддержку, либо «урезать» расходы. По мнению карельских политологов, такой выход из положения является как минимум спорным.
«Пока не ясно, каким образом будет решен этот вопрос, – рассказал руководитель «Центра социальных и политических исследований Республики Карелия» Анатолий Цыганков. – Такая задача поставлена, но за счет чего она будет выполнена? Есть большие сомнения, что республика обладает необходимыми для этого ресурсами. Как показывает практика, федеральное финансирование дается очень тяжело. Сокращать расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт – не самый лучший выход. Единственный способ решить проблему «бездефицитного» бюджета – увеличение налогооблагаемой базы, то есть развитие производства. Но пока ничего подобного не предвидится».
Дополнительные средства карельскому бюджету могут понадобиться в любой момент. 7 декабря 2017 года Конституционный суд России постановил, что северные надбавки и другие выплаты за работу в особых климатических условиях не могут входить в минимальный размер заработной платы и должны начисляться сверх МРОТ.
«Ситуация с выполнением решения Конституционного суда не простая во всех северных регионах, – рассказала депутат Законодательного собрания Карелии, сопредседатель карельского регионального штаба ОНФ Анна Лопаткина. – Не совсем понятно, будет ли оказана федеральная финансовая помощь, потому что это существенная нагрузка на региональные бюджеты. Пока есть некоторая неопределенность. Регионы ждут разъяснений центра, понимая, что должны выполнять данную норму».
«Хотелки» и реальность
Хорошим подспорьем для бюджета могла бы стать федеральная целевая программа «Развитие Карелии до 2020 года». Однако в главном финансовом документе страны на подготовку к юбилею республики было зарезервировано всего 160 миллионов 700 тысяч рублей вместо ожидаемых 3 миллиардов. По мнению депутата Государственной думы Валентины Пивненко, это закономерный итог легкомысленного отношения к госпрограмме на первом этапе.
«В программу должны были включить те объекты, которые уже имеют проектно-сметную документацию с пройденной госэкспертизой. Однако в первом варианте программы, как говорит наш президент, были «хотелки» – строительство глубоководных портов в Кеми, нефтеперерабатывающих заводов и так далее. Деньги, которые могли бы пойти на важные и нужные проекты, не осваивались, – рассказала депутат корреспонденту «ФедералПресс». – Сейчас деньги просто так никому не дают. Можно написать 3 миллиарда, можно написать 6 миллиардов. Но если нет реальных проектов, это будет или перекладываться на будущий год, как происходит сейчас по некоторым объектам, или просто не будет выполнено».
По словам народной избранницы, несмотря на сокращение бюджетного финансирования, в резервном фонде российского правительства на развитие Карелии зарезервировано 2 миллиарда 800 миллионов рублей – соответствующее гарантийное письмо есть в распоряжении Госкомиссии. Однако деньги республика получит только под конкретные проекты с готовой документацией – пообъектно. Стоит отметить, что Артур Парфенчиков проблему признал и провел корректировку программы, исключив заведомо невыполнимые и сомнительные пункты. Однако новых проектов с готовой документацией у карельского правительства пока немного.
Жилищно-коммунальные страдания
Еще один острый момент – расселение аварийных бараков. Соответствующая программа должна была завершиться к 1 сентября, однако республике не удалось управиться в срок. Как сообщают в карельском минстрое, причиной опоздания послужили 23 тысячи квадратных метров аварийного жилья, не включенных в программу по неизвестным причинам. С новыми домами для переселенцев тоже не все так просто.
«Качество часто очень спорное – и здесь возникают конфликты социального характера, когда люди, получающие жилье, отказываются заселяться, – отметил политолог Анатолий Цыганков. – Недавно в Пудожский район приезжал губернатор – вручать ключи от новых квартир в доме, построенном по программе расселения аварийного жилья, а люди ему: «Как же мы будем сюда переезжать, если на кухне даже плиты не установили электрические?» Думаю, губернатор правильно поступил, что отказался вручать ключи – иначе это был бы просто позор. Таких случаев, к сожалению, много».
