Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов сегодня разъяснил ситуацию с ремонтом улицы Большой Покровской на участке от улицы Октябрьской до площади Минина. Работы проводились осенью прошлого года, и их качество оказалось удручающим: гранитная плитка пошла волнами, а у трамвайных путей, пересекающих улицу, ее пришлось снять до весны и на время уложить асфальт. По мнению общественников, результат работ дискредитировал в глазах горожан всю программу «Формирование комфортной городской среды», в рамках которой они проводились. То, что видят сейчас нижегородцы и гости города на Большой Покровской, по мнению градоначальника, – следствие ошибок муниципального управления, отсутствия проектно-сметной документации и варварства. Как установили городские власти, по отремонтированной улице на стройку ездили большегрузы, и дать оценку этому факту Владимир Панов попросит правоохранительные органы. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
История с благоустройством улицы Большой Покровской, одной из визитных карточек Нижнего Новгорода, начиналась вдохновляюще. Улица стала одним из общественно значимых мест, включенных в приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Общий объем финансирования проекта в Нижегородской области на 2017 год, включая средства федерального бюджета, оценивался в сумму более 1 млрд рублей.
Аукцион на выполнение работ был объявлен только в конце июля, да и наименование объекта закупки звучало довольно странно: «Ремонт комплексного благоустройства улицы Большая Покровская». Работы должны были охватить участок Большой Покровской от улицы Октябрьской, включая трамвайные пути, до площади Минина и Пожарского. Торги выиграло ООО «Управляющая компания «Возрождение Торговый дом» (г. Санкт-Петербург), контракт с которым был подписан 28 августа 2017 года по цене 171,9 млн рублей при начальной (максимальной) цене 179 млн рублей. Эта же компания взялась за установку информационных табличек и стендов на Большой Покровской.
На Большой Покровской предполагалось заменить брусчатку на гранитные плиты, уложить часть рельс в память о том, что именно в Нижнем был пущен первый в России трамвай, а у ДК Свердлова, бывшего Дома дворянского собрания, открыть исторический слой и показать покрытие брусчатки из булыжников, уложенной 100 лет назад. Однако настораживали сроки завершения ремонта улицы – до 30 ноября 2017 года включительно, то есть замена покрытия улицы проводилась осенью, когда погодные условия отнюдь не всегда благоприятны.
Но еще к началу декабря у нижегородцев появились замечания относительно качества благоустройства – геометрии рисунка покрытия, неровностей и «поигрывания» плитки между трамвайных рельсов. Чтобы пережить зиму, подрядчик разбитую плитку убрал и временно уложил между рельсами асфальт. Предполагалось, что эти недочеты подрядчик устранит весной за собственный счет. Вопросы вызвали и те самые памятные рельсы, на которых с выпадением снега стало легко поскользнуться.
Плитка пошла волной не только в районе трамвайных путей, но и на других участках отремонтированной улицы, что, естественно, возмутило жителей. Глава города Владимир Панов, избранный на эту должность неделю назад, охарактеризовал сложившуюся ситуацию как «крайне неуважительную к Нижнему Новгороду историю». На встрече с главными редакторами нижегородских СМИ в среду он рассказал, что изначально администрация города собиралась заменить в 2017 году покрытие улицы от площади Горького до площади Минина и Пожарского. Тогда Панов, куратор партийного проекта «Единой России» «Парки малых городов», посчитал, что в имевшиеся сжатые сроки такой колоссальный объем работ выполнить невозможно, и выразил сомнения тогдашнему губернатору Валерию Шанцеву.
По словам главы города, его позиция состояла в том, чтобы в 2017 году с Большой Покровской ничего не делать, сначала сделать проект, учесть замечания жителей, а далее спланировать работы и без суеты закончить преобразование улицы в 2019 году. «Город по каким-то своим причинам настаивал на том, что справится, и был достигнут компромисс: они гарантировали сделать качественно, красиво от площади Минина до ДК Свердлова», – рассказал Панов.
Над концепцией благоустройства Большой Покровской работало известное в России КБ «Стрелка», но проектно-сметной документации нет. «Соответственно, без нее нет возможности привлечь подрядчика на полный комплекс работ. Поэтому и Покровка пошла по этому странному циклу – не как изменение облика, а как ремонт. А ремонт подразумевает только замену того, что есть», – отметил Панов.
Сомнения, по словам градоначальника, были и в отношении подрядчика, но городская администрация на тот момент выражала уверенность, что он справится. «Подрядчик не нижегородский, и в этом еще одна проблема. Пришел внешний подрядчик, у которого нет репутации в Нижегородской области и, соответственно, нет ресурсной базы, поэтому изначально это было очень сомнительно. Было выделено большое количество людей на контроль работ, но мы все равно получили негативный результат», – отметил Панов. В настоящее время проводится экспертиза выполненных работ. Подрядчик, по словам главы города, сожалеет, приносит извинения и обещает все исправить, когда сойдет снег.
Кроме «некачественных управленческих решений и исполнения подрядчиком» есть и другая проблема, констатировал Панов: установлено, что по отремонтированной Большой Покровской «достаточно бодро» ездили 40-тонные грузовики. «Нам понятен строительный объект, на который они ездили. Мне искренне непонятно неуважение людей, которые давали распоряжения и согласовывали эти маршруты, потому что фактически это варварство. По-другому это назвать нельзя», – подчеркнул градоначальник. Он заявил, что завтра как глава города подаст в правоохранительные органы заявление о перемещении большегрузного транспорта. «Я считаю, что городу причинен ущерб, и оставлять это на уровне разговоров «покатались – ничего страшного» – так не бывает», – сказал Панов, добавив, что номера грузовиков также известны. В городской администрации не уточнили, какой объект они обслуживали, сославшись на то, что стоит дождаться завершения проверки органами внутренних дел.
В региональном штабе Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Нижегородской области возлагают ответственность за состояние улицы на городскую администрацию. «Непонятно, с какой стройки ездили грузовики по Большой Покровской. Да и вряд ли это является главной причиной того, что плитка пошла волнами. Например, даже невооруженным взглядом видно, что плитка на площади Минина уложена очень плохо. Но ведь возле памятника Минину грузовики точно не ездили. Из-за ошибок городской администрации проект «Формирование комфортной городской среды» был дискредитирован в глазах нижегородцев. Благоустройство должно производиться качественно, чтобы радовать горожан долгие годы. А на главной улице города получилось совершенно наоборот. Да, весной дефекты устранят, но доверие граждан к проекту уже подорвано. Даже в малых городах области, например в Лыскове и Первомайске, с благоустройством общественных территорий власти справились лучше», – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ Елена Ленина.
Владимир Панов подчеркнул: все муниципалитеты понимают, что уровень благоустройства определяет и статус города и повестку на завтра. По его словам, по итогам совещаний с главой региона выработан механизм, близкий модели, существующей на сегодняшний день в Татарстане. Речь идет о создании некоммерческой организации, задача которой – разработка концепций общественных пространств и обсуждение их с жителями. Предложение возглавить такую НКО получила директор АНО «Огород» Дарья Шорина.
Фото: Станислав Казнов, pokrovka2019.ru, администрация Нижнего Новгорода.