Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Республика Тыва
0

Отказаться от принципа «держать и не пущать». Тува нацелена на долгосрочное партнерство с Монголией

Четыре дня пребывания республиканской делегации в Улан-Баторе вместили в себя множество событий, встреч и договоренностей. Самые важные стали предметом для встречи Шолбана Кара-оола с представителями СМИ. Глава республики рассказал журналистам, чего им следует ожидать от сотрудничества между Монголией и Тувой. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Меж двух огней

Тувинский и монгольский бизнес готовы к сотрудничеству и совместным проектам. Это заявление, сделанное главой республики Шолбаном Кара-оолом на пресс-конференции по итогам официального визита в Улан-Батор, можно считать стержневым и определяющим для дальнейших торгово-экономических отношений. Причем, монгольскую сторону привлекает не только создаваемое интеграционное объединение «Енисейская Сибирь» – важны возможности потенциальных тувинских партнеров.

«В ходе поездки появились, в частности, намерения о создании совместных предприятий по переработке мяса, леса, шерсти. Высказывались идеи о партнёрстве в сфере выпуска стройматериалов, поставок продовольствия. Однако пока это лишь намерения, поскольку бизнес ждет от властей обеих государств решения инфраструктурных, законодательных и иных проблем», – рассказывает Шолбан Кара-оол.

Законодательство обеих стран, по мнению первых лиц республики Тува, и есть тем самым барьером, который пока блокирует развитие отношение на уровне частного капитала. Как объяснил Кара-оол, причина – втом, что с высот большой дипломатии зачастую не видно, как в реальности вынуждены решать свои проблемы люди в пограничных районах.

«Надо менять подход к организации государственной границы, при котором главенствует принцип «держать и не пущать». Для этого центру стоит дать пограничным регионам больше свободы для ведения совместного бизнеса с соседями. Безопасность границы можно обеспечивать и другими способами, не обязательно одним только глухим забором и жесткими запретами», – уверен глава республики Тува.

В качестве частной ситуации, Шолбан Кара-оол поведал журналистам историю о передаче тувинских оленей животноводам из Монголии. По взаимной договоренности, олени были доставлены в Хубсугульский аймак, однако монголы в ответ не смогли вывезти на обмен своих верблюдов через границу. Оказалось, что официальный Улан-Батор наложил вето на вывоз местных пород скота в другие страны. Этот запрет, по словам Кара-оола, был снят только нынешней весной.

Имеются неоднозначные ситуации и у российской стороны. Так, граждане Монголии, попадая в пограничную зону длиной в пять километров, не имеют права останавливаться и выходить из автомобиля. Подобные ограничения и запреты, отметил Шолбан Кара-оола, ставят крест на любых попытках торговли.

В результате граждане республики оказываются меж двух огней. Удаленность региона от центров даже в Сибирском федеральном округе не способствует динамичному развитию экономики, а возможный выход на сотрудничество с Монголией затруднен по причине непростого пограничного режима.

«Поэтому наш визит можно и нужно рассматривать как полезный, ведь вскрылись вот такие «мелочи» приграничной жизни. Из Москвы или Улан-Батора их не увидишь. Надо жить здесь, чтобы понять, насколько они мешают и конкретному человеку, и в целом нашим странам. Но, хочу сказать, что меня услышали в монгольском министерстве иностранных дел и в управлении погранвойск. А раз есть взаимопонимание, то решений можно добиваться сообща», – заверил глава республики.

Строем сами, думаем про соседей

Отношения на уровне бизнеса – это только одна часть сотрудничества. Другая касается развития четырех инфраструктурных проектов, о которых между президентом Монголии Баттулгой и Шолбан Кара-оолом был разговор еще на экономическом форуме во Владивостоке в декабре прошлого года. Все четыре проекта касаются создания трансграничных трасс – автомобильная, железнодорожная, воздушная и энергетическая.

«На мой взгляд, власти Монголии однозначно заинтересованы в общих транспортных системах и делают конкретные шаги навстречу. Если раньше планировалось строить железную дорогу в западном направлении только до угольного месторождения Овоот в Хубсугульском аймаке, то теперь Монголия рассматривает ее продолжение до КПП «Арц-Суур» на российско-монгольской границе и занимается проектированием этого участка. Они ждут от нас подобных шагов – например развитие проекта железной дороги от Кызыла до КПП «Цаган-Тологой», примыкающем к Арц-Сууру, может ускорить реализацию всего предприятия», – подробно рассказал глава республики Тува.

Держит в голове монгольская сторона и планы российских властей по строительству новой сети автодорог. Памятуя о переориентации трассы Р-257 «Енисей» к КПП «Хандагайты», Монголия занимается проектом автодороги от Улан-Батора к Улангома, выходящем на упомянутый контрольно-пропускной пункт. Вполне осуществимыми считают монгольские коллеги и идею Шолбана Кара-оола об организации авиаперелётов между Тувой и Монголией. Три года назад соседи завершили строительство нового аэропорта в Улангоме.

Улангома вообще может стать хабом для всех сообщений с российской стороной. Дело в том, что три года назад там было завершено строительство нового терминала, способного принимать международные рейсы. «Меня порадовало, что в правительстве Монголии поддержали предложение о создании авиаперелета Улан-Батор-Кызыл. Первый международный перелет, возможно, состоится уже в июне. Пока в формате чартерного рейса, для которого не требуется особых условий вроде сертификации аэропорта и других разрешений», – пообещал журналистам Кара-оол.

По всей видимости, первый чартер будет приурочен к новой встрече Тувы и Монголии, которая состоится в Кызыле в июле. В эти дни в столице Тувы будет проходить выездная сессия межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», поэтому иностранная делегация из Улан-Батора с представителями правительства и министерств будет самым желанным гостем – с точки зрения уже начавшегося сотрудничества.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1