Top.Mail.Ru
Общество
Курганская область
1

«Заставить нас работать себе в убыток – не получится»: в Зауралье назрел конфликт из-за теплоснабжения

Регулярные проверки Уральского управления Ростехнадзора могут стать причиной сбоев в теплоснабжении нескольких районов Курганской области. В чем проблема, разбирался корреспондент «ФедералПресс».

Нашла коса на камень

На прошлой неделе уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов посетил УрФО. Среди прочего он обратил внимание на проблему котельных в ряде районов Курганской области. Там возник конфликт между курганским отделением Уральского управления Ростехнадзора и бизнес-структурой из Свердловской области. Это холдинг «Уралкотел». Его директор Леонид Бычков еще в 2011 году решил вложиться в котельные и поставлять тепло в районы области. Но, оказалось, не все так просто. «Волосы дыбом встают, когда знакомишься ближе с такой ситуацией. Предприниматели пытаются обеспечивать теплом малые города России, сами делают оборудование, нормальное по качеству, работающее дольше, чем у конкурентов. Налаживают нормальное теплоснабжение там, где его не было долгие годы, и тут же приходит государство и говорит – не положено», – высказался бизнес-омбудсмен.

Как отмечает Леонид Бычков, «Уралкотел» уже инвестировал в реконструкцию местных котельных более 258 млн рублей. Например, в Альменевский район – 60 млн рублей, а в Юргамышский – 40 млн рублей. В первые годы, говорит он, проверки были нечастыми, но в последние два года – «просто какая-то напасть».

Мы решили подробнее ознакомиться, в чем суть проблемы. Для начала поинтересовались позицией Уральского управления Ростехнадзора. Там пояснили, что, оказывается, в 2017 году ведомство вообще не проводило проверок. «В 2017 году не было проведено ни одной проверки данной компании, поскольку входящие в «Уралкотел» предприятия не допустили инспекторов Ростехнадзора на объекты теплоснабжения и не представили необходимые для проведения проверок документы. Правительством Российской Федерации было поручено провести данные проверки для контроля подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период. За воспрепятствование законной деятельности Ростехнадзора постановлениями мировых судов два предприятия группы «Уралкотел» привлечены в декабре 2017 года к административной ответственности с назначением штрафов в размере 20 тысяч рублей» – пояснили в пресс-службе Ростехнадзора.

Спрашивается, а кто же тогда проверял котельные, чем так возмутился бизнес-омбудсмен? В надзорном органе сообщили, что проверки были проведены органами прокуратуры Курганской области с привлечением государственных инспекторов Уральского управления Ростехнадзора в качестве специалистов. В результате были выявлены нарушения требований промышленной и энергетической безопасности. Например, компания «ТеплоРесурс» эксплуатирует взрывопожароопасный производственный объект без соответствующей лицензии, без регистрации объекта в государственном реестре, с непроверенными манометрами и газоанализаторами. Далее, во всех организациях – а это «ТеплоРесурс», «Теплоснаб», «Энергосервис», «Пермьэнергосервис», «Теплосервис» – отсутствуют разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей, не обеспечена надежность теплоснабжения в связи с отсутствием резервных источников электроснабжения и теплоснабжения. В ведомстве также добавили, что руководители и специалисты не аттестованы на знание требований промышленной и энергетической безопасности, объекты эксплуатируются без проектной, технической и эксплуатационной документации.

Но у директора холдинга «Уралкотел» свое видение данных событий. Что касается обвинения в том, что инспекторы Ростехнадзора не были допущены на объекты. В данном случае речь идет про котельную в Альменево, где действует предприятие «Пермьэнергосервис» (входит в холдинг «Уралкотел»). По словам Леонида Бычкова, на тот момент начальники участков были распущены в отпуска, на котельных шли профилактические работы, а доступ туда был открыт. «Запросы на предоставление документов пришли внезапно в пятницу, а в понедельник уже появился инспектор. Документация хранится по месторасположению основного офиса в Екатеринбурге. Затем был мировой суд, нас обвинили в том, что мы воспрепятствовали проникновению на предприятие. Забавно, что на судебные разбирательства явился инспектор, который в проверке не участвовал. Постоянно путался в ответах. Потом выяснилось, что приезжал совершенно другой человек. В конечном итоге нас все равно оштрафовали на 20 тысяч рублей. Примерно вот так проверки и происходят, какой в них смысл, непонятно». Сейчас это решение оспаривается в суде.

Леонид Бычков поясняет, что они устанавливают свое оборудование, не демонтируя старое имущество. Частично муниципальная собственность используется, но если холдинг уходит, то он ее оставляет муниципалитету. Желания вкладываться в ремонт старого оборудования и зданий у него нет. Поэтому у него возникает законный вопрос, почему он должен за свой счет производить неотделимые улучшения арендного имущества (это те, которые нельзя убрать без ущерба полезным качествам и свойствам основного объекта, переданного по договору аренды). Что касается вопроса безопасности, то, по словам Бычкова, объекты его котельных не опасные. «В наших котлах температура нагрева до 115 градусов, а такие на учете в Ростехнадзоре не состоят, – поясняет он «ФедералПресс». – Согласно ФЗ № 190, проверять нас можно только в составе комиссии, созданной муниципалитетом, если он сочтет это нужным. Проверок не может быть несколько. Это грубое нарушение. Нас в этом году проверили три раза. Сначала местные власти проверили, выдали паспорта готовности. Мы распустили основной штат. Потом приехал Ростехнадзор. А после – прокуратура. При этом проверялся не столько ход подготовки к отопительному сезону, сколько общее техническое состояние всего оборудования, в том числе и законсервированного муниципального. Считаю такой подход совершенно некорректным, поскольку в тарифе заложено не более 3 % на капитальный ремонт и источники финансирования всех предписаний не определены. Требовать-то, по сути, нужно с собственников, а не с нас».

«Наконец-то Всевышний нас услышал»

На первый взгляд, типичная история. Надзорные органы для того и существуют, чтобы глаз не спускать с потенциальных нарушителей. Но суть в том, что система теплоснабжения в ряде районов Курганской области долгое время находилась в плачевном состоянии. «Желающих вкладывать деньги в ЖКХ малых городов практически нет», – говорит глава Юргамышского поселкового совета Алексей Першин.

Пока, наконец, местным властям не удалось выйти на екатеринбуржца Леонида Бычкова. Он занимается бизнесом в данной отрасли еще с 90-х. Познакомившись с проблематикой, решил все-таки рискнуть и начал работать. «У муниципалов был режим выживания, – вспоминает он в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс». – Были МУПы и частники, которые эксплуатировали, по сути, разруху. Никаких стимулов для инвестиций не было. Поначалу мы просто производили и продавали котельное оборудование, в том числе в Курганской области. Это улучшало ситуацию, но не кардинально. Затем у меня возникла идея попробовать заняться эксплуатацией. Взяли несколько котельных, рядом с существующими поставили котлы наружной установки, отремонтировали сети, защитили тариф. Теперь только в Курганской области работает 81 котельная в 8 районах».

«То, что мы нашли инвестора, нам очень крупно повезло, – рассказывает Алексей Першин. – У нас за последние 20 лет отопительный сезон прошел нормально только в последние два года. То есть в сентябре включили и в мае выключили. И особых проблем за все это время практически не было. Сегодня мы с ними запускаем проект «Чистая вода». Осталось защитить тарифы. А что в итоге? Я вдруг получаю уведомление, что с мая 2018 года они прекращают работу. Вы представляете, что для меня и населения это шок! Люди за два года привыкли, что не надо включать обогреватели, нагревать воду. И если это случится, то нам заменить эту организацию будет некем. Людей, у которых есть оборотные средства, чтобы компенсировать задержки платежей, нет. Человек работает на совесть. Где найти такого инвестора, который пришел и в течение года поставил новую котельную, заменил все теплотрассы и водоводы? Поэтому, если это случится, для нас эту будет трагедией».

 

Аналогичное мнение высказала глава соседнего Альменевского сельсовета Светлана Рыжкова: «Я 17 лет руковожу селом Альменево. И до прихода «Перьмэнергосервиса» проблемой номер один здесь было – где достать топливо и как дать тепло людям. Во всех социальных объектах было холодно. И вот наконец-то Всевышний нас услышал. В декабре 2012 года к нам пришел Бычков и предложил нам свои условия, мы согласились. И на сегодня у нас нет ни одной проблемы с теплом: ни одной жалобы, народу живется комфортно, детские садики нормально функционируют. А ведь были ситуации, когда полностью весь социальный комплекс зимой был заморожен. Например, в 2004 и 2007 годах школы зимой вообще были закрыты из-за низкого температурного режима. Где тогда были эти проверяющие из Ростехнадзора?»

Так что же происходит, почему социально важные предприятия оказались под увеличительным стеклом специалистов Ростехнадзора? В ситуацию вник уполномоченный по защите прав предпринимателей Курганской области Игорь Клепинин (правда, 25 декабря эту должность занял Алексей Чуев). Он пришел к выводу, что Уральское управление Ростехнадзора в лице заместителя руководителя Павла Москвина, издав распоряжения о проверках, допустило нарушение требований ч. 1 ст. 10, п. 1. ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Далее, была нарушена ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Проверка теплоснабжающих организаций на предмет готовности к отопительному периоду относится к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, Ростехнадзор вправе осуществлять эту проверку только в составе комиссии, которую создает орган местного самоуправления. В свою очередь, он может включить представителя Ростехнадзора по своему усмотрению. Омбудсмен сделал вывод, что инспектор энергонадзора Уральского управления Ростехнадзора Наталья Савелова полностью игнорируют эту норму и проводит проверки самостоятельно без участия членов комиссии муниципалитета, нарушая тем самым закон.

Мнение экс-омбудсмена прокомментировал «ФедералПресс» замруководителя Уральского управления Ростехнадзора по Курганской области Павел Москвин. «Вопрос правомерности проверок неоднократно рассматривался в судах разных юрисдикций на протяжении нескольких лет. И во всех судах решения были приняты не в пользу холдинга «Уралкотел». Все суды признали законность проверок организаций «Уралкотла» Уральским управлением Ростехнадзора», – пояснил он.

Сам Леонид Бычков считает, что всю ситуацию рассматривать нужно комплексно. «Ростехнадзор хотя и призван следить за порядком в конкретной сфере, но игнорирует общую картину, – заявил он в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс». – Мы предполагаем, что подобное поведение Курганского управления Ростехнадзора сложилось исторически. Видимо, в области больше нечего проверять. Опасных объектов мало, а штат инспекторов большой. Вот они и проверяют тех, кого не должны».

К слову сказать, глава соседнего Альменевского сельсовета Светлана Рыжкова вспоминает, что в прежние времена, когда МУПы проверяли инспекторы, то «им топили баню, их угощали, покупали им гусей, им что-то давали». «А сейчас мы им ничего не даем, потому что действуем в рамках закона», – поясняет она.

Что касается «гусей и бани», то Павел Москвин в комментарии для «ФедералПресс» назвал это ложью и клеветой. «Мы направили материалы в правоохранительные органы для проведения проверки, кого парили в бане, кому давали гусей, пусть укажут фамилии и должности. Но я считаю, что это все ложь и клевета. Нам авторы этих слов объяснили, что это события пятнадцатилетней давности, уже нет даже в живых этих специалистов», – пояснил чиновник.

В итоге позиция Ростехнадзора железная. «Таким образом, все проверки Ростехнадзора проводятся в полном соответствии с законом и направлены на обеспечение бесперебойной работы котельных, предупреждений аварий, которые могут повлечь несчастные случаи и отключения населенных пунктов от тепла», – сообщили в ведомстве.

«Проблем больше, чем их решений»

Павел Москвин согласен, что теплоснабжение – это социально значимая сфера, но подчеркивает, что у него и специалистов его ведомства нет никакого пристрастного подхода к холдингу «Уралкотел». «Просто есть проверки в рамках закона о безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок. У них нет разрешения на ввод в эксплуатацию. Эксплуатируются объекты без проектов на подключение к действующим тепловым сетям, и есть масса других нарушений. Мы в течение нескольких лет пытаемся добиться от них того, чтобы они устранили нарушения. Но они этого не делают непонятно по каким-то причинам», – заключает он. Что же касается ухода «Уралкотла» с территорий, то он напомнил, что социально значимые объекты оставлять без теплоснабжения нельзя. Необходимо за восемь месяцев предупредить, что расторгается договор о теплоснабжении.

Ему парирует глава холдинга. По словам Леонида Бычкова, Ростехнадзор не сможет заставить его. «Мы обязаны уведомить все заинтересованные стороны по списку о том, что не будем оказывать услуги по теплоснабжению, но при условии, что у них нет альтернативы, – поясняет он. – Но все их оборудование стоит на месте. И «теоретически» они могут его запустить в эксплуатацию. А вот получится это у них или нет, это уже не мое дело. Мы можем продать свое оборудование, сдать в аренду, уйти и не мешать. Но заставить нас работать себе в убыток – не получится. Кроме того, практически все договоры аренды у нас истекают в наступающем 2018 году. Существующие на данный момент правила не позволяют сдавать муниципальное имущество старше пяти лет в аренду. Продление договоров также невозможно. Как можно утверждать, что мы обязаны эксплуатировать это имущество? Это «светлое» будущее наступит уже через четыре месяца. В мае 2018 нужно будет приступать к подготовке к следующему отопительному сезону. Пусть Москвин сообщит мне, на каком основании я должен проводить подготовку, а он проверять ее ход?»

Можно сказать, что ситуацию заклинило, как шестеренку в механизме. Все встало из-за непонятного сбоя. Система ЖХК явно не отрегулирована, а крайними могут оказаться жители и без того небогатой области. Тут впору вспомнить недавние слова президента России Владимира Путина про ЖКХ, высказанные им на пресс-конференции: «Я не считаю, что ситуация развивается позитивно, к сожалению, проблем больше, чем их решений. Да, решения были приняты в последнее время. Да, кое-что поменялось, но недостаточно абсолютно. Думаю, что и региональные, и федеральные органы власти, которые за это отвечают, прежде всего, министерства соответствующие – строительства, и там есть целое подразделение, которое должно заниматься ЖКХ, явно недорабатывают». Как результат, на местах складываются подобные ситуации. И ведь нельзя сказать, что это некое противостояние бизнеса и власти. Местные-то власти как раз обеими руками за инвестора. Но у федеральной структуры свой подход: буква закона выше, чем его дух.

А пока все в напряжении: и сам Леонид Бычков, и главы местных поселений, и Ростехнадзор. Ситуация в подвешенном состоянии. Действительно, что будет в мае, неизвестно. «Здравого смысла здесь не проглядывается. Будет интересно посидеть в стороне и посмотреть, что будет дальше. Собираемся ли мы уходить? Мы не власть. Есть условия для работы и инвестиций – работаем и инвестируем. Нет? Не работаем и не инвестируем. А вот решение о создании условий для работы инвестора принимает власть. Вот пусть они и отвечают», – подводит итог Леонид Бычков. «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.