В начале апреля Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, предлагающий нефтяникам новый вид налога – на дополнительный доход (НДД). Как пояснил сегодня первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер, новый налог – шаг в борьбе России с мировыми конкурентами за эффективность нефтедобычи.
Лишний триллион
Законопроект о введении НДД был разработан совместно Минэнерго и Минфином РФ. Первое отвечает за развитие нефтяной отрасли, второе – за наполняемость бюджета. От внедрения нового налога в выигрыше должны оказаться и те, и другие. Как сообщил Алексей Текслер, только пилотная группа месторождений (35 участков с общим объемом добычи 14,7 млн т в год) за счет применения НДД до 2035 года произведет дополнительно 100 млн т нефти. Дополнительные инвестиции в проекты составят порядка 0,5 трлн рублей, а бюджет за счет увеличения ресурсной базы получит «лишний» 1 трлн рублей налоговых доходов.
Отпор конкурентам
Главная причина введения нового налога – жесткая конкуренция на мировом рынке, который понимает, что нефтяная эра не вечна и стремится извлечь из имеющихся запасов сырья как можно большую выгоду. «Страны бьются не только за снижение затрат, но и снижение ресурсной ренты. Многие пошли на снижение налогов – это такой элемент конкуренции за эффективность в нефтяной сфере, - отметил Текслер. - Мы считаем, что наш полноценный ответ – это переход на налог на дополнительный доход».
По словам первого замминистра, переход на НДД даст стимул нефтяникам внедрять новые технологии, без которых наращивать или даже поддерживать добычу на текущем уровне не получится. Пример – основная сырьевая «житница» России – Западная Сибирь, где сосредоточены более 60% всех запасов нефти, за последние 5-6 лет сократила добычу на 8%. Снижается продуктивность нефтяных скважин, для поддержания добычи приходится бурить намного больше и глубже, цена добычи растет. «Коэффициент извлечения нефти (КИН) у нас в среднем порядка 26-27% при среднем потенциале до 35-36%, и такая ситуация нас не устраивает, - отметил Текслер. - Мы понимаем, что рост КИН напрямую связан с применением более совершенных технологий. Переход на НДД позволит экономическим образом стимулировать этот процесс».
Потому что мы – пилоты
НДД будет распространяться на четыре группы месторождений – по две в Западной Сибири и в Восточной. В настоящий момент сформирована одна группа из уже упомянутых 35 лицензионных участков, добывающих в общей сложности 14,7 млн т в год. Это действующие месторождения Западной Сибири с выработанностью от 10 до 80%, расположенные в Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах и Республике Коми. Участки разрабатывают семь компаний, в числе которых «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ». Все компании имели право подать заявку пропорционально своим объемам добычи в выбранных для НДД регионах и, как сообщил первый замминистра, все заявки компаний были удовлетворены.
Именно по результатам пилотных месторождений, будет оцениваться общий успех НДД и возможность распространения этого налога на другие месторождения. Результат будет определяться по трем критериям – прирост объемов добычи, рост объема инвестиций и бюджетный эффект. В первые пару лет налоговые поступления от НДД у пилотов могут быть чуть ниже, чем при действующей системе, но Минэнерго рассчитывает, что уже с третьего года бюджет полностью компенсирует все выпадающие доходы и дальше пойдет только в плюс.
Дело добровольное
В числе остальных трех групп – месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% и совокупными запасами до 50 млн т. Ко второму чтению в Думе министерство энергетики рассчитывает увеличить цифру запасов до 150 млн т, а лимит на одно месторождение до 20-30 млн т. Две группы из Восточной Сибири – это новые месторождения с выработанностью менее 5% и действующие месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине. Для этих групп присоединение к НДД – добровольное. Можно будет отказаться, например, от льготной пошлины и перейти на НДД. Правда потом сдать назад уже не получится.
Половина для казны
Взимать НДД будет с выручки от продажи нефти минус расходы на добычу и транспортировку сырья, уплату экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). От полученной суммы в казну пойдет ровно половина, ставка налога – 50%. «На первом этапе разработки новых месторождений НДД, в отличии от НДПИ, может вообще не применяться, но по мере разработки месторождения объем отчислений будет увеличиваться. Это и предполагает эффективность налога для бюджета страны», - пояснил первый замминистра.
Запуск НДД уже несколько раз откладывался, но сегодня и Минэнерго, и правительство РФ настроено решительно. «Наша общая задача – запустить новый налоговый режим с 1 января 2019 года. Считаю, что мы движемся в нужную сторону и что НДД заработает в обозначенный срок», - заверил Алексей Текслер.