В декабре рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги Кировской области на уровне «BB-». По мнению агентства, у региона достаточный запас прочности для покрытия процентных платежей по имеющимся кредитам. Губернатор Игорь Васильев не раз оптимистично заявлял о намерениях к 2020 году сделать областной бюджет профицитным. Однако аналитики сомневаются, что регион сможет прийти к бездефицитному бюджету в ближайшие два года. В том, насколько осуществимы планы кировских чиновников, разбирался «ФедералПресс».
В Кировской области рост государственного долга, который в ближайшие годы будет оказывать определяющее влияние на экономическую политику региона, считают виной экс-губернатора Никиты Белых. За последние семь лет госдолг вырос в семь раз – с 3,6 млрд до 27,4 млрд рублей, и к моменту ареста Белых составлял 102,3 % от доходов региона.
Правда, критикуя бывшего главу региона за расточительность, оппоненты «забывают» про экономический кризис, на который пришлось губернаторство Белых, и про огромные затраты области на исполнение майских указов президента. Вряд ли можно говорить о том, что Никита Белых совсем не умел экономить – иногда он делал это даже слишком усердно. Ярким примером экономии Белых стала болезненная оптимизация в сферах здравоохранения, образования и культуры. Конечно, нельзя отрицать, что были и спорные траты, – например, возрождение аэропорта Победилово обошлось области более чем в 500 млн рублей.
Впрочем, Никита Белых умел не только тратить, но и зарабатывать: в 2009 году, когда он только пришел в регион, доходы областного бюджета составляли 29,4 млрд рублей. Через год они выросли на 1,7 млрд, еще через год – на 1,9 млрд, а к 2015 году составили уже 43,1 млрд рублей.
Несмотря на увеличение доходов, госдолг при Белых все-таки рос и к моменту его ареста стал угрожать финансовой стабильности региона. В октябре 2016 года стало известно, что Кировская область – единственная из субъектов – не вернула Минфину кредиты. Неудивительно, что назначенный президентом врио губернатора Игорь Васильев стал называть ключевой задачей на ближайшие три года сокращение долгов.
«Проблема накапливалась годами, и решить ее быстро не получится. Главная наша цель – поэтапное сокращение уровня долговой нагрузки, особенно за счет долгов перед кредитными организациями, и, как следствие, минимизация расходов на их обслуживание, – заявлял тогда Васильев. – По соглашению с Минфином России нам нужно обеспечить дефицит областного бюджета на уровне не более 10 % от собственных отходов, а уровень госдолга к 2019 году опустить ниже 90 %. В том числе долги перед кредитными организациями не должны превышать 50 %».
Игорь Васильев начал с принятия бездефицитного бюджета Кировской области на 2017 год. Что касается бюджета на 2018–2020 годы, была поставлена задача сформировать его с профицитом в 900 млн рублей. Несмотря на проблемы с погашением долгов перед федерацией, в декабре 2016 года Москва все-таки помогла Кировской области и предоставила ей бюджетный кредит в размере 14 млрд рублей. Еще один бюджетный кредит в размере 1,5 млрд рублей регион получил в 2017 году. Все средства пошли на погашение кредитов коммерческих банков. Кроме того, регион перекредитовался у банков еще на 3 млрд рублей по более низким процентным ставкам.
Единственным выходом из бюджетного кризиса Игорь Васильев видел рост доходов областного бюджета. Наполнить казну предлагалось тремя основными способами – сильнее экономить, собирать больше налогов и начать зарабатывать больше. Региональное правительство начало с первых двух. И буквально через несколько месяцев после назначения Игоря Васильева мелкий и средний бизнес стал жаловаться на повышенный интерес к ним со стороны налоговиков. Кировские предприниматели отмечали, что своими действиями власти вынуждают их поменять налоговую прописку. Масла в огонь позже подлил сам Васильев, заявив, что «умение собирать налоги – это умение общипать курицу, чтоб она кричала, но не умерла». В налоговой добавили, что никого не проверяют просто так – обычно причиной визита инспекторов становятся низкие зарплаты сотрудников. И здесь есть над чем задуматься: по данным налоговиков, каждый второй работодатель в регионе платит зарплату ниже прожиточного минимума, а каждый третий – ниже МРОТ. Таких предпринимателей УФНС по Кировской области пообещало и дальше держать под особым контролем.
Новому правительству пришлось прибегать и к непопулярным мерам: сократить сотрудников госучреждений, отменить доплаты за некоторые правительственные премии, объединить несколько учреждений среднего образования, повысить транспортный налог, снизить поддержку Победилово, отказать в финансовой помощи профессиональному спорту.
В марте 2017 года была утверждена Программа по оздоровлению государственных финансов Кировской области. В перечне мер, на которые пошло руководство региона, оказались урезание расходов на социальную сферу, повышение налогов, пересмотр старых льгот и запрет на введение новых. Позже чиновники объяснили, что подобные программы по оздоровлению финансов являются неотъемлемым требованием для всех дотационных субъектов. Кроме того, добавили в правительстве, документ начали разрабатывать в 2015 году и некоторые планы к моменту принятия документа уже были воплощены в жизнь.
Другим немаловажным пунктом плана по выходу Кировской области из финансового кризиса стало привлечение в регион федеральных денег и частного капитала. Москва обеспечила областные предприятия оборонзаказами и неоднократно выделяла региону деньги в рамках федеральных программ. Наметился прогресс и в лесной отрасли – область наконец-то начала получать доходы от леса. Появилась программа развития деревообработки, планируемые объемы инвестиций в которой исчисляются миллиардами рублей. Чиновники также собираются в очередной раз вернуться к проблеме доходности промпарков, на которые в свое время делал ставку Белых.
