Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Люди Кудрина готовы решить дорожные проблемы России за шесть лет

Развитием транспортной инфраструктуры и повышением ее качества озаботились эксперты Центра стратегических разработок. Авторы доклада «Интегрированная транспортная система» попытались показать, как из ограничителей развития экономики и человеческого капитала сделать транспортную систему драйвером развития России. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Тормоз развития

Эксперты ЦРС называют технологическую отсталость, недоинвестирование и недостаточно эффективное государственное регулирование ключевыми проблемами транспортного комплекса России. Отрасль отличается высокой капиталоемкостью и сложным регулированием, имеет неоднозначные цели развития. Все это привело к тому, что транспортная инфраструктура «надолго выпала из числа государственных приоритетов». По этому показателю РФ оказалась на 64 месте из 144 возможных, по оценке Всемирного экономического форума. С качеством дорог ситуация еще печальнее – всего лишь 123 место.

Слабое развитие транспортной системы России стала тормозом в развитии экономики страны. «Даже по значимым и перспективным проектам государство годами не принимает решения, консервируя проект на предварительной стадии и ухудшая тем самым инвестиционный климат в отрасли. Ситуация осложняется еще и тем, что отсутствует надежная статистика, характеризующая потребность населения и бизнеса в транспортной инфраструктуре: доля неучтенного в статистике пассажиропотока в стране может достигать 70%», - отмечается в докладе.

Новая пятилетка

При желании исправить ситуацию можно уже в ближайшие пять лет, уверены эксперты ЦСР. Ежегодно развитие транспортной системы может давать плюсом к объему ВВП не менее 1%. Но для этого нужны «масштабные преобразования опорного транспортного каркаса».

Эксперты озвучили то, что давно все понимали, но реализовать никто никак не могли: территории страны должны быть доступны, и ключевая роль в этом принадлежит транспортной системе. Нужно сблизить города и сельскую местность, регионы восточной и западной части России и т.д. По расчетам аналитиков, среднее время в пути на общественном транспорте от столицы любого региона до любого города или крупного села в радиусе 60 км нужно сократить вдвое. А путь от регионального центра до ближайшего города-миллионника должно составлять всего 4,5 часа (сейчас – 6 часов). Почтовая посылка или грузовой контейнер должны преодолевать расстояние с Дальнего Востока до Запада России ровно за неделю, при этом на пункте пропуска время проверки необходимо ограничить четырьмя часами.

Опора и децентрализация

В ЦСР считают, что Россия должна двигаться в сторону агломераций и децентрализации. Для этого органы власти должны сконцентрировать свои усилия «на развитии опорного каркаса транспортной инфраструктуры, региональной и местной авиации, цифровизации транспортной инфраструктуры и развитии транспортных систем населенных пунктов». Позитивные изменения, в случае реализации намеченного, жители страны смогут увидеть уже к 2024 году.

«Цифра» на дороги

Эксперты ЦСР не обошли вниманием и тему развития цифровых технологий. Например, в транспорте они могли бы использоваться для внедрения принципа «подключенных транспортных средств», создания единой телематической платформы, автоматизированных систем контроля и регулирования дорожного движения.

Отмечается, что необходимо принимать меры по ускоренному обновлению автопарка. Речь идет, в частности, о двух проектах – «Комфортный городской автобус» и «Современный рельсовый транспорт в городах».

Специалисты ЦСР предлагают расширить проект «Безопасные и качественные дороги», чтобы охватить им все региональные центры и их пригородные зоны. В докладе также отражена идея проекта «Дорога в город»: его реализация позволит «обеспечить безопасный круглогодичный доступ по автодорогам от каждого центра муниципального района или городского округа до ближайшего регионального центра для повышения доступности базовых услуг (образование, здравоохранение и др.) для жителей малых городов и сельской местности».

В ЦСР даже разработали перспективные транспортные проекты. В частности, связанные с формированием «национальной сети скоростных автомобильных и высокоскоростных железнодорожных магистралей»: автодороги «Европа – АТР» (должна соединить Центральную России с Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном), «Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – Крымский мост» и «Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Владивосток – Хасан».

В 2019 году необходимо начать строительство высокоскоростных магистралей «Москва – Казань» и «Екатеринбург – Челябинск». Обе дороги рассматриваются как участки высокоскоростной магистрали «Евразия». Они позволят соединить европейскую и китайскую дорожные сети. Грузы между Берлином и Пекином можно будет доставлять всего за три дня. Важно также развивать строительство десяти федеральных транспортных хабов.

Где деньги взять?

Все, как всегда, упрется в деньги. А речь идет о существенных финансовых вливаниях, и эксперты ЦСР это признают.

Но и на это у специалистов есть ответы. По мнению авторов доклада, повысить расходы на транспорт можно за счет бюджетного маневра (суть его также прилагается): это даст увеличение объемов финансирования транспорта в полтора раза – до 3% ВВП уже к 2024 году.

Фото: rosavtodor.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.