«Возьмем, к примеру, Суоярви – полтора часа от Петрозаводска, – привел пример политолог Глеб Яровой. – Прекрасный город! 70 % жилья признано аварийным. Там даже поменяли главу района, но проблема по-прежнему не решена. Люди не могут добиться ничего – ни компенсаций, ни расселения. Всего один дом построен, при том, что 70 % жилфонда нужно сносить. Они разрабатывают программы, но при этом смотрят на людей как на единицы, статистику общую для них. Я считаю, что самое главное для государства – это люди. Не люди для государства живут. А государство существует для людей. Все, что делается вразрез с этим принципом, ведет к проблемам».
Для Карелии программа была продлена до 2018 года. По мнению экспертов, если региональные власти не справятся с расселением и на этот раз – в новую программу, которую уже готовит российское правительство, республика рискует не попасть.
«На мой взгляд, неразрывно с программой расселения аварийного жилья нужно рассматривать и программу капитального ремонта, – поделилась своим мнением Анна Лопаткина. Если не будет новой программы по расселению, то процесс признания деревянных бараков аварийными моментально остановится, так как органы местного самоуправления не смогут взять на себя бремя расселения таких домов и будут всячески этот процесс тормозить. А это – опять конфликты и протесты граждан».
«Будем барахтаться дальше»
Сумеет ли правительство Артура Парфенчикова справиться с насущными проблемами региона? По мнению политолога Глеба Ярового, это будет непросто без последовательной кадровой политики. Большинство членов карельского правительства – либо гости из других регионов, не знающие местной специфики, либо бывшие силовики, не имеющие опыта работы в органах исполнительной власти.
«Ресурсов материальных в Карелии практически нет. Поэтому без каких-то прорывных решений управленческих ничего не сдвинуть, – рассказал наш собеседник. – Экономика не может управляться, извините за выражение, «сапогами» – у нас не военный режим. У них командная система: тебе сказали – ты выполнил, не выполнил – получил взыскание. Тот же Александр Худилайнен на закате своего губернаторства стал понимать специфику региона: Юрия Савельева из института экономики пригласил на высокую должность, Евгения Жирнеля – это были позитивные сигналы. А сейчас мы все откатываем обратно. Чтобы решать проблемы региона, нужно по-другому подходить к управленческим процессам. Конечно, это субъективное мнение, но мне кажется, что «сапожная» команда не сможет принять прорывных управленческих решений. Поэтому дальнейший сценарий развития Карелии, скорее всего, станет инерционным. Будем барахтаться дальше».
Как отметил Анатолий Цыганков, на сегодняшний день основные достижения Артура Парфенчикова и его команды заключаются в завершении проектов прошлых лет. Строительство Гоголевского моста, возрождение Онежского судостроительного завода – все это в большей мере заслуга прежнего главы. Поэтому оценивать работу губернаторской команды, по словам политолога, пока еще сложно.
«Улучшилась управляемость в агропромышленном комплексе – тут есть положительные изменения. Еще нет результата, который можно оценить, но сами действия нового министра я считаю положительными, – сообщил Анатолий Цыганков. – Однако, кроме сельского хозяйства, я пока не вижу примеров, внушающих оптимизм. Из новых производств так ничего и не появилось. Но все же нужно понимать: люди только пришли, процесс формирования новой команды все еще идет. Год – это мало».
По мнению депутата ЗС Анны Лопаткиной, несмотря на небольшой срок, новому правительству все же удалось принять несколько грамотных решений, которые должны оказать положительное влияние на ситуацию в дорожной отрасли, а также на выполнение государственных программ.
«Расторгаются контракты с недобросовестными застройщиками, из программы капремонта выведены 126 аварийных домов, в программу по расселению вернули 23 тысячи квадратных метров аварийного жилья, направлено уведомление компании «Ремстройкомплект» о расторжении контракта на содержание региональных и межмуниципальных дорог. Это именно те действия, которых ждали от исполнительной власти. Что касается кадровой политики Артура Парфенчикова, думаю, делать какие-то выводы пока преждевременно».