Правда, новому правительству Кировской области тоже не удалось избежать проблем с неэффективным расходованием бюджетных средств. Больше всего вопросов у общественности вызвало распределение «дорожного миллиарда». Также скандалом сопровождалось открытие нового физкультурно-оздоровительного комплекса в Советском районе Кировской области, который «поплыл» буквально через несколько недель после открытия.
Несмотря на все сложности, кировские чиновники и депутаты относятся к ситуации со сдержанным оптимизмом.
«Понятно, что при совокупной задолженности регионов в 1 трлн рублей долги нам никто прощать не будет, – констатирует председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков. – С другой стороны, для регионов это стимул наращивать собственные доходы. Глава Кировской области использует похожий подход для муниципалитетов: призывает их активнее работать и пополнять бюджет, а все заработанное сверх плана районы смогут использовать на собственные нужды».
Владимир Быков, как и Игорь Васильев, считает, что программа реструктуризации кредитов позволит области относительно безболезненно расплатиться с долгами: «Кировская область не находится в долговой яме. Есть субъекты, которые должны гораздо больше, чем наш регион. Сейчас мы ведем работу с Минфином России по реструктуризации долга – программа позволит нашей области безболезненно гасить бюджетные кредиты на протяжении 7, а при выполнении всех условий 12 лет». При отсутствии программы реструктуризации регион был бы обязан вернуть значительную часть бюджетных кредитов уже в 2019 году.
«Программа реструктуризации позволит равномерно вносить оплату по кредитам и избегать сокращения первоочередных расходов бюджета, – пояснила «ФедералПресс» министр финансов Кировской области Лариса Маковеева. – В 2018 и 2019 годах погашению будут подлежать 5 % от суммы задолженности, к 2020 году – 10 %. Сейчас госдолг составляет 26,1 млрд рублей, но к 2021 году должен сократиться до 22,7 млрд рублей».
Гарантом благожелательности Минфина РФ по отношению к Кировской области является профицитный бюджет. «Профицитный бюджет, который мы сформировали до 2020 года, позволяет рассчитывать на дальнейшую поддержку Минфина, – сообщил Владимир Быков. – В 2017 году в областной бюджет удалось привлечь на 2 млрд рублей больше доходов, чем было запланировано в начале года».
По словам Ларисы Маковеевой, бюджет на ближайшие три года хотя и профицитный, но сверстан исходя из сдержанного прогноза социально-экономического развития. В 2018 и 2019 годах «излишки» составят по 781 млн рублей, а в 2020 году могут возрасти до 1,5 млрд рублей. Доходы, говорит Маковеева, в следующем году тоже увеличатся на 1,5 млрд рублей и составят 47,5 млрд рублей. При этом бюджет, как обещает глава регионального минфина, сохранит свою социальную направленность. Более 30 млрд рублей пойдут на финансирование «социалки» – размеры выплат снижаться не будут. Также заложены деньги на повышение заплат бюджетникам.
«Не надо бояться, что из-за профицитного бюджета пострадают жители области или предприниматели. Чтобы двигаться дальше, мы будем создавать рабочие места, открывать новые предприятия. Так, в 2017 году в Кировской области появилась территория опережающего социально-экономического развития «Город Вятские Поляны». Надеемся, что такой статус получат еще два моногорода – Луза и Белая Холуница», – выразил надежду спикер областного парламента.
Сейчас около 10 млрд рублей от общего объема госдолга Кировской области составляют кредиты коммерческих банков, на обслуживание которых ежегодно требуется около 1 млрд рублей. Такие суммы считает вполне посильными эксперт аналитического агентства «Финам» Алексей Коренев. «Долг в 94,7 % бюджета – не такая уж редкая вещь, – замечает он. – По результатам 2016 года Республика Мордовия показала соотношение долга субъекта федерации к доходной части его бюджета в 176 %, Хакассия – 145 %, Костромская область – 143,3 %. В Японии же внешний долг составляет 251 % от ВВП, в Италии – 131,7 %, в США – 107,5 %. Так что показатель задолженности Кировской области относительно доходной части ее бюджета отнюдь не критический, он действительно со временем может быть если не полностью погашен, то, по крайней мере, заметно снижен», – поясняет Алексей Коренев.
Правда, полагаться на Москву в этом вопросе нельзя – кому и как будут помогать федеральные власти, предугадать практически невозможно, считает Коренев. Кировская область находится отнюдь не в самом тяжелом положении. Так что она может оказаться в числе последних, кому федеральное правительство выделит дополнительную помощь. С другой стороны, тот факт, что Васильев поставлен на эту должность лично президентом, может сыграть и положительную роль.
«Профицит в 900 млн рублей – достаточно смелая задача. Экономика страны в целом и регионов в частности не дает пока поводов для чрезмерного оптимизма, – отмечает эксперт. – Да, удалось избежать существенного падения, мы научились выживать в условиях санкций и дешевой нефти. Но точек роста экономика страны пока не нащупала и находится в состоянии вялой стагнации». «Изыскать резервы или существенно увеличить производственную деятельность в области до масштабов, когда профицит бюджета будет стабильно составлять почти миллиард рублей, будет непросто», – резюмирует Алексей Коренев.