По данным Международной организации труда (МОТ) по итогам 2017 года число безработных в мире достигло рекордных 192,7 миллиона человек. Доклад об исследовании рынка труда организация опубликовала накануне. Корреспондент «ФедералПресс» проанализировал документ и ситуацию с безработицей в России.
По данным аналитиков МОТ, уровень мировой безработицы составил 5,6%, и по сравнению с 2016 годом количество безработных выросло на 2,6 миллиона человек. Анализируя ситуацию в текущем году МОТ прогнозирует, что число безработных в мире будет оставаться практически неизменным, а уровень безработицы стабилизируется после роста, начавшегося в 2016 году. В докладе была отмечена высокая эффективность рынков труда экономически развитых стран, в которых прогнозируется снижение уровня безработицы на 0,2% – с 5,7% в 2017 году до 5,5% в 2018 году. Но здесь есть свои тонкости.
«Несмотря на то, что глобальная безработица стабилизируется, дефицит достойного труда остается широко распространенным, глобальная экономика все еще не создает достаточного количества рабочих мест», – такое мнение высказал генеральный директор МОТ Гай Райдер.
МОТ спрогнозировала ситуацию и для России. Предполагается, что уровень безработицы в текущем году уменьшится по сравнению с годом ранее -- с 5,2% (3,9 миллиона человек) до 5% (3,8 миллиона человек). Организация прогнозирует улучшение ситуации в сфере занятости для России и в 2019 году: безработица будет на уровне 4,9% (3,6 миллиона человек). По данным Росстата, уровень безработицы в России в ноябре 2017 года составил 5,1%. Меж тем для нашей страны существует в сфере занятости ряд неопределенностей. Например, какие отрасли в зоне риска и какие отрасли имеют преимущества? Какие возрастные группы населения имеют самые высокие шансы быть уволенными и самые низкие – найти работу? Что ждет рынок труда России в текущем году? Как влияет процесс глобализации на динамику занятости? С этими вопросами мы обратились к экспертам.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований:
«Политика импортозамещения, безусловно, повлияла на занятость в лучшую сторону. Хотя я назвал бы это не импортозамещением, а изменением нашей экономической политики в сторону меркантилизма, так как растет интерес российского бизнеса к тому, чтобы вывозить более широкий ассортимент российских товаров на мировой рынок. Это политика одновременного замещения иностранной продукции и поощрения экспорта способствует сохранению и созданию рабочих мест. Если бы мы придерживались строго рекомендаций ВТО и не вводили ответные санкции, то ситуация в экономике была бы хуже.
У нас традиционная группа риска в безработице – это люди предпенсионного возраста, но к ней теперь добавилась молодежь. Для молодого поколения значительно сократилось число возможностей занять достойное рабочее место с хорошей карьерой и с перспективами роста. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, прекратился количественный рост экономики в части создания новых рыночных структур и рабочих мест. Во-вторых, из-за кризиса были сокращены многие рабочие места и повысилась конкуренция за оставшиеся. Молодежь в конкуренции за эти места не является лидерами в силу, зачастую, пробелов в образовании и недостаточной мотивированности к работа. Имеет место и чисто иждивенческий подход к своим рабочим обязанностям. Политика нашего министерства образования и науки, а также культ потребления, развитый во многих семьях, сделала многих представителей молодого поколения квалифицированными потребителями, но не мотивированными на упорный труд работниками. Вопрос к образованию заключается в том, что одновременно произошло усложнение школьного образования, и не все родители смогли в этом своим детям помочь, и ухудшение по многим специальностям качества высшего и среднего специального образования. На это негативно сказалась и демографическая яма. Когда детей мало, их чаще балуют и выполняют их капризы.
Вряд ли на рост безработицы повлиял процесс глобализации, который по большому счету закончился в период с 2008 по 2013 год. С началом мирового кризиса начался процесс регионализации. Ряд международных организаций, такие как МОТ и Всемирный банк, отмечают, что рост бюджетных и финансовых показателей многих стран не сопряжен с ростом благосостояния их жителей, включая рост зарплат и создание рабочих мест. Ситуация в мировой экономике остается кризисной и во многом депрессивной. И определенное оживление деловой активности в 2016-2017 годах ситуацию на рынке труда не улучшило.
Если говорить о том, что ждет российский рынок труда, то здесь прогноз благоприятный при выполнении нескольких условий: если не обвалятся цены на нефть; если не произойдет обвала на рынке ценных бумаг; если не случится резкого спада в китайской экономике. А эти события совсем уж отвергать нельзя. Если они не реализуются, то у нас возможен даже прирост рабочих мест».
Виктор Ляшок, научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:
«Если говорить про картинку в целом, то в России с безработицей все неплохо. В прошлом году, оценивая ситуацию за весь послереформенный период, была самая низкая безработица. Каких-то явных факторов для роста безработицы пока не проглядывается. Это связано еще и с тем, что у нас начала снижаться численность трудоспособного населения за счет старения трудовых ресурсов.
В стране безработица сильна дифференцирована по регионам. К примеру, в Москве она самая низкая – 1,5%. Зато в некоторых регионах Кавказа, Республике Тыва она выше в 2-5 раз, чем в среднем по стране. Ситуация в них будет оставаться тяжелой до того момента, когда в них начнут активно создавать новые рабочие места.
Если говорить о том, какие профессии более востребованы, то сейчас, в первую очередь, это программисты и другие работники IT-сферы. Цифровая экономика набирает обороты и поэтому ей нужны специалисты. Там сейчас довольно высокие зарплаты. Также требуется все больше носителей инженерных специальностей. Спрос на эти профессии, на мой взгляд, сохранится несколько лет, а потом наступит насыщение за счет подготовки новых кадров по таким модным профессиям.
Повлияли или нет санкции на рост безработицы или на ее уменьшение? В сельском хозяйстве и ряде других отраслей, где активно проводится политика импортозамещения, отмечен рост зарплат и увеличение числа рабочих мест. Но сказать однозначно, что это связано с санкциями, я не могу.
Может ли быть связан рост безработицы, который отметил МОТ, с торможением процессов глобализации? Думаю, напрямую это не связано. Глобализация подразумевает переток рабочей силы из одних стран в другие. Рост безработицы, на мой взгляд, произошел по причине роста населения планеты, который опережает число вновь создаваемых рабочих мест».
Фото: Михаил Воскресенский, РИА Новости