Глава УФНС по Кировской области Светлана Чарушина подтвердила, что покидает свою должность. Эта новость не удивила кировских бизнесменов – слухи о грядущем увольнении руководителя областной налоговой появились еще месяц назад. В числе основных причин называлась чрезмерная любовь кировских налоговиков к проверкам и штрафам. И это было очень похоже на правду: предприниматели действительно регулярно жаловались на увеличение числа проверок, которые порой заставляли их выбирать между закрытием и уголовным наказанием. Чем была вызвана агрессивная политика кировской налоговой при Светлане Чарушиной, и к чему она привела регион – в материале «ФедералПресс».
Светлана Чарушина возглавила Управление федеральной налоговой службы по Кировской области четыре года назад. Многие предприниматели утверждают, что как раз в этот период «гнет» налоговой усилился – количество проверок и штрафов начало расти в геометрической прогрессии. Впрочем, в налоговой приводили обратные данные, утверждая, что инспекторы нечасто приходили на предприятия. Эту информацию подтверждал и Роспотребнадзор: по его данным, в 2016 году число проверок по сравнению с 2010 годом сократилось в два раза. Данные налоговиков были чуть более оптимистичны: они утверждали, что за последние пять лет количество выездных проверок в Кировской области снизилось почти в пять раз. В 2011 году была проведена 681 проверка, в 2016 году их было всего 142.
Улучшались, как утверждали в налоговой, и показатели по количеству ушедших из региона предприятий. Правда, предприниматели этот факт объясняли просто – все, кто мог покинуть регион, уже это сделали, и мигрировать стало некому. Эти заявления подтверждались сразу несколькими налоговыми скандалами. Самым большим ударом по бюджету Кировской области стал «переезд» «Кирово-чепецкого химического комбината» в 2015 году. В результате слияния двух холдингов Дмитрия Мазепина Кировская область потеряла крупнейшего налогоплательщика. Если в 2015 году комбинат перечислил в казну региона почти 2,5 млрд рублей, то на следующий год отчисления составили только 500 млн рублей.
В этом же году со скандалом регион покинул слободской завод «Красный якорь». Перед сменой «прописки» компания около года судилась с налоговой, пытаясь отменить решение межрайонной инспекции ФНС о доначислении налога на прибыль в размере 149 млн рублей. Позже в правительстве признали, что из-за ухода двух крупных предприятий-налогоплательщиков – «КЧХК» и «Красного якоря» – промышленный сектор Кировской области в 2016 году получил всего 86 % от прибыли предыдущего года.
Хотя уход химкомбината и не был напрямую связан с деятельностью налоговой – за счет слияния с кирово-чепецким предприятием убыточный «Уралхим» пытался решить свои финансовые проблемы – агрессивное поведение налоговых органов не нравилось губернатору Никите Белых. Уже после ареста, на суде о взятке он пояснил, что с главой УФНС у него были «скорее плохие отношения, чем хорошие». Белых признался, что между ними возникало много разногласий, и он был не в восторге от ее назначения на должность. Экс-губернатор утверждал, что постоянно получал от предпринимателей жалобы на Чарушину.
«Я считал, что она своей политикой отпугивает инвесторов, в результате чего ряд предприятий был вынужден перерегистрироваться на территории других регионов. Мы часто спорили на совещаниях, и я открыто высказывал свои мысли о недостатках работы налоговой службы», – говорил Белых на суде.
Конфликт не стих и после назначения нового главы региона. Перед губернаторскими выборами все кандидаты, кроме Игоря Васильева, жестко критиковали действия Чарушиной. Руководитель фракции КПРФ в законодательном собрании Кировской области Сергей Мамаев заявил, что из-за «налогового беспредела» из региона за последние годы ушли 800 предпринимателей. Его поддерживал депутат Госдумы Кирилл Черкасов. «Давайте, глядя друг другу в глаза, скажем: пока госпожа Чарушина сидит на налогах Кировской области, пока губернатор не съездит в Москву и не задаст вопросы руководителю Минфина Силуанову, доколе она будет сидеть в Кировской области, и не посмотрит статистику ее трехлетнего правления, ничего не изменится», – высказался тогда Черкасов.
Очередной крупный скандал разгорелся в январе этого года. На совещании в правительстве Кировской области Светлана Чарушина сообщила о том, что число проверок планомерно снижается. Депутат заксобрания Кировской области, глава компании «Движение-Нефтепродукт» Сергей Киселев, заявил, что УФНС приукрашивает факты. «Светлана Геннадьевна немного привирает, – заявил Киселев. – Где-то проверяют по 2 - 3 месяца, а нас проверяют полтора года. Вывернули всех наизнанку. Вы не заинтересованы в нормальной работе предприятий – вы заинтересованы в разовом получении средств. Наше предприятие из-за налоговой снизило прибыль в сто раз. А мы говорим о какой-то инвестиционной привлекательности. Кто ответит, когда мы суд выиграем».
С ним частично согласился еще один депутат заксобрания Равиль Нургалеев, директор ООО «Молот АРМЗ». Он отметил, что чрезмерная активность кировской налоговой не лучшим образом влияет на инвестиционную привлекательность региона, и тоже посетовал на частые проверки. Спустя месяц Киселев сообщил, что из-за непрекращающихся проверок налоговой холдинг «Движение-Нефтепродукт» может изменить «налоговую прописку». Впрочем, через несколько дней он заявил, что компания все же остается в регионе.
Вопросы у экспертов вызывали и успехи налоговой в сборе налогов. Да, региональную власть не мог не радовать тот факт, что сборы росли, несмотря на кризис. Но эксперты недоумевали: как кировская УФНС умудряется собирать больше, если экономика падает, а предприятие закрываются и переезжают. Впрочем, несмотря на критику, многие считают, что Чарушина исполняла наказы Москвы, а ее подчиненные на местах иногда перегибали палку. И от последнего глава УФНС тоже была не в восторге.
«Я не буду бросать упреки в адрес экс-руководителя налоговой Светланы Чарушиной. Она работала, исполняя задачи, поставленные перед ней Федеральной налоговой службой, – говорит президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников. – В любом государстве между предпринимателем и фискальными органами возникают конфликты. Важно, чтобы они решались в рамках действующего законодательства и с учетом жизненных реалий. К сожалению, пока в налоговых органах работает немало сотрудников, которые удалены от производства и не понимают, как устроено предприятие».
«На областном уровне есть понимание важности проблемы взаимоотношений бизнеса и налоговой, но в райцентрах не все так гладко, - продолжает Николай Липатников. - Там бытовые конфликты чиновников и предпринимателей, живущих, например, в соседних домах, часто находят отражение в работе». «Нам следует обратить внимание на европейский опыт, - считает президент Вятской ТПП. - В Германии налоговые инспекторы обращаются к бизнесменам, чтобы спросить, все ли у них хорошо, нужно ли помочь. Мы до этого пока не дошли».
Есть и те, кто считает, что жесткая позиция налоговой была полностью оправдана. Они берут за основу тот факт, что каждый второй работодатель в регионе начисляет зарплату ниже прожиточного минимума – 9 тыс. 808 рублей. А каждый третий – ниже МРОТ – 6 тыс. 091 рубль. Сложно себе представить, что все сотрудники этих предприятий получают на руки такую скромную зарплату. Источник «ФедералПресс» в одном из контрольно-надзорных органов региона утверждает, что сейчас проверяющим органам запрещено лишний раз трогать бизнес, хотя еще несколько лет назад все было по-другому. Более того, иногда сложно организовать проверку, даже если для этого есть основания. Даты плановых мероприятий обозначаются заранее и к ним можно подготовиться, а внеплановые, для которых должны быть веские основания, согласовываются с прокуратурой.
В должности начальника УФНС по Кировской области Светлана Чарушина будет работать до 15 марта. Она пока не назвала имя своего преемника, однако рассказала, что приняла решение сменить сферу деятельности. Судя по всему, перевод в другой регион, который ей предрекали слухмейкеры, не состоится. Кто займет место Светланы Чарушиной, пока также не сообщается. По слухам, кировскую налоговую может возглавить и.о. руководителя УФНС по Республике Марий Эл Денис Смехов, который с 2013 по 2017 год он уже работал на руководящих должностях в налоговых органах Кировской области.
Фото: nalog.ru