В конце лета Банк России расширит тарифный коридор базового тарифа по полисами обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20 процентов – как вверх по цене, так и вниз. Но, по мнению экспертов ОНФ, продукт ОСАГО все еще остается несбалансированным и постепенное движение к либерализации тарифов на ОСАГО должно осуществляться очень осторожно, потому что на несбалансированном рынке любые шаги произойдут за счет потребителя, что несправедливо. В ходе заседания в ОНФ в Москве на тему «Реформа ОСАГО: что получит победитель?» обсудили ситуацию вокруг потребностей автовладельцев в новой реформе.
Мониторинг ОСАГО
ОНФ уже четвертый год занимается мониторингом жалоб от автовладельцев на ОСАГО, с самого начала реформы законодательства об обязательном страховании автомобилистов. По мнению экспертов ОНФ, чтобы оградить автовладельцев от многочисленных ошибок страховщиков при расчете стоимости полиса ОСАГО, надо предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях отдельный состав и серьезные штрафы для агентов, должностных лиц и страховых компаний. Особенно - за систематические нарушения в расчете коэффициента «бонус-малус».
Такое предложение эксперты ОНФ направили в Банк России, который готовит реформу рынка ОСАГО. Они также настаивают на том, чтобы обязать страховые компании возмещать убытки автовладельцу, имеющему полис ОСАГО даже, если у виновника ДТП такого полиса нет.
То, что рынок обязательного страхования автогражданской ответственности в России нуждается в серьезных изменениях, не спорит никто из его участников. Но изменений каждая из сторон ждет разных и часто – противоположных.
«Тот накал страстей, которого достигла дискуссия между обществами защиты прав потребителей и руководителями страховых компаний, говорит о том, что не только экономика на этом рынке не сбалансирована, – сказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. – В регионах люди месяцами не могут получить возмещение ущерба. Это толкает их обращаться к автоюристам. А те поставили на поток свой непыльный и вполне прибыльный бизнес по перекупке по заниженной цене у пострадавших прав требований к страховым компаниям. При этом большинство из них не нарушают закон и требовать, чтобы их ловили правоохранители – бесполезно. Страховщики предпочитают обсуждать убыточность ОСАГО и повышение тарифов и не очень хотят говорить о проблемах автовладельцев, возникающих при возмещении ущерба – так мы проблему не решим».
Жалобы на ОСАГО
Количество жалоб по ОСАГО постоянно растет, что также является свидетельством нестабильности ситуации на этом рынке. Руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута подтвердил это официальными цифрами: за прошлый год регулятор получил 90,5 тыс. жалоб граждан на проблемы со страховыми продуктами и 86% из них касаются ОСАГО.
Также он обратил внимание участников на принятый буквально на днях закон о создании службы финансового уполномоченного, которая станет и для граждан, и для страховых компаний, посредником в урегулировании споров - альтернативой не всегда добросовестным автоюристам.
Участники рынка признали, что введение обязанности заключать договоры ОСАГО онлайн заметно улучшило ситуацию с доступностью полисов в регионах. Но несколько крупных участников рынка ушли с него из-за того, что продажи полисов автострахования оказались для них близки к границе рентабельности.
Доступность ОСАГО
Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на круглом столе сообщил, какие именно изменения регулятор запланировал для рынка ОСАГО, и акцентировал внимание, что предлагаемые меры направлены на повышение доступности полисов ОСАГО для граждан.
«Прежде всего, мы хотим, чтобы полис можно купить просто и быстро. Упрощение покупки лежит в нескольких плоскостях, – сказал зампред Банка России. – Во-первых, это развитие электронных продаж. Сейчас на них приходится 20 процентов всех продаж. Эта цифра точно будет расти. Поэтому нужно, чтобы система работала бесперебойно. Во-вторых – это тема агентов. В наших планах - ввести индивидуализацию тарифов, поэтому агенты должны предлагать качественную услугу – объяснять клиенту про все факторы и все коэффициенты, влияющие на стоимость полиса. Агентов нужно ставить под контроль, мы думаем создавать их реестр, проводить аттестацию. Третий момент, обеспечивающий быструю и удобную продажу полиса, - это желание самой страховой компании его продать. И тут мы выходим на тему справедливой цены и индивидуализации тарифа».
Тот, кто ездит плохо и неаккуратно, платит больше, тот, кто ездит хорошо – платит меньше, объяснил Чистюхин. Банк России хочет упростить систему присвоения коэффициента «бонус-малус», чтобы у автовладельца был один КБМ на весь год. Также в планах - изменить коэффициент «возраст-стаж»: причем не только изменить его значения, но и увеличить количество сегментов до 50.
«На первом этапе реформы мы также хотим расширить тарифный коридор: на 20 процентов понизить нижнюю границу и на 20 процентов поднять верхнюю. Кроме того, еще одна важная составляющая – качественное регулирование убытков. Речь идет о качестве ремонта пострадавшего автомобиля, выборе станций техобслуживания», – сказал Чистюхин.
Всех проблем не решить
К плану реформы ОСАГО у участников встречи возникло немало вопросов. Координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев напомнил участникам обсуждения, что президент страны поставил задачу снизить аварийность и смертность на дорогах до конкретных показателей. И страховой рынок тоже мог бы повлиять на это, если бы заложенные в тарифе коэффициенты - «бонус-малус», «возраст-стаж» отражали действительность.
«Центробанк говорит, что молодые неопытные и ездят менее аккуратно, а статистика – что водители старшего возраста совершают более грубые ДТП с тяжелыми последствиями по сравнению с теми, кто только сел за руль», – указал Васильев на одну из нестыковок.
Есть опасения, что предлагаемый план действий всех накопившихся проблем ОСАГО не решит. Ближайшие шаги, которые предлагает сделать Банк России, ОНФ намерен дополнить как минимум двумя предложениями, заявил Климов. Он напомнил, что, согласно статистике Банка России, большинство жалоб по поводу ОСАГО приходится на расчет коэффициента «бонус-малус», который как раз должен обеспечивать справедливость цены для конкретного водителя. То есть автовладельцам изначально неправильно рассчитывают стоимость страхового полиса.
«Предлагаемая Банком России реформа КБМ поможет устранить технические ошибки при расчете стоимости полиса. Но справедливости ценообразования можно будет достичь, только когда страховые компании перестанут «умышленно» ошибаться, – сказал Климов. – Поэтому мы предлагаем внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях – сформулировать отдельный состав и предусмотреть серьезные штрафы для агентов, должностных лиц и страховых компаний, особенно за систематические, повторяющиеся нарушения в расчете КБМ».
Еще одно предложение ОНФ – обязать страховые компании возмещать убытки водителю, который имеет полис ОСАГО, в случае, если у второго участника ДТП полиса нет. «Гражданин, который добросовестно исполнил закон, купил полис ОСАГО, должен быть уверен, что в отношении него система страхования автогражданской ответственности будет работать, даже если у виновника ДТП не окажется полиса. Его ущерб должен быть гарантированно возмещен его страховой компанией. А после страховая компания будет в судебном порядке взыскивать ущерб с нарушителя. Возможно, процесс урегулирования таких споров может идти через Российский союз автостраховщиков (РСА). Мы уже направили эти предложения в Банк России и получили в ответ готовность их обсуждать», - резюмировал Климов.
Фото: Дмитрий Алексеев