Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
1

Движение вниз. Остановится ли рост цен на бензин

Стремительное подорожание топлива на отечественных заправках практически прекратилось, свидетельствуют официальные данные. Однако проблема до сих пор не решена, ведь АЗС, по словам экспертов, продолжают работать в убыток. Как долго продержатся цены на нынешнем уровне, в материале «ФедералПресс».

Остановка по требованию

По данным Росстата, средняя стоимость бензина в России за неделю с 4 по 9 июня выросла на 0,1% или 5 копеек, дизель прибавил всего 2 копейки. Учитывая, что неделей ранее было плюс 60 копеек по бензину и плюс 51 по дизелю, можно сказать, что цены на АЗС замерли на месте. Текущая средняя стоимость бензина – 43,48 рубля за литр, дизеля – 44,44 рубля.

Тем нем менее, в некоторых регионах стоимость топлива продолжила расти. Лидером стал Челябинск, где бензин подорожал на 2,4%,хотя при этом его стоимость, по сравнению с другими регионами, осталась относительно небольшой – 41,10 рубля за литр. В Кызыле, Элисте, Владимире и Севастополе топливо подорожало на 1,1-1,8%. В Самаре, по данным региональной службы статистики, за последнюю декаду с 9 по 18 июня бензин АИ-92 вырос в цене на 0,31%, АИ-95 – на 0,16%, а АИ-98 – сразу на 1,17%. По словам экспертов, это вынужденное движение некоторых независимых продавцов, которые пытаются повысить доходность своего бизнеса.

Зато сразу в 17 областных и республиканских столицах цены двинулись вниз. Сильнее всего в Красноярске – на 0,7%. В Астрахани бензин подешевел на 0,5%, Омске, Иваново, Ярославле и Архангельске – на 0,4%. Москва продемонстрировала стабильность – ни прироста, ни падения. В столице бензин АИ-92 можно было приобрести по цене от 40,80 до 45,50 рубля за литр, АИ-95 – от 44,80 до 47,65 рубля.

Замершие ценники на АЗС – не результат работы рыночных механизмов, цены были остановлены приказом сверху. «30 мая вице-премьер Дмитрий Козак проводил совещание с нефтяниками и взял с них обязательство, что они заморозят розничные цены по состоянию на этот день, - рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Кто-то после этого попытался повысить цены, но потом вернулся. В частности «Газпром-нефть» понизила цены на 30 копеек, что выйти на показатели 30 мая».

Пока в убыток

Цены остановлены, но еще не укрощены. «Для окончательной стабилизации розничных цен оптовые цены на нефтепродукты все еще слишком высокие, - отмечает генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. - Чтобы рост розничных цен остановился, биржевые должны упасть еще на несколько тысяч рублей на тонну».

Григорий Сергиенко отмечает, что в момент заморозки цен независимые АЗС работали в убыток из-за слишком высокой стоимости опта. «Поэтому было поставлено дополнительное условие, в связи с тем, что нефтяникам снизили акцизы, тем самым повысив доходность внутренних продаж, от них потребовали увеличить предложение топлива на бирже и для мелкооптовых продаж на 3% от уровня мая прошлого года, - отмечает эксперт. - Они это и делают. В результате понизились индексы на бирже, и мелкий опт начал снижаться в цене, что повысило доходность розницы. Кое-где у независимых продавцов по АИ-92 отрицательная маржа, но в целом постепенно розница выходит в плюс».

Плюс правда совсем небольшой, по словам Сергиенко, 3-5% и то не по всем видам бензина и не во всех регионах. Этого пока не достаточно, чтобы обеспечить оптимальную доходность АЗС, которая бы позволяла платить налоги, зарплаты и т.д.

«Той маржи, что есть сегодня, не хватает, чтобы покрыть половину затрат на работу АЗС, - делится президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов. - У нас появился какой-то рубль с литра, но мы не способны с этого платить людям зарплату, отдавать кредиты, обеспечивать сервис. Да небольшой откат оптовых цен произошел, но надолго ли? Когда у нас мелкий опт по цене равняется рознице, а потом мелкооптовая цена снижается на 350 рублей за тонну, это выглядит, как издевка».

Пока за остановку цен платят и производители бензина, и его продавцы. «Это бремя распределилось между независимыми АЗС и нефтяными компаниями, - поясняет Турукалов. - При этом ВИНКи могут недополученную прибыль в одном сегменте компенсировать за счет другого, а независимые АЗС – нет».

«Работа в невыгодных экономических условиях приводит к тому, что накапливается объем обязательств, которые потом, даже в случае исправления ситуации, сможет вынести далеко не каждое независимое предприятие, - предупреждает Баженов. - Ситуация может исправиться, но тот минус, в который вогнали независимый сектор еще долго будет иметь негативный эффект. Сегодня уничтожается заправочная инфраструктура, а инфраструктуры вертикальных сетей банально не хватит, чтобы удовлетворить потребности населения».

50 рублей за литр?

Михаил Турукалов считает, что предпосылки для быстрого роста цен на АЗС уже устранены. «Оптовые цены снизились, и продолжают снижаться, однако эти темпы замедлились в последние дни. Экспортный паритет несколько снизился в последнее время, однако он по-прежнему высокий», - отмечает эксперт.

Тем не менее, пока цены держит административный ресурс, а вовсе не экономика. Вопрос, насколько хватит этого ресурса? Григорий Сергиенко отмечает, что многое будет зависеть от уровня мировых цен на нефть, поскольку именно он определяет доходы от продажи сырья на экспорт и соответственно, куда нефтяники захотят отправить нефть и произведенные из нее нефтепродукты – на внутренний рынок или за рубеж.

«Еще примерно месяц такую «замороженную» ситуацию можно продержать. Дальше или придет помощь со стороны мирового рынка – снизятся цены из-за роста добычи странами ОПЕК+, или придется повышать экспортные пошлины», - считает Турукалов.

«Сегодня адекватная розничная цена 92-го бензина в текущих реалиях оптовых цен в районе 50 рублей за литр, - считает Павел Баженов. - Это, чтобы покрывать все затраты и что-то зарабатывать. Розничные цены сейчас не пускают вверх, но без последствий такое сдерживание пройти не может. Ведь критический рост этой весной как раз и был следствием того, чтобы сотворено на рынке нашим регулятором».